История развития дополнительного образования в России
В России накоплен уникальный опыт функционирования государственной системы внешкольной работы (дополнительного образования). Данный вопрос рассматривается в трудах В. А. Березиной, В. П. Голованова, А. В. Золотаревой, Л. Ю. Кругловой, Е. В. Смольникова, М. О. Чекова и др.
Ученые выделяют некоторые этапы в развитии дополнительного (внешкольного) образования детей:
Первый эт ап – возникновение (1905-1917 гг.). Различные формы внешкольного образования детей начали возникать в России еще в XVIII веке (одним из первых был литературный кружок П. Сумарокова, 1756 г.). Однако организационное развитие внешкольных форм работы можно отнести к началу ХХ века: у их истоков стояли С. Т. Шацкий, А. У. Зеленко.
Второй этап – становление (1918-1939 гг.). В послереволюционный период С. Т. Шацкий открыл первую опытную станцию по народному образованию. В основу концепции Шацкого легла идея «открытой» школы. Внешкольное образование было включено в общую систему народного просвещения.
В этот период развития внешкольной работы можно отметить обновление содержания и форм воспитательной работы. К формам организации деятельности относились: клубы («Детский рабочий клуб имени Мировой революции»), отряды («Детский пролеткульт» в г. Туле), дома (дом художественного воспитания для пролетарских детей в Петрограде)
Третий этап – развитие (1940-1960 гг.). Внешкольные учреждения принимались на бюджет органов народного образования, для них строились помещения, готовились профессиональные кадры. Таким образом, на рубеже 40-х годов в нашей стране сложилась определенная и достаточно широкая сеть внешкольных детских учреждений.
|
Четвертый этап – расцвет (1961-1986 гг.). В 70-80-е годы создается широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом дифференциации интересов детей. Это – учреждения министерства речного и морского флота, технические кружки и клубы. Появляются детские театры, ансамбли, активизируется работа клубов по месту жительства и работа с детьми в разновозрастных отрядах.
Пятый этап – кризис, спад (1987-1992 гг.). Уже начиная с 1986 г. расходы на образование в государстве стали существенно уменьшаться, нехватка средств привела к резкому сокращению масштабов деятельности внешкольных учреждений и их количества.
Шестой этап – стабилизация, выход из кризиса (с 1993 г. по настоящее время). В 1992 г. с выходом нового закона «Об образовании» внешкольным учреждениям вернули статус образовательных учреждений и назвали учреждениями дополнительного образования детей (УДОД).
Теоретико-методические основы дополнительного образования.
Дополнительное образование детей это - составная (вариативная) часть общего образования, существенно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве.
Сущность дополнительного образования выявляется в следующих свойствах:
- открытость дополнительного образования: между дополнительным образованием и окружением существуют взаимосвязи;
- динамичность дополнительного образования (оно непрерывно адаптируется к изменяющимся условиям) и сложность (оно состоит из многочисленных подсистем);
- самоуправляемость развития дополнительного образования:
|
Цель дополнительного образования состоит в оказании педагогической поддержки обучающимся в их социальном самоопределении, в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.
Задачи дополнительного образования:
- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;
- определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с детьми с учетом их возраста, вида учреждения.
- формирование условий для создания единого образовательного пространства;
- расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов
- создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей;
- обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности;
Функции дополнительного образования:
- личностно образующая, учитывающая интересы и склонности ребенка
- адаптационная, выражающаяся в оказании педагогической помощи учащимся
- психолого-терапевтическая, способствующая самореализации ребенка как одной из сущностных потребностей человека
-профилактическая, обеспечивающая детей различными видами полезной деятельности и тем самым сокращающая пространство девиантного поведения;
- учебно-информационная, позволяющая расширить кругозор учащихся
Принципы дополнительного образования:
· Вариативности. Право на выбор добровольного участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, проводимых системой дополнительного образования
|
· Принцип непрерывности. Право на непрерывный творческий рост в системе различных подразделений дополнительного образования
· Принцип целостности. Право приобретения целостного представления о процессах и явлениях, изучаемых дополнительно
· Принцип социокультурных связей. Право на широкое освоение внешней социокультурной среды
· Принцип успешности. Право, гарантирующее возможность каждого на успех
· Принцип системности. Право, гарантирующее получение общей культуры на уровне как федерального, так и регионального и школьного образовательного пространства
· Принцип программности. Право, определяющее возможность получать дополнительное образование в соответствии с самым широким спектром познавательных потребностей и интересов учащихся