Отчетная документация по учебной практике
Студента заочной формы обучения
Группы Доз-14-1
ФИО Кочуевой Елены Николаевны
База практики: филиал МБОУ «Кишкинская средняя школа» детский сад «Светлячок» Нижегородской обл., Большемурашкинского р-а с.Холязино, ул. Пакина. д.77
Руководитель практики: заведующий Т.А. Подоляк
Посещение № 7, 8
ПОСЕЩЕНИЕ 7
Тема: Сенсорное воспитание детей второго и третьего года жизни
Задание 1. Изучение уровня сформированности сенсорных умений
Содержание задания:
1. Порядок предъявления игрушек: перед ребенком поочередно расставляют пособия для восприятия формы, величины, цвета;
2. Игрушки: разнообразные дидактических игрушек
3. Инструкция экспериментатора: "Сделай так же", "Дай такой же", "Дай красный (синий, зеленый, желтый)".
4. Действия ребенка: наблюдают за действиями ребенка.
Три точных действия указывают на уровень сформированности умения. В процессе проверки ведется запись по форме (табл. 9):
Таблица 9. Изучение уровня сформированности сенсорных умений
Ф.Имя, возраст ребенка | Порядок предъявления игрушек | Игрушки | Инструкция экспериментатора | Действия ребенка |
Злата 1 г.5мес | 1.Пособие для восприятия величины 2.Пособия для восприятия цвета 3.Пособие для восприятия формы | 1.Перед ребенком выкладывается маленький куб (высотой 7 см) из большого куба (высотой 10 см). 2.Две одинаковые пирамидки с двухцветными насадками. 3.Предметы разной формы -3 кубика, 3 кирпичика, 3 шарика. | 1.Ребенок должен вложить маленький куб в большой. Ребенок может пробовать 2-3 раза. Взрослый не помогает. 2.Снять насадки с пирамидок и смешать их. Объяснить ребенку, что на одну пирамидку мы наденем желтые кольца (покажите), а на другую — зеленые. Собрать пирамидку вместе с ребенком, повторяя: «Смотри, я беру желтое кольцо, где у нас пирамидка с желтыми кольцами? А вот это кольцо мы на какую пирамидку наденем?». 3.Из предметов разной формы по предлагаемому образцу и слову подобрать предметы такой же формы (например, к шарику шарик). Скатывает шарик с желобка и предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их. Затем берет один кубик, ставит его и предлагает найти еще кубики и построить дом. | 1.Играет, сравнивает, различает два разных по величине куба, подражая воспитателю. 2.Сняла кольца, осмотрела, попробовала на вкус. С помощью воспитателя нанизывала кольца на пирамидку, почти сама справилась с заданием. 3.Злата справилась –выбрала сначала кубики, а затем шары, отложила в руки воспитателю все шарики. А кубиками занялась играть. |
Дима 1г.10мес | 1.Пособие для восприятия формы | 1.Предметы разной формы (3 кирпичика, 3 кубика, 3 шарика, 3 призмы) | 1.Из предметов разной формы по предлагаемому образцу и слову подобрать шарик к шарику. Скатывает шарик с желобка и предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их. Затем берет один кубик, ставит его и предлагает найти еще кубики и построить дом. | 1.Дима выполняет оба задания–отобрал шарики, скатил их с желобка, по образцу взрослого (подражает), а из кубиков построил домик. |
2.Пособие для восприятия цвета | 2.Перед ребенком раскладываются 3 пары варежек трех цветов в следующем порядке: красная, зеленая, синяя, красная, синяя, зеленая. | 2.Ребенок должен к каждой варежке подобрать пару соответствующего цвета. | 2.Диме понравилось задание. Он справляется с ним с небольшой помощью воспитателя. | |
3.Пособие для восприятия величины | 3.Взрослый достает пирамидку из 4 разных по величине колец. | 3.Взрослый достает разобранную пирамидку, после чего предлагает ребенку собрать ее в правильной последовательности. | 3.Ребенок сам собирает пирамидку в правильной последовательности. |
|
|
Полученные данные анализируются и представляются в виде табл. 10.
Таблица 10. Результаты изучения сенсорных умений детей раннего возраста
(Логинова В.И., Саморукова П.Г)
Ф.И., возраст ребенка | Величина | Форма | Цвет | ||||||
соотносит | отождествляет | называет | соотносит | отождествляет | называет | соотносит | отождествляет | называет | |
Злата 1 г.5мес | да, сравнивает с помощью | не отождествляет в связи с неразвитой речью (плохо говорит) | нет | да | не отождествляет в связи с неразвитой речью (плохо говорит) | нет | с помощью взрослого | не отождествляет в связи с неразвитой речью (плохо говорит) | нет |
Дима 1г.10мес | да, сравнивает кольца; собирает и разбирает пирамидку | называет предмет-пирамидку и его изображение одинаково | да – больное-маленькое кольцо | да | называет предмет и его изображение одинаково | да | да-сравнивает предметы | отождествляет с помощью наводящих вопросов | с помощью взрослого |
в) Проведение исследования: эксперимент проводится индивидуально и состоит из двух серий. Использовала два набора бумаги, по 6 листов разного цвета форматом 10х15 см. В первом наборе посередине каждого листа находится белый квадрат размером 6х6 см. Во втором наборе на белом квадрате нарисован заяц. Сделать квадраты размером 6х6 см тех же цветов, что и в основных наборах. Для создания игровой ситуации используется игрушечная лиса.
|
Первая серия - перед ребенком выкладывается первый набор и квадраты, предлагается закрыть белый квадрат на большом листе маленьким квадратом так, чтобы они соответствовали по цвету. При этом взрослый не называет цвет.
Вторая серия - участвуют те же дети. Перед ребенком выкладывают второй набор и квадраты и показывают лису. Затем предлагают спрятать зайца от лисы, закрыв окошко в домике зайца квадратиком такого же цвета. При этом сам цвет не называют.
Обработка данных: количество правильных ответов по 2 сериям фиксируют в таблице. Уровень сформированности умения различать цвет в игровой ситуации:
Ф. И. серии | Красный квадрат | Синий квадрат | Желтый квадрат | Зеленый квадрат | Коричневый квадрат | Оранжевый квадрат |
Лиза-2,5г 1 серия | правильно | правильно | правильно | правильно | Не правильно | Не правильно |
2 серия | правильно | правильно | правильно | правильно | правильно | правильно |
Маша 2 г 1 серия | правильно | Не правильно | Не правильно | правильно | Не правильно | Не правильно |
2 серия | правильно | правильно | правильно | правильно | правильно | правильно |
Выводы, как игровая ситуация влияет на различение цвета.
г) Изучение умения ориентироваться в величине предметов:
Проведение исследования: приготовить одноцветную пирамидку из 4 колец. Ребенку сидит за столом, ему показывают пирамидку, затем на глазах ребенка снимают одно кольцо за другим, раскладывая их последовательно. После этого нарушают порядок и предлагают ребенку собрать пирамидку самостоятельно. Инструкцию можно повторить дважды. Расположение колец варьируется в следующем порядке: 1 вариант - 3,1,2,4 (в шахматном порядке); II вариант - 3,1,2,4 (в шахматном порядке); III вариант - 3,2,4,1; IV - 3,2,4,1 (в шахматном порядке). (Цифра 4 - самое большое кольцо, цифра 1 - самое маленькое).
Лиза-2,5г. Лиза справилась с заданием два раза:
1) собрала пирамидку с первого раза, когда расположение колец варьировалась в II варианте(3,1,2,4 (в шахматном порядке)). Инструкция для Лизы повторялась дважды. Сравнивала кольца путем наложения и на основе зрительного соотнесения.
2) собрала пирамидку с первого раза, когда расположение колец варьировалась в III вариант - 3,2,4,1. Инструкция для Лизы повторялась дважды. Сравнивала кольца путем наложения и на основе зрительного соотнесения.
Маша 2 г. Маша справилась с заданием один раз:
1)собрала пирамидку с первого раза, когда расположение колец варьировалась в II варианте(3,1,2,4 (в шахматном порядке)). Инструкция для Маши повторялась дважды.Подбирала кольца путем "проб и ошибок",
ПОСЕЩЕНИЕ №8