Так как в центре системы дополнительного образования детей находится ребенок, считаем необходимым назвать следующие основополагающие документы международного и федерального значения, в которых закреплены его права на образование:
* Декларация прав ребенка, провозглашающая, что «ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях» (принцип 7);
* Конвенция о правах ребенка, в которой указывается, что «государства-участники признают право ребенка на образование» (статья 28) и соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка;
* Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на образование» (статья 43);
Федеральная нормативно-правовая база
* Закон РФ «Об образовании» от 01.04.2012 г (№ 67 с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.07.2012)
* Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ)
* Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
* Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751)
* Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р)
* «Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей» (Письмо Минобрнауки РФ от 26.03.2007 г. № 06-636)
* Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06- 1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"
|
15. Особенности в подготовке специалистов для современного дополнительного образования.
Важнейшие черты непрерывного образования – опережение, инновационность, само‐ стоятельность, адаптивность, гибкость, мобильность, многопрофильность, многоуровневость, междисциплинарность, креативность -именно такими качествами должен обладать специалист в системе доп.образования. Всепроникающий характер системы непрерывного образования способствует профессиональной мобильности человека, развитию у него потребностей в саморегуляции и самоконтроле, актуализации ценности форм и методов организации свободного времени. Перед системой повышения квалификации педагогов дополнительного образования стоят следующие
задачи: -стимулировать потребность специалиста в деятельности по потреблению и воспроизводству ценностей актуальной культуры; -вовлекать специалиста в систему социокультурного творчества;
- развивать профессионально важные качества и свойства личности специалиста; адаптировать человека к профессиональной деятельности;
-компенсировать дефицит профессиональных знаний, умений и навыков, отсутствие опыта
16. Зарубежный опыт в развитии современного дополнительного образования.
Формирование инновационной направленности сферы дополнительного образования пред- полагает использование определенных критериев: новизны, актуальности, оптимальности, высокой результативности, стабильности, возможности применения инновации в массовом опыте.
|
В странах Западной Европы доминирует концепция попечения. Развитая попечительская система приводит к тому, что большая часть финансовой помощи со стороны национального и местного правительства, ориентированная на нужды молодежи, направляется детям и молодым людям с серьезными проблемами. Именно поэтому сфера неформального образования в большинстве стран Западной Европы имеет частный характер.
В странах Восточной и Центральной Европы доминирующей является концепция развития. Предпочтение вкладывать средства в интересы большей группы детей и молодежи, не имеющих проблем, финансирование осуществляется на государственные средства.
Нидерланды являются децентрализованной страной, в которой государство не играет актив- ной роли в отношении сферы неформального образования. Большинство учреждений допол- нительного образования – частные. Поддержку частным инициативам в виде субсидий иногда оказывают органы местного управления.
17. Теория и методика современного дополнительного профессионального образования.
Теория: Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию. Одним из основных требований, предъявляемых к образованию на современном этапе, является его непрерывность и преемственность результатов на всех этапах обучения. Вопрос непрерывности образования возникает в связи с тем, что полученные знания быстро устаревают и количество новых знаний стремительно увеличивается.
|
Методика: Одним из условий организации продолжительного качественного образования является модульная система организации программ переподготовки.
Программа, построенная на модульной основе, позволяет обеспечивать дискретность обучения, разделив программу профессиональной переподготовки на отдельные подпрограммы – специализации и получать обучение, реализуя последовательно программы разных уровней.
Для расширения возможностей системы ДПО и поднятия качества обучения большое значение приобретает использование дистанционного обучения (ДО). Эта форма организации образования основана на использовании персональных компьютеров, электронных учебников, функционального программного обеспечения и средств коммуникаций, представляющих современные технологии обучения. Учебный процесс в основном проходит в режиме самостоятельной работы обучаемого.
Формы дополнительного образования | Контингент слушателей | Сроки обучения | Документ об образовании(государственного образца) |
Профессиональная переподготовка (получение дополнительной квалификации) | Специалисты с высшим образованием, студенты и аспиранты | От 750 часов общей трудоемкости | Диплом о дополнительном (к высшему) образовании |
Профессиональная переподготовка (новый вид профессиональной деятельности) | Специалисты с высшим и средним профессиональным образованием | От 250 часов аудиторных занятий | Диплом о профессиональной переподготовке |
Повышение квалификации | Специалисты с высшим и средним профессиональным образованием | От 16 до 250 часов | Удостоверение |
19. Процесс обучения в системе профессионального дополнительного образования.
Профессиональное дополнительное образование - дополнительное образование, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня.
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — одна из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая включает в себя переподготовку специалистов (второе высшее образование), повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку и самообразование. Оно занимает наиболее продолжительный период в жизни человека и в системе его непрерывного образования, так как фактически начинается от «старта» профессиональной деятельности и продолжается до ее «финиша».
Процесс обучения в системе профессионального дополнительного образования не сильно отличается от процесса получения профессионального образования и представляет собой процесс освоения программ ДПО в формах, предусмотренных Федеральным законом «Об Образовании» (повышение квалификации; профессиональная переподготовка), а также полностью или частично в форме стажировки.
Порядок обучения зависит от выбранной формы. Если вы получаете дополнительное образование с отрывом от производства, то все занятия проводятся на базе обучающей организации по разработанному и утвержденному графику.
Если учитесь без отрыва от производства, то материалы располагаются в специальной образовательной среде на сайте учебного учреждения. Логин и пароль выдают каждому студенту лично.
Срок обучения зависит от его вида.
Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использовании при исполнении своих должностных обязанностей. Содержание стажировки определяется с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержанием дополнительных профессиональных программ. По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.
Следует отметить открытость системы ДПО, ее ориентацию на конечный результат, связанный с решением актуальных профессиональных проблем, гибкость, определяемую возможностью учета объективных потребностей специалистов в их профессионально-личностном развитии. Особенностью сферы ДПО является участие в ней специфической категории взрослых обучающихся, имеющих базовое профессиональное образование и опыт профессиональной деятельности.