Её значение в воспитании детей дошкольного возраста.




Уважаемые студенты, сегодня вы разбираете последнюю тему нашей сессии.

Прочитайте данный материал и ответьте на предлагаемые вопросы.

1. Что такое научно-познавательная литература. Её особенности.

Её значение в воспитании детей дошкольного возраста.

3. Прочитайте одно из произведений указанных ниже авторов и выполните его анализ по следующему плану:

-автор, название произведения, жанр, тема (формулируется коротко, двумя-тремя словами), главные герои с краткой характеристикой, композиция, какие научные сведения получают дети, чему учит данное произведение.

Жду ваших ответов на пункты плана(электронная почта).

Тема: Научно-познавательнаялитература для детей (М.Пришвин, Б.Житков,К.Паустовский).

В детской литературе различают, как правило, художественную и научно-познавательную. В качестве разновидностей научно-познавательной литературы называют публицистическую, справочную, «деловую» (преобразованную производственно-практическую - практические советы в помощь самодеятельному творчеству).

Детская научно-познавательная литература - это литература, которая не только должна донести до ребенка специальные знания в доступной форме, но и увлечь его чем-то интересным, необычным и труднообъяснимым; приобщить ребенка к удовольствию творческого поиска, ответов на умные вопросы.

Кроме того, научно-познавательная литература может содержать в себе не только теоретические сведения, но и описания всевозможных опытов и экспериментов, стимулируя тем самым активное познание действительности.

Жанры и стили познавательной литературы очень разнообразны. Так, природоведческая тема помимо задач научно-популярного характера открывает большие возможности для постановки нравственных и философских проблем. Поэтому наблюдение за миром природы находит отражение в рассказах, описаниях, сказ­ках. Историческая тематика часто лежит в основе повестей или рассказов из исторического прошлого. Судьбе знаменитой в истории или науке личности посвящаются биографические жанры. Географические сведения облекаются часто в форму путешествий. Популяризация научно-технических знаний тяготеет к жанру познавательных бесед с яркими примерами и доступной манерой изложения.

Столь же разнообразны виды изданий познавательной литературы: от книжек-картинок, книжек с наклейками, книжек-игрушек, сборников рассказов и сказок до справочников и мно­готомных энциклопедий. Приемы и виды литературы, популяризирующей знания для детей, постоянно пополняются, неко­торые из них рождаются на наших глазах, другие имеют давнюю историю.

Но по-настоящему возможности познавательной литературы раскрылись в первые десятилетия XX века. За основу были взяты популярные в детской литературе формы и приемы, в основе которых — остросюжетное повествование, живая беседа, увлекательный рассказ. Например, в новом качестве предстал жанр путешествий. Герои познавательных книг отправлялись в мир науки и техники, и открывался он не в экзотических странах, а в знакомых лесах и полях, рабочих мастерских и лабораториях ученых. Толчком для познавательного путешествия служат вопросы-загадки («Бывают ли стены из воздуха?», «Почему вода не горит?»). Ответы на них требуют научных знаний, в поисках которых читатель отправляется с автором в воображаемое путешествие.

 

На службу познавательным целям были поставлены и такие популярные в детской литературе жанры, как сказки, рассказы, повести и даже фантастические романы. Создавали писатели и совсем оригинальные произведения. Например, познавательная книга Б.Житкова «Что я видел» (1939) написана от лица ребенка, или «Лесная газета» В.Бианки (1928), написанная в виде годового выпуска газеты.

Созданная в начале XX века традиция познавательной литературы продолжалась во второй половине века, теперь за перо брались ученики и последователи знаменитых популяризаторов. Примером такого ученичества может служить школа писателей-нату­ралистов, вдохновителем которой был Виталий Бианки. Вообще в 50 —80-е годы XX века заметно выдвинулась на первый план природоведческая литература. Это было неслучайно. Радость торжества человека над покоренной природой сменилась озабоченностью нынешним состоянием окружающего мира.

Характерной особенностью познавательной литературы для детей второй половины XX века является сложность научного материала, который в ней излагается. Она рассчитана на грамотного и эрудированного читателя, каким является современный ребенок. Его знакомят с техникой, основами химии, физики и электроники. Популярные сведения из русской и советской истории излагаются в жанре исторического рассказа. Наиболее издаваемыми во второй половине XX века были книги С.Алексеева, посвященные в основном героическим страницам национальной истории («Сто рассказов о войне», 1982). Исторические деятели в них оказывались рядом с вымышленными персонажами — людьми из народа, которые, по представлению писателя, и есть главные двигатели исторического процесса.

