Теоретико-методические основы дополнительного образования.




История развития дополнительного образования в России

В России накоплен уникальный опыт функционирования государственной системы внешкольной работы (дополнительного образования). Данный вопрос рассматривается в трудах В. А. Березиной, В. П. Голованова, А. В. Золотаревой, Л. Ю. Кругловой, Е. В. Смольникова, М. О. Чекова и др.

Ученые выделяют некоторые этапы в развитии дополнительного (внешкольного) образования детей:

Первый эт ап – возникновение (1905-1917 гг.). Различные формы внешкольного образования детей начали возникать в России еще в XVIII веке (одним из первых был литературный кружок П. Сумарокова, 1756 г.). Однако организационное развитие внешкольных форм работы можно отнести к началу ХХ века: у их истоков стояли С. Т. Шацкий, А. У. Зеленко.

Второй этап – становление (1918-1939 гг.). В послереволюционный период С. Т. Шацкий открыл первую опытную станцию по народному образованию. В основу концепции Шацкого легла идея «открытой» школы. Внешкольное образование было включено в общую систему народного просвещения.

В этот период развития внешкольной работы можно отметить обновление содержания и форм воспитательной работы. К формам организации деятельности относились: клубы («Детский рабочий клуб имени Мировой революции»), отряды («Детский пролеткульт» в г. Туле), дома (дом художественного воспитания для пролетарских детей в Петрограде)

Третий этап – развитие (1940-1960 гг.). Внешкольные учреждения принимались на бюджет органов народного образования, для них строились помещения, готовились профессиональные кадры. Таким образом, на рубеже 40-х годов в нашей стране сложилась определенная и достаточно широкая сеть внешкольных детских учреждений.

Четвертый этап – расцвет (1961-1986 гг.). В 70-80-е годы создается широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом дифференциации интересов детей. Это – учреждения министерства речного и морского флота, технические кружки и клубы. Появляются детские театры, ансамбли, активизируется работа клубов по месту жительства и работа с детьми в разновозрастных отрядах.

Пятый этап – кризис, спад (1987-1992 гг.). Уже начиная с 1986 г. расходы на образование в государстве стали существенно уменьшаться, нехватка средств привела к резкому сокращению масштабов деятельности внешкольных учреждений и их количества.

Шестой этап – стабилизация, выход из кризиса (с 1993 г. по настоящее время). В 1992 г. с выходом нового закона «Об образовании» внешкольным учреждениям вернули статус образовательных учреждений и назвали учреждениями дополнительного образования детей (УДОД).

 


Теоретико-методические основы дополнительного образования.

 

Дополнительное образование детей это - составная (вариативная) часть общего образования, существенно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве.

Сущность дополнительного образования выявляется в следующих свойствах:

- открытость дополнительного образования: между дополнительным образованием и окружением существуют взаимосвязи;

- динамичность дополнительного образования (оно непрерывно адаптируется к изменяющимся условиям) и сложность (оно состоит из многочисленных подсистем);

- самоуправляемость развития дополнительного образования:

Цель дополнительного образования состоит в оказании педагогической поддержки обучающимся в их социальном самоопределении, в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.

Задачи дополнительного образования:

- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;

- определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с детьми с учетом их возраста, вида учреждения.

- формирование условий для создания единого образовательного пространства;

- расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов

- создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей;

- обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности;

Функции дополнительного образования:

- личностно образующая, учитывающая интересы и склонности ребенка

- адаптационная, выражающаяся в оказании педагогической помощи учащимся

- психолого-терапевтическая, способствующая самореализации ребенка как одной из сущностных потребностей человека

-профилактическая, обеспечивающая детей различными видами полезной деятельности и тем самым сокращающая пространство девиантного поведения;

- учебно-информационная, позволяющая расширить кругозор учащихся

 

Принципы дополнительного образования:

· Вариативности. Право на выбор добровольного участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, проводимых системой дополнительного образования

· Принцип непрерывности. Право на непрерывный творческий рост в системе различных подразделений дополнительного образования

· Принцип целостности. Право приобретения целостного представления о процессах и явлениях, изучаемых дополнительно

· Принцип социокультурных связей. Право на широкое освоение внешней социокультурной среды

· Принцип успешности. Право, гарантирующее возможность каждого на успех

· Принцип системности. Право, гарантирующее получение общей культуры на уровне как федерального, так и регионального и школьного образовательного пространства

· Принцип программности. Право, определяющее возможность получать дополнительное образование в соответствии с самым широким спектром познавательных потребностей и интересов учащихся

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: