Тренинг на командообразование «Жить вместе. Жить в дружбе»
Цель тренинга: формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей друг друга, сплочение коллектива, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей стратегии.
Задачи тренинга:
• продемонстрировать преимущества командной работы;
• усовершенствовать общение в команде;
• освоить навыки обратной связи;
• усовершенствовать процессы принятия решений в команде;
• научить видеть человека в командной роли, развить среди членов команды уважение к роли каждого, улучшить способность принимать ограничения и использовать сильные стороны каждого участника;
• получить удовольствие от совместной работы.
Адресат: учащиеся 8-9 классов.
Количество: 10 человек.
Время: 60 мин.
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня коммуникации;
- улучшение взаимодействия между учениками;
- увеличение скорости принятия командного решения;
- умение разрешать спорные ситуации;
- формирование позитивного взгляда на возможности команды.
Ход:
Приветствие. Знакомство.
Цель: выработка доверия у участников друг к другу, позитивный настрой на дальнейшую работу.
Психолог: Добрый день, ребята. Все вы решили вступить в ряды РДШ и это прекрасно. Но вы очень мало знаете друг о друге и мы здесь, чтобы лучше узнать друг другу. Ведь команда будет продуктивнее работать если будет значит друг друга хорошо. Согласны? И так я предлагаю начать.
Первое наше упражнение будет называться «Говорящие руки»
Цель: знакомство и эмоционально-психологическое сближение участников.
Время: 10 минут.
Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. При каждом взаимодействии сначала называете свое имя и пытаетесь запомнить имя вашего партнера. Варианты инструкций образующимся парам: Поздороваться с помощью рук. Побороться руками. Помириться руками. Выразить поддержку с помощью рук. Пожалеть руками. Выразить радость. Пожелать удачи. Попрощаться руками.
Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Сколько имен и лиц вы запомнили? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?
2. Упражнение «Играем по правилам».
Цель: ознакомление участников группы с правилами работы.
Время: 10 минут.
Группе предлагается принять некоторые правила поведения и общения во время занятия.
Правила:
- Уважать друг друга;
- Проявлять активность;
- Правило «одного микрофона» (все молчат, когда кто-то говорит);
- Уважать говорящего и отведенное для тренинга время (не отходить от темы, соблюдать утвержденный регламент);
- Я-высказывания (говорить только от своего имени: «Мне не нравится..,» «Я не могу...», «Я не хотел бы...» и т.п.);
- Правило - соблюдать правила.
Все ли согласны работать по таким правилам?
Упражнение «Поиск сходства»
Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.
Время: 20 минут.
Ресурсы: карточки с изображением животных, листы бумаги.
Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе. Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.
Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
4. Упражнение «Мой вклад в команду»
Цель: упражнение помогает каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.
Время:20 минут.
Все участники объединяются в мини-группы по 3-4 человека.
Тренер просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. При этом если тренинг проводится в корпоративном формате, то есть в нем участвуют лица от одной компании, имеется ввиду вклад в работу всей команды, пришедшей на тренинг. Если в тренинге участвуют лица от разных компаний, то можно говорить о том вкладе, который каждый делает в свою конкретную команду на своем рабочем месте. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.
Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.
По результатам упражнения можно подчеркнуть, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.
Ребята, прекрасно) И хотелось бы подчеркнуть, что вносить свой вклад в команду можно по-разному — выполняя определенные профессиональные или организаторские функции либо влияя психологически на атмосферу в команде (вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т.д.).
5. Упражнение «Мост»
Цель: выявление лидеров, сплочение.
Время: 20 минут.
Необходимые материалы: скамейка или бревно, которые будут имитировать мост.
Участники тренинга встают на «мост» вплотную друг к другу.
Правила игры: Вам необходимо перейти через мост, то есть каждый из них должен сойти с «моста» на противоположной стороне. При этом сходить раньше, чем на противоположной стороне, то есть, если кто-то сделает шаг влево или вправо, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается снова.
Обсуждение: что помогало? А что мешало групповой работе? кто брал на себя роль лидера? почему происходили ошибки и люди оступались?
Упражнение «Остров»
Упражнение тренирует навыки совместной деятельности.также можно использовать его в конце тренинга командообразования для эффективного и позитивного его завершения.
Необходимые материалы. По листу бумаги формата А3 на каждую подгруппу из 3-6 человек.
Время. 15-20 минут.
Ход: Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек, и каждой команде выдается лист бумаги формата А3. Психолог озвучивает инструкцию: «Перед вами остров.нужно всей командой разместиться на этом острове, то есть встать таким образом, чтобы никакие ноги, руки и другие части тела каких-либо членов команды не касались пола, все должны быть на острове. Как вы этого добьетесь – ваше дело. Нельзя использовать дополнительные предметы, такие как столы, стулья и т.д.
Обсуждение: удалось ли достигнуть поставленной цели? Что помешало, а что помогало для достижения цели?
Завершение. Рефлексия.
Время: 10 мин
Психолог: Вот и подошло к концу наше первое занятие. В конце бы хотелось услышать от вас обратную связь о занятии. При обратной связи вам необходимо ответить на 3 вопроса:
Польза. Что для вас сегодня было наиболее полезным? Какие блоки пригодятся вам в работе наибольшим образом? Какие полезные способы вы сегодня узнали?
Новизна. Что было для вас новым? Какие техники вам запомнились наибольшим образом? Какие приемы вы хотели бы опробовать в ближайшее время?
Желание действовать. Какие техники вы примените в ближайшее время? Что сможете использовать даже завтра? Что вы хотите еще попрактиковать?
Встречаемся через неделю в это же время в этом же кабинете. Хорошей вам недели.