ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ КУРСА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ».




ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Методика преподавания истории в школе.

 

Цикл – ОПД. Р. 3

ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; ОПД - общепрофессиональные дисциплины; ДС - дисциплины специализации; ФТД - факультативы.

Специальность: 020700 – история

Принята на заседании кафедры новой и новейшей истории

(протокол №___ от "__"__________201__ г.)

Заведующий кафедрой
__________Б.М. Ягудин

Утверждена Учебно-методической комиссией исторического факультета КГУ

(протокол №___ от "__"__________201__ г.)

Председатель комиссии
__________ (Г.П. Мягков)

 

Рабочая программа дисциплины «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ»

Предназначена для студентов 4 курса дневного отделения

по специальности 020700 – история.

 

АВТОР: доцент И. К. Калимонов

 

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ:

Изучается дисциплина «Методика преподавания истории в школе».

Курс предполагает освоение теоретического и практического материала, первичное знакомство с основами деятельности школьного учителя по истории на основе теоретических и практических занятий. Изучение курса предполагает прохождение студентами педагогической практики. По ходу изучения дисциплины осваивается опыт обучения истории учителей и методистов дореволюционной России и советского времени. Одновременно студент осознает, каким образом формируется историческая память и историческое мышление народа.

1 Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Методика преподавания истории в школе».

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:

Иметь представление о ходе развития преподавания истории в России, о целях преподавания истории в школе, определяемых обществом и государством.

Знать основные принципы преподавания истории в школе, содержание и структуру исторического образования, закреплённые в стандартах, программах и учебниках.

Уметь работать с аудиторией, знать правила риторики и ораторского искусства.

Уметь работать с наглядными пособиями и техническими средствами обучения.

Владеть различными методиками обучения, знать научно-методические принципы организации педагогического процесса.

Знать психологические особенности восприятия информации учащимися разного возраста и уметь использовать эти знания на практике.

Соотносить содержание обучения с применяемыми приёмами и методами, предвидеть и выявлять результаты обучения, вносить коррективы в педагогическую деятельность.

Уметь самостоятельно реагировать на изменения требований Госстандарта, программ и учебников, изменения, связанные с развитием исторической науки.

 

2. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах). Форма обучения – очная.

Количество семестров – 2.

Форма контроля 2 семестр – экзамен.

 

 

Виды учебных занятий. количество часов
  Всего часов по дисциплине  
  Самостоятельная работа  
  Аудиторных занятий  
  В том числе лекций  
  семинарских (или лабораторно-практических)  

 

 

Содержание дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ.

    Аудиторных занятий
        1 семестр 2 семестр
  Методика школьного обучения истории как педагогическая наука. Предмет, задачи и основные факторы методики обучения истории в школе. Роль и место методики в школьном обучении истории. Методика обучения истории и её связь с другими науками.    
  Преподавание истории в дореволюционной России. Становление и развитие обучения истории в 17- 18 веках. Историческое образование в 19 веке. Методика обучения истории в начале 20 века.    
  Школьное историческое образование в России в 20 веке. Школьное историческое образование в 1917 г. - начале 30-х годов. Введение самостоятельных курсов истории (начало 30 - конец 50-х годов). Школьное историческое образование и совершенствование теории практики обучения в 60-е - 80-е годы.    
  Историческое образование в современной школе. Структура исторического образования в90-егоды. Учебные комплексы и планирование обучения истории в школе. Тематическое и поурочное планирование.      
  Учебник - важнейший источник знаний и средство обучения. Программы и учебники школьного курса истории. Школьный учебник и его компоненты. Система работы с учебником. Итоговые умения при работе с учебником для учащихся разного возраста.      
  Методы и приёмы обучения. Методы обучения и их классификация. Многообразие приёмов.      
  Структура исторического материала и способы его изучения. Факты, события, явления, процессы. Методика изучения исторических представлений, понятий, терминов.      
  Основные приёмы изложения главных исторических фактов. Приёмы повествования. Образное повествование. Конспективное и информационное повествование. Приёмы описания: картинное, аналитическое. Образная характеристика. Характеристика исторической личности. Задачи-игры (характеристика выдающихся исторических личностей).      
  Изучение теоретического учебного материала. Объяснение, рассуждение, характеристика, доказательство. Проблемность в обучении истории. Проблемное изложение. Интеллектуальные приёмы и умения учащихся. Приёмы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, приёмы доказательства. Деятельность учащихся при изучении теоретического материала. Таблицы, логические схемы, задачи, различные виды планов.      
  Умения учащихся и приёмы учебной работы. Умения и методика их формирования. Когнитивная психология и формирование умений и навыков у учащихся. Приёмы учебной работы.      
  Наглядность в обучении истории. Наглядные методы. Виды наглядности. Учебная картина на уроках. Применение условно-графической наглядности. Технические средства обучения истории. Возможности компьютерных программ.      
  Словесные и практические методы обучения. Применение основных методов и методических приёмов. Наглядные картографические пособия.      
  Хронология в изучении истории. Хронология, её цель и задачи. Приёмы изучения и запоминания. Задания и игры по выработке хронологических умений.      
  Изучение исторических документов, источников исторических знаний. Исторические документы и их виды. Работа учителя и учащихся с документами. Тезисы и конспекты источников исторических знаний.      
  Эмоционально образное воздействие как метод изучения истории в школе. Художественная литература и искусство в обучении истории. Использование художественных произведений на уроках истории. Краеведческая работа, посещение музеев как часть образовательного процесса. Игры и экскурсии. Эмоционально-нравственное воздействие на учащихся.      
  Урок истории, его виды и построение. Формы обучения и типы уроков. Типы уроков и их классификация. Задачи уроков. Повторение учебного материала и система учёта знаний. Переход к изучению нового, закрепление, текущее повторение, домашнее задание. Уроки: контрольный, проверки и учёта знаний. Беседа и взаимоопрос. Уроки обобщающего повторения. Уроки итогового повторения. Индивидуализация и дифференциация обучения. Внеклассная работа по истории. Подготовка учителя к преподаванию школьных курсов истории и руководству внеклассной работой учащихся.      
  Типы уроков и форм обучения в среднем звене учащихся. Урок вводный и изучения нового материала. Звенья комбинированного урока. Уроки контрольный, проверки и учёта знаний. Уроки обобщающего повторения. Игра на итоговых занятиях. Групповая деятельность.      
  Учебные занятия в старших классах. Семинарские, лабораторные занятия, школьные лекции. Доклады и рефераты. Эвристические формы занятой. Уроки-диспуты, дискуссии. Альтернативные ситуации. Интегрированные уроки, конкурсы. Зачётная система обучения.      
  Подготовка учителя к уроку истории в старших классах. Требования к уроку истории. Как готовится к уроку истории. Функции подготовки урока: гностическая, конструирующая, организационная, информативная, контрольно-учетная, корректирующая. Структурно-функциональный анализ изучаемого материала. Определение целей урока. Конспект и план урока.      
  Инновации в обучении истории. Опорные конспекты. Кодирование знаний. Разработка опорных сигналов-символов и проведение уроков по ним. Возможности дистанционных и компьютерных технологий.      
                         

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Аванесов В.С Теоретические основы разработки знаний в тестовой форме. М., 2007.

2. Азнагулов Р. Г. Введение в методику развивающего обучения актуальные проблемы воспитания личности. Уфа: Гилем, 2011.

3. Андреев ВЛ. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

4. Беспалько В. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М, 1995.

5. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории: Учебник для студентов вузов. М., 2007.

6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 1999.

  1. Габай Т.В. Учебная деятельность и её средства. М, 1989.
  2. Герасимов, Б. Н. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании. Пенза: Приволжский дом знаний, 2011.
  3. Гершунский Б. Философия образования для XXI века. М., 1998.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  5. Ильясов И.Л. Структура процесса учения. М, 1986.
  6. Ипатова М. Н. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. История. 5-й класс: Пособие для учителей общеобразовательных школ / М. Н. Ипатова. Москва: Просвещение-регион, 2011.
  7. Ипатова М. Н. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. История. 8 класс: Пособие для учителей общеобразовательных школ / М. Н. Ипатова История. 8 класс. Москва: Просвещение-регион, 2011
  8. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под. ред. В.Я. Ляудис. М, 1994.
  9. Историки читают учебники истории: традиционные и новые концепции учебной литературы / Под. ред. К. Аймермахера. М, 2002.
  10. Каринская П. И, Никандрев Н.Д. Обучение как специально организованный процесс общения. М., 1987.
  11. Колосков А.Г. История в школе // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.-Т.1.-С. 387-392.
  12. Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей. М., 1999.
  13. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. М., 2007.
  14. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1993.
  15. Селевко Г.Л. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  16. Соколова М. В. Теоретические и педагогические основания устной истории: учебное пособие / М. В. Соколова; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского". Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011
  17. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 2002.
  18. Щадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Винограй Э.Г. Общая теория организации и системный подход. Томск,1989.

2. Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника - к творческому замыслу урока. М., 1990.

3. Ивин А.А. Основы теории аргументации. Учебник. - М., 1997.

4. Иениш Е.В.Библиографический поиск в научной работе: Справочное пособие- путеводитель. М,1982.

5. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. М, 1997.

6. Кареев Н.М. Заметки о преподавании истории в средней школе. СПб., 1900.

7. Кучерук, И. В. Технология игрового обучения истории в школе: (на материале истории Отечества): [учебное пособие] / И. В. Кучерук. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

8. Кукушкин В.Л., Неволин Н.Ф., Бушуев В.С.Организация умственного труда. Курс лекций. - М., 1966.

9. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. М., 1994.

10. Миловидова И. Проверьте свою грамотность.- М., 1995.

11. Михайлова С.Ю., Нефедова Р.М. Учимся писать конспекты, рефераты, изложения. Пособие с текстами и ключами.- М.,1998.

12. Мыскин ВА. Возможный вариант. М., 1993.

13. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.

14. Петров Ю.А.Захаров А.А. Общая методология мышления. - М., 2001.

15. Петров Ю.А., Захаров А. А. Практическая методология. - М., 1999.

16. Примаковский А.Л. О культуре чтения. - М.,1969.

17. Программа справочник по русскому языку (научный стиль речи). - М.,1998.

18. Сидельникова Т.Т. Спор! Спор? Спор... Казань, 1992.

19. Смирнов С.Г. Задачник по истории древнего мира. М., 1992.

20. Смирнов С.Г. Задачник по истории по истории России. М., 1993.

21. Смирнов С.Г. Задачник по истории по истории средних веков. М., 1993.

22. Усачёва И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. Обучение чтению научного текста. - М.,1986.

23. Ферро, Марк. Как рассказывают историю детям в разных странах мира: Пер. с франц.- М.; Высшая школа, 1992.-350 с.

24. Харькин ВН. Педагогическая импровизация. Теория и методика. М., 1992.

25. Шевченко Школьный урок: как научить каждого. М., 1991.

26. Эхо Ю. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации: успех без лишних проблем. М., 1996.

27. Кириллов, В. В. История России поурочные метод. разработки. 10 кл. / Кириллов В. В., Чернова М. Н. М.: Eksmo education: Эксмо, 2006.


ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ.

 

 

1. Методика обучения истории как педагогическая наука: предмет, задачи, методы.

2. Методика обучения истории и её связь с другими науками.

3. Основные факторы школьного обучения, их характеристика.

4. Методисты конца XIX - начала XX века, их вклад в развитие методики обучения истории.

5. Школьное историческое образование в 1917- 1930 гг.

6. Введение самостоятельных курсов истории (начало 30 - юнец 50-х годов).

7. Развитие школьного исторического образования и методики обучения в советской школе30-х- 50-х годов.

8. Школьное историческое образование и совершенствование теории и практики обучения в 60-е- 80-е годы.

9. Основные методические труды и их авторы.

10. Принципы и структура исторического образования и методики обучения в советской школе 50-х — 80-х гг. Методисты этого времени и их труды.

11. Историческое образование 90-х годов, временный Госстандарт.

12. Современная система школьного исторического образования: проблема углублённого изучения истории и пути её решения в школах России.

13. Понятие о методах, методических приёмах и средствах обучения.

14. Классификация методов по источникам познания и по уровням познавательной деятельности.

15. Система уроков истории. Тематическое планирование системы уроков по разделам, темам курса в средних и старших классах.

16. Организация учебной деятельности учащихся в процессе изучения фактического материала по истории: приёмы и средства.

17. Приёмы изучения теоретического содержания учебного материала учащимися; факторы выбора приёмов учителем. Использование художественной литературы в обучении истории.

18. Применение исторических документов в обучении истории и их классификация. Роль документов в историческом образовании, воспитании и развитии учащихся.

19. Методические приёмы и средства изучения хронологии; виды познавательных заданий учащимся.

20. Цели обучения истории в современной школе.

21. Классификация уроков истории. Различные точки зрения на эту проблему.

22. Комбинированный уроки его звенья.

23. Формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся.

24. Уроки повторения и обобщения изученного материала.

25. Уроки получения новых знаний и их роль в обучении.

26. Роль доски, мел а и аппликаций в обучении истории.

27. Приёмы изучения исторических личностей на уроке.

28. Приёмы работы с портретом и карикатурой.

29. Нетрадиционные приёмы организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

30. Основные черты и краткая характеристика учебников нового поколения.

31. Концепции и модели изучения исторических курсов в школе.

32. Современный анализ урока истории.

33. Содержание Учебно-методических комплексов по истории, их применение в школе.

34. Учебные комплексы и планирование обучения истории в школе.

35. Тематическое и поурочное планирование в обучении истории в школе.

36. Наглядность и её роль в обучении истории. Классификация наглядных средств обучения по характеру изображаемого и способу изображения.

37. Методика работы с учебной картиной при обучении истории.

38. Типы исторических карт; локализация исторических событий на карте; методические приёмы и средства изучения картографического материала; виды познавательных заданий учащимся разных возрастных групп.

39. «Нетрадиционные формы» уроков: методы и приёмы работы учителей-новаторов, результативность процесса обучения.

40. Программы и учебники школьного курса истории. Учебник истории: структура, компоненты, требования к нему, виды заданий по учебнику в разных возрастных группах.

41. Методика изучения исторических терминов и понятий, дедуктивный и индуктивный пути их изучения.

42. Содержание, формы и средства внеурочной работы по истории, её роль в историческом образовании, воспитании и развитии учащихся.

43. Кабинет истории в школе, научные основы его организации, роль кабинета в урочной и внеурочной работе.

44. Учебные занятия в старших классах: особенности, формы. Семинарские, лабораторные занятия, школьные лекции.

45. Краеведческая работа, посещение музеев как часть образовательного процесса.

46. Инновации в обучении истории. Опорные конспекты. Кодирование знаний. Разработка опорных сигналов-символов и проведение уроков по ним.

 


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫКУРСА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ».

 

 

Билет№1

 

1. Методика обучения истории как педагогическая наука: предмет, задачи, методы.

2. Инновации в обучении истории. Опорные конспекты. Кодирование знаний. Разработка опорных сигналов-символов и про ведение уроков по
ним.

 

 

Билет №2

 

1. Методика обучения истории и её связь с друга ми науками.

2. Краеведческая работа, посещение музеев как часть образовательного процесса.

 

 

Билет №3

 

1. Основные факторы школьного обучения, их характеристика.

2. Учебные занятия в старших классах: особенности, формы. Семинарские, лабораторные занятия, школьные лекции.

 

 

Билет №4

 

1. Методисты конца XIX - начала XX века, их вклад в развитие методики обучения истории.

2. Кабинет истории в школе, научные основы его организации, роль кабинета в урочной и внеурочной работе.

 

 

Билет №5

 

1. Школьное историческое образование в 1917- 1930 гг.

2. Содержание, формы и средства внеурочной работы по истории, её роль в историческом образовании, воспитании и развитии учащихся.

 

 

Билет №6

 

1. Введение самостоятельных курсов истории (начало 30 — конец 50-х годов). Развитие школьного исторического образования и методики обучения в советской школе30-х- 50-х годов.

2. Методика изучения исторических терминов и понятий, дедуктивный и индуктивный пути их изучения.

 

 

Билет №7

 

1. Школьное историческое образование и совершенствование теории и практики обучения в 60-е- 80-е годы. Основные методические труды и их авторы.

2. Программы и учебники школьного курса истории. Учебник истории: структура, компоненты, требования к нему, виды заданий по учебнику в разных возрастных группах.

 

 

Билет №8

 

1. Принципы и структура исторического образования и методики обучения в советской школе 50-х- 80-х гг. Методисты этого времени и их труды.

2. «Нетрадиционные формы» уроков: методы и приёмы работы учителей-новаторов, результативность процесса обучения.

 

 

Билет №9.

 

1. Историческоеобразование90-х годов, временный Госстандарт.

2. Типы исторических карт; локализация исторических событий на карте; методические приёмы и средства изучения картографического материала; виды познавательных заданий учащимся разных возрастных групп.

 

 

Билет №10.

 

1. Современная система школьного исторического образования: проблема углублённого изучения истории и пути её решения в школах России.

2. Методика работы с учебной картиной