В современной познавательной книге для детей возрастает тяготение к энциклопедичности. Отсюда такая популярность детских энциклопедий, книг справочного характера. Знаменитая детская энциклопедия «Почемучка», которая увидела свет в 1988 году и не раз переиздавалась, являет собой блестящий образец отечественной познавательной литературы. Сказки, беседы, рассказы, загадки, стихотворные истории, ее составляющие, вводят ребенка в мир разнообразных знаний.


М.Пришвин.

Часто писатель говорил, что его призва­ние — быть выразителем «души природы»; в природе он видел вечный источник радости и творческих сил человека. О своей книге — «За волшебным колобком» (1907) — пи­сатель говорил, что это — «путешествие в страну без имени, без территории, куда все мы в детстве бежим... туда, где сохранилась древняя Русь, где не перевелись бабушки-задворенки, Кощеи Бессмертные и Марьи Моревны».

Особенности личности и таланта Пришвина — оптимизм, вера в человеческие возможности, в добрые начала, естественно зало­женные в каждом, поэтичность восприятия мира. Все это способст­вовало тому, чтобы начать писать для детей. Часто и те его произ­ведения, которые не предназначались маленьким читателям, ста­новились детским чтением. Хрестоматийным детским рассказом стала, например, завершающая глава его книги о художествен­ном творчестве «Журавлиная родина» (1929) — «Ребята и утя­та». Сюжет этой главы несложен: маленькая дикая утка перево­дит через дорогу утят, а видевшие это ребята «закидывают их шап­ками», чтобы поймать. И столь же прост вывод — обращение рас­сказчика к читателям: берегите птиц, населяющих лес и воды, дайте им совершить святое дело — вырастить своих детей! Писа­тель наполняет рассказ атмосферой радости бытия. Дети, отпу­стив утят, сами становятся добрее и чище.

Пришвин считал, что отделять детскую литературу от взрослой непреодолимой преградой не следует. «Испытанием таланту писа­теля для взрослых может служить маленькая вещица, годная в детскую хрестоматию, — замечал он. — Напротив, это плохой детский писатель, кто может писать только для детей».

Пришвин признавался, что больше всего боится «подыгрыва­ния детям, скидки на возраст». Он вкладывал в произведения для них полную меру знаний об окружающей жизни и природе, при этом стремясь к увлекательности и поэтичности изображе­ния. «Открыть в поэзии дверь для знаний и соединить одно с другим» — вот его задача. Не отрицая возрастных особенностей литературы для маленьких читателей, писатель обращался преж­де всего к ребенку, сохранившемуся в душе каждого взрослого. Вероятно, поэтому его произведения захватывают чувства и де­тей, и взрослых.

Писатель находил особую интонацию, манеру общения с детьми разного возраста. Для его рассказов, обращенных к подросткам, характерна мягкая разговорная манера, побуждающая к собствен­ным наблюдениям и раздумьям; в таких рассказах готовые выводы исключаются, авторское мнение не навязывается. А для малень­ких читателей он считал главным условием «простоту». Но про­стота бывает разная, говорил Пришвин. Есть внешняя простота примитива, а есть простота, возникающая как результат полного владения материалом и любви к своему читателю. «Нигде так не нужна простота языка, — писал он, — как в рассказах для ребен­ка младшего возраста, но никакой мастер и мудрец от стилистики не напишет такого рассказа, если он в то же время не способен погладить ребенка словом, как погладил бы его просто рукою по голове любящий детей человек».

Детские рассказы Пришвин создавал на протяжении всей сво­ей творческой жизни. Впоследствии они были объединены в не­сколько циклов: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин ва­ленок».

«Чудеса... совершаются везде и всюду и во всякую минуту на­шей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши — не слышим», — писал Пришвин. Детские его рассказы и направлены на то, чтобы раскрыть чудеса обычной жизни, пока­зать необыкновенное в обыкновенном. Крошечная его зарисовка «Быстрик» состоит всего из нескольких фраз: «Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. Теперь она вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью, и даже красная рябина морозом напудрена. Большой и спокойный ручей замерз, а маленький быстрик все еще бьется». Вот и весь рассказ, но сколько в нем философии и красоты! Так и видишь белизну снега на земле и на пнях и контрастный красный цвет рябины, хоть и припуд­ренной изморозью. И какая чудесная сила видится в этом быстри-ке, который все еще бьется, сопротивляясь морозным оковам.

Писатель верил в исцеляющую, обогащающую тайную силу природы и стремился приобщить к ней своего маленького читате­ля. В тех рассказах, где действуют и дети, это стремление выраже­но более открыто, так как там затрагивается моральная пробле­матика, поведение детей в мире природы.

Крошечный рассказ «Лисичкин хлеб» дал название книге, вы­шедшей в 1939 году. Героиня рассказа Зиночка вовлечена автором в своеобразную игру: узнав от него о том, чем питаются лесные обитатели, она вдруг заметила в корзинке кусок хлеба и «так и обомлела»:

— Откуда же это в лесу взялся хлеб?

— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста...

— Заячья...

— А хлеб Лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть.

— Хороший Лисичкин хлеб.

Даже самый маленький читатель может самостоятельно извлечь из такого рассказа заложенный в него смысл. Зиночка, вероятнее всего, не стала бы есть «просто хлеб» да еще похваливать, не будь он «лисичкин». Автор позволяет себе лишь тень иронии, к своим маленьким героям он относится бережно и нежно. И в рассказе «Сухостойное дерево» дети сами приходят к выводу, кто виноват в том, что прекрасное живое дерево засохло. Виноваты люди — ведь это они его повредили так, что в нем прекратилось движение со­ков. И хотя об этом вскоре узнали червяк и дятлы, но не они — причина гибели, «потому что нет у них ни ума человеческого, ни совести, освещающих вину в человеке... Каждый из нас родится хозяином природы, но только должен много учиться понимать лес, чтобы получить право им распоряжаться и сделаться настоя­щим хозяином леса». Писателю здесь остается только подытожить чувства детей, выразить их мысли.

Мысль, что душа ребенка живет и во взрослом человеке, не оставляла Пришвина никогда. Он считал, что величайшее дости­жение человеческих усилий — ребенок, воспитанный в сознании взаимосвязи с великим целым — природой, в убеждении, что он всегда должен быть на ее стороне, защищать и оберегать ее. Этой теме посвящен его автобиографический роман «Кащеева цепь».

«Мне думается, — говорил Пришвин, — что каждый писа­тель, пишущий для детей, должен прежде всего представить себя ребенком, т.е. возвратиться мысленно в собственное детство. Для меня мои частые встречи с природой — это именно возвращение в свое детство, и в рассказах для детей я пробую смотреть глазами ребенка».

Б.С.Житков (1882— 1938) опубликовал свои первые рассказы для детей в 1924 году. К этому времени у него за плечами был большой жизненный путь, полный упорного и увлекательного труда по освоению многих наук и профессий. Он то преподавал детям химию и математику, то, изучив летное дело, принимал в Англии авиамоторы для русских самолетов, то строил корабли, а затем плавал на них штурманом. Этот богатый жизненный опыт и дал Житкову материал для творчества. После публикации первых своих рассказов он полностью погружается в литературную дея­тельность — становится автором и редактором детских книг, со­трудником журналов «Воробей», «Чиж» и «Пионер», драматур­гом Театра юного зрителя.

Более ста произведений для детей создал Житков за 15 лет. Передавая маленьким читателям поистине энциклопедические знания и делясь жизненным опытом, писатель наполнял свои произведения высоким нравственным содержанием. Его рассказы посвящены человеческой храбрости, мужеству, доброте, переда­ют романтическую увлеченность делом.

Вопрос о мужестве, о самой его природе особенно занимал Житкова: «Я о нем много думал. Особенно в детстве. Хорошо быть храбрым: все уважают, а другие боятся. А главное, думал я, ни­когда нет этого паскудного трепета в душе, когда ноги сами тя­нутся бежать... И я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за которого столько подлостей на свете делает­ся. Сколько друзей, товарищей, сколько самой бесценной правды предано из-за трусости: не хватило воздуху сказать!» Храбрость — пробный камень для героев Житкова. Экстремаль­ные обстоятельства проявляют в человеке скрытые качества его натуры. Так, неудачливый тореро, когда-то испугавшийся быка и теперь работающий угольщиком на корабле, беспаспортный бро­дяга, достойно ведет себя во время крушения и готов вздуть капи­тана, виновника этой беды. Он решил для себя: «Я теперь всю жизнь ничего не смею пугаться» («Погибель»).

Много внимания уделял Житков научно-познавательной ли­тературе для детей. Он написал немало книг и очерков по истории науки и техники. В журнале «Воробей» писатель вел отделы «Как люди работают», «Бродячий фотограф», «Мастеровой». Эти публи­кации вошли в состав первых его познавательных книг: «Сквозь дым и пламя» (1926), «Кино в коробке» (1927), «Телеграмма» (1927). Из них дети узнали о том, как трудятся люди разных профессий, как самому смастерить ту или иную вещь. Житков рассказывал, что такое телеграф, радио, электричество...

Увлечь юных читателей самим процессом научного и техниче­ского поиска, показать романтику преодоления трудностей, взлет мысли — вот что воодушевляло писателя при создании таких про­изведений. «Я нисколько не сомневаюсь, — говорил он, — что к самым радикальным вопросам, вплоть до Эйнштейновой теории, можно в упор подвести ребят, и хорошо, если от этого у них закружится голова...» В центре его научно-художественных произ­ведений всегда стоит творец науки и техники — человек. И чита­теля своего Житков заставлял проходить вместе с исследователем или изобретателем весь их путь к неизведанному, показывая, сколь трудна дорога к вершинам человеческой мысли.

Большинство своих познавательных книг писатель создавал для детей младшего возраста. Его все больше захватывала идея напи­сать произведение энциклопедического характера для совсем ма­леньких читателей — от трех до шести лет. В результате в 1939 году, посмертно, появилась знаменитая книга «Что я видел? Рассказы о вещах» («Почемучка»), на которой выросло не одно поколение детей. Тонкий знаток детской психологии, Житков решил, что для усвоения и запоминания различных сведений лучше всего ве­сти рассказ от лица сверстника читателя. Четырехлетний Алеша, названный «Почемучкой», не просто повествует о чем-то, а еще и сообщает свои впечатления о вещах и событиях. Благодаря это­му огромный познавательный материал не подавляет малыша, а возбуждает его любопытство: ведь рассказывает сверстник. «Его чувства, причины, их породившие, ближе всего, понятнее будут маленькому читателю», — был уверен автор.

Чтобы рассказать о вещах незнакомых, Алеше приходится объяс­нять увиденное при помощи уже освоенных им понятий. Так в «Почемучке» осуществляется известный дидактический принцип «от простого к сложному». «Лошадки везли печку на колесах. У ней труба тоненькая. И дядя военный сказал, что это кухня едет»; «Якорь очень большой и железный. И он сделан из больших крючков» — так даются первые «научные» сведения. И не только знания о ве­щах получает малыш из этой книги, но и уроки общения с людь­ми. Кроме Алеши здесь действуют такие персонажи, как дядя во­енный, мама, бабушка, друзья. Каждый из них индивидуален, у каждого свои действия, и главный герой постепенно начинает понимать, что именно ему нужно воспитывать в себе.

+Житков создал для детей младшего возраста еще несколько десятков новелл, собранных в книги «Что бывало» (1939) и «Рас­сказы о животных» (1935). В первом из этих сборников писатель преследует ту же цель, что и в произведениях о морских приклю­чениях: он испытывает нравственность и мужество своих героев перед лицом опасности. Сюжеты тут разворачиваются более лако­нично: в них одно событие, одна жизненная ситуация. Внимание маленького читателя удерживается внезапным, неожиданным по­воротом сюжета. Житков вообще часто поручал в своих произведениях пове­ствование детям. Этот прием помогает писателю показать, как воображение ребенка начинает работать, разбуженное эстети­ческим переживанием. Мальчик Боря восхищен пароходиком, стоящим на полке: «Я такого никогда не видел. Он был совсем настоящий, только маленький... И блестел перед рулем винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие замечательные! Если бы хоть один у меня такой был!». Мечтательный герой насе­ляет суденышко крохотными человечками и в страстном жела­нии их увидеть в конце концов ломает игрушку. Он горько пла­чет, потому что у него доброе сердце и он не хотел огорчать бабушку, для которой пароходик дорог как память («Как я ловил человечков»).

В каждом создаваемом им персонаже Житков неизменно под­черкивает наличие или отсутствие доброты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: