Развитие грамматического строя речи




Показатели речевого развития


Возраст Фонетическая сторона речи Грамматический строй речи Лексическая сторона речи Связная речь
3-4 года Ребенок можетзаниматься зву­коподражатель­ными упражне­ниями (кваква, пи-пи-пи, ду-ду-ду и т.п.), произнося громко гласные звуки. У него появляется осо­бая чувствитель­ность к звуковой стороне речи   Активно упот­ребляет грам­матические формы. Различает единственное и множественное число предметов (посуда, одежда, игрушки). Пра­вильно упот­ребляет слова, обозначающие детенышей жи­вотных, выделя­ет признак пред­метов (форма, цвет, величина), согласовывает глагол во времени с существитель­ным, понимает назначение предлогов, поль­зуется разной интонацией (во­просительной, повествователь­ной, побуждаю­щей)   Отражает и речи сначала предметы ближайшего окружения, потом призна­ки предметов, затем живот­ных, овощи, фрукты, расте­ния и т.д.   Ребенку свой­ственна диало­гическая речь. Он в состоянии начать neрecкaз сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), а иногда с помо­щью вопросов взрослого и про­должить ее. Умеет рассматри­вать картинки, игрушки; отве­чая на вопросы. Способен поде­литься увиден­ным и пережи­тым. Вычленяет индивидуальные обращения к нему. Показа­телем является инициативная речь  
4-5 лет В большинстве своем произ­носит четко все звуки родного языка. Воспри­имчив к ритмико - слоговой структуре слов. Легко подражает окружающим звукам и шумам в природе: ветру, водичке, жукам, насосу и др. Мо­жет варьировать темп и интона­ционную выра­зительность, чи­тая сказки и сти­хи. Различает слово, звук   Творчески применяет усво­енное: упраж­няется в упот­реблении ро­дительного па­дежа множест­венного числа существительных, глаго­лов повелитель­ного наклоне­ния. Словотвор­чество является нормой   Выделяет и предметах свойства, каче­ства, детали, части и слове­сно их обо­значает. Умеет подбирать к предмету соот­ветствующие действия. Спо­собен к эле­ментарному обобщению предметов в родовые кате­гории (мебель, посуда, одеж­да)     Может отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по картине, опи­сывать особен­ности игрушки, передавать свои­ми словами лич­ные впечатления  
5-6 лет 5-6 лет Способен про­износить труд­ные звуки, речь отчетливая. Использует сред­ства интонаци­онной вырази­тельности: груст­но, весело, торже­ственно читает стихи, регулирует громкость голоса и темп речи при разных обстоя­тельствах, поль­зуется повествовательной, вопросительной и восклицатель­ной интонация­ми. Может обна­ружить в речи сверстников и взрослых ошиб­ки в произноше­нии   Насыщает свою речь словами, обозначающими все части речи. Активен в словотворчестве, словоизменении и словообра­зовании, задает много поиско­вых вопросов. Способен устана­вливать и отра­жать в речи причинно-следственные связи, обобщать, анализировать и систематизиро­вать. Умеет согласовывать прилагательное с существитель­ным в роде, чис­ле, правильно ис­пользовать су­ществительное единственного и множественного числа в роди­тельном паде­же, употреблять сложноподчи­ненные пред­ложения. У ребенка появля­ется критичес­кое отношение к своей речи   Свободно поль­зуется обоб­щающими словами, груп­пируя предме­ты по родо­вым призна­кам. Развива­ется смысло­вая сторона речи ребенка (синонимы, антонимы, от­тенки значе­ний слов, вы­бор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях)   Хорошо пони­мает прочитан­ное, отвечает на вопросы по содержанию и способен переска­зать сказку, ко­роткие рассказы. Использует сино­нимические вы­ражения, спосо­бен участвовать в коллективном пересказе. Мо­жет рассказы­вать по картинке (по серии картин), об игрушке (о нескольких иг­рушках) и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульми­нацию и развяз­ку. Способен вы­ходить за рамки реального, вооб­разив предшест­вовавшие и пос­ледующие, собы­тия. Может под­метить в расска­зе не только существенное, но и детали, част­ности  

Возрастные нормативы речевого развития детей

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

3—4 года   4—5 лет   5—6 лет   6—7 лет  
Различают и называют час­ти предметов, их качества (ве­личину, цвет, форму, матери­ал), некоторые сходные по на­значению пред­меты (туфли — ботинки), по­нимают обоб­щающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель   Употребляют существи­тельные, обозначающие профессии; глаголы, обо­значающие трудовые дей­ствия; определяют и на­зывают местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характери­зуют состояние и настро­ение людей; используют существительные, обозна­чающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозна­чающие свойства; наибо­лее употребительные гла­голы, наречия, предлоги;   Употребляют существи­тельные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обо­значающие признаки предметов; наречия, ха­рактеризующие отноше­ние людей к труду; гла­голы, характеризую­щие трудовую деятель­ность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значени­ем. Прилагательные, су­ществительные, глаго­лы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу Расширяется за­пас слов, обозна­чающих назва­ния предметов, действий, при­знаков. Исполь­зуют в речи си­нонимы, антони­мы, существи­тельные с обоб­щающим значе­нием. Употреб­ляют разные части речи точ­но по смыслу

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

 

3—4 года   4—5 лет   5—б лет   6—7 лет  
Односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматрива­нии предме­тов, картин, иллюстраций; повторяют за взрослым рассказ из 3— 4-х предложе­ний, состав­ленный об иг­рушке или по содержанию картины; уча­ствуют в дра­матизации отрывков из знакомых сказок   Пересказывают небольшие рас­сказы и сказки, знакомые и вновь прочитан­ные, составляют небольшие рас­сказы о предме­те по содержа­нию сюжетной картины, совер­шенствуется диалогическая речь. Поддержи­вают беседу: правильно по форме и содер­жанию задают вопросы, отвеча­ют на постав­ленные вопросы Совершенствуется ди­алогическая и моно­логическая речь. Под­держивают непри­нужденную беседу, за­дают вопросы, пра­вильно отвечают на них. Развивается уме­ние связно, последо­вательно пересказы­вать небольшие лите­ратурные произведе­ния без помощи взрослого, самостоя­тельно составлять не­большие рассказы о предмете, по картине, по набору картинок, по плану, образцу, из личного и коллектив­ного опыта, переда­вая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характера   Совершенствуется диало­гическая и монологичес­кая речь. Закрепляется умение отвечать на воп­росы и задавать их, фор­мируется культура рече­вого общения. Ребенок са­мостоятельно, вырази­тельно, без повторов пе­редает содержание лите­ратурных текстов, ис­пользуя различные сред­ства выразительности. Дальнейшее развитие по­лучает умение составлять рассказы о предмете (по плану, составленному коллективно и предло­женному взрослым), по картине, серии сюжетных картинок, умение состав­лять небольшие рассказы из личного опыта, расска­зы творческого характе­ра и небольшие сказки

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: