Становление и развитие системы дополнительного образования.




 

В развитии системы дополнительного образования в России можно условно выделить пять этапов:

1-й этап (17в. - начало 20-го в.) – период зарождения внешкольных детских объединений;

2-ой этап (1920-1930-е гг.) – период становления системы воспитательной деятельности внешкольных учреждений;

3-й этап (1941-1956 гг.) – период развития массовых форм работы, взаимодействия внешкольных учреждений со школой;

4-й этап (1957-1991 гг.) – период усиленного внимания к методической деятельности внешкольных учреждений, расширения их сети увеличивается числа молодежных объединений и клубов;

5-й этап (с 1992 г. по настоящее время) – период преобразования системы внешкольной работы в систему дополнительного образования детей, ее интенсивного развития, обновления.

Дополнительное образование детей относится к педагогическим феноменам, одновременно новым для российского образования и имеющим многолетнюю историю. Включённое в образовательную систему Российской Федерации в 1992 г. Законом РФ «Об образовании» дополнительное образование создано на базе внешкольных учреждений.

В соответствии с этим законом «Об образовании» учреждения дополнительного образования детей названы в ряду разных типов образовательных учреждений, деятельность которых регулируется основе уставом каждого конкретного образовательного учреждения. Основные задачи учреждения дополнительного образования:

обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественного от 6 до 18 лет;

· адаптация к жизни общества;

· формирования общей культуры;

· организация содержательного досуга

Учреждения дополнительного образования детей - социально-педагогическая система, которая создана обществом, функционирует на основе социального заказа, выполняет определенную миссию, оказывает широкий спектр разнообразных услуг, удовлетворяет постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные, образовательные потребности детей.

 


Теория и методика дополнительного образования.

Дополнительное образование рассматривается также обязательной составляющей всех типов организационных моделей внеурочной деятельности. Названная тенденция предопределена усилением в настоящее время внимания к дополнительному образованию детей со стороны государства и общества как к системе разностороннего развития личности ребенка через активные формы деятельности, к сфере реализации его потенциальных возможностей и интересов. Опираясь на научно-методическую литературу и собственный опыт, мы выделяем формы, методы и приёмы нашей работы:

Методы и приёмы, используемые в образовательном процессе. – объяснительно-иллюстративный (показ, объяснение, рассказ, беседа, диалог, демонстрация видеоматериалов, прослушивание музыкального материала (аудиозаписи)); репродуктивный метод (воспроизведение упражнений под музыку и под счёт, многократное повторение танцевальных элементов, проговаривание специальной терминологии); – проблемный метод (нахождение образов путём совместного обсуждения эмоциональной идеи композиции, сочинение в соответствии с найденным образом отдельных танцевальных движений, включение в занятие элементов анализа и самоанализа деятельности); – частично - поисковый метод (самостоятельное сочинение учащимися этюдов в соответствии с определённым для них образом, характером и манерой исполнения, импровизация на заданную педагогом тему). Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т. д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.


Содержание дополнительного образования

1. Работа объединений дополнительного образования осуществляется на основе годовых и других видов планов, образовательных программ и учебно-тематических планов, утвержденных директором школы-интерната.

2. В объединениях дополнительного образования реализуются программы дополнительного образования для детей различного уровня (начального, основного и среднего общего образования) и направленностей (физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, научно-технической и социально-педагогической).

3. Занятия в объединениях дополнительного образования могут проводиться по программам одной тематической направленности или интегрированным программам.

4. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательных и воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно - гигиенических норм, материально-технических условий.

5. Педагогические работники дополнительного образования могут пользоваться примерными программами либо использовать программы других учреждений дополнительного образования детей.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: