Заявка
На участие во всероссийском конкурсе нестандартного дидактического оборудования, материала и пособия «Лучшее дидактическое пособие»
ФИО автора работы Мартынова Анна Михайловна
Место работы Структурное подразделение «Детский сад №56» ГБОУ СОШ №4 г. о. Сызрань Самарская область
Должность педагог-психолог I квалификационной категории
Название представляемого методического материала Пальчиковый театр «Репка», «Теремок», «Колобок»
Электронная почта annushka1407@yandex.ru
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пальчиковый театр – театрализованная, дидактическая, сюжетно-ролевая игра. С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности, так как театрализованные игры повышают эмоциональный подъем, жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции. Это прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. В ходе игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций. Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для детей, а именно:
· развивается мелкая моторика рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков)
· вырабатывается способность к концентрации внимания, так как ребенок старается не пропустить «выход» своего персонажа
· тренируется память при заучивании реплик героев
· развивается фантазия и воображение при театральных постановках, сценках-импровизациях
· обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым
· развивается пространственное мышление в процессе перемещения персонажей по сцене (такие важные понятия как «лево» и «право», «вниз» и «верх», предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме)
· развиваются артистические и творческие способности детей
· повышается уверенность в себе, ребенок становится более общительным
Главное, что при помощи фигурок пальчикового театра перед ребенком открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у ребенка появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование пальчиковых кукол помогает ему дистанцироваться от проблемных, трудных ситуаций. Уникальность пальчикового театра состоит в том, что он помогает привить детям любовь к речи, раскрыть всю ее многогранность и красоту. Пальчиковые куклы несут в себе положительную энергию, пробуждают у ребенка желание говорить, что является мощным стимулом для всестороннего развития его речи.
Использование куклотерапии в работе педагога-психолога
с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Ладошки нужны нам, чтобы умыться,
Кашу поесть и компота напиться,
Еще можно с ними театр устроить,
И пальчики ваши на актерство настроить.
Играть, веселиться, вести свою роль
Будет в театре любимый герой.
Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Еще в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральный паралич), с помощью кукол (в процессе репетиций) постепенно реабилитируются.
Куклотерапия может использоваться в разных направлениях коррекционно-развивающей работы: игротерапии, сказкотерапии, арт-терапии.
Этот метод психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, заключается в коррекции их поведения и эмоционального состояния посредством пальчикового театра. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя).
Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:
· коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив
· релаксационную – снижение эмоционального напряжения детей с ограниченными возможностями здоровья
· развивающую – развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия и т.д.)
· обучающую – обогащение информацией об окружающем мире
Задачи куклотерапии:
· совершенствование мелкой моторики руки, координации движений
· развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок с ограниченными возможностями здоровья не может или не позволяет себе проявлять
· обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний
Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Таким посредником становится кукла.
Благодаря кукле ребенок приобретает психологическую защиту и действует от имени куклы. Общение с такой куклой способствует самоидентификации ребенка и расширяет возможности его взаимодействия с окружающим миром. От имени куклы дети учатся задавать вопросы и отвечать на них. Особенно это важно для аутичных детей. Благодаря куклотерапии создается особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также достигаются следующие результаты:
· развивается речь детей
· развивается эмоциональная и моторная адекватность
· повышается качество коммуникации
· развивается пространственная ориентация
· формируются нравственно-этические навыки
· преодолеваются поведенческие проблемы
Пальчиковые куклы отображают разных животных из любимых сказок, они яркие и красивые. Благодаря своей фактуре они учат ребенка дифференцировать свои ощущения.
Пальчиковый театр пользуется особой популярностью у детей. В нем все герои, сцена и сюжет расположены на одной или двух руках. Надевают сначала на свой палец одну куколку и с ней разыгрывают простой сюжет, любимую сказку, например, «Теремок». Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с малышами, создавая ощущение того, что он - живой актер. Пальчиковый театр - лучший тренажер для развития речи и эмоциональной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Он развивает у ребенка способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того, игра просто повышает настроение. С помощью пальчиковых кукол осуществляются сказочные театральные постановки.
Интонационные упражнения на звукоподражание голосам животных, изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя сказки в определенной ситуации позволяют развивать артикуляционный аппарат ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция.
Вариативность использования пальчикового театра:
· разучивание потешек
· куклы можно использовать для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо); для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа – слева», «рядом», «друг за другом»
· разыгрывание сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок»
· выполнение заданий: придумай свою сказку, угадай героя, «Назови какого цвета герой?» (колобок – желтый, лиса – оранжевая, мышка - серая), «Кто как говорит» (звукоподражание), «Мир эмоций» (грусть, радость, гнев, удивление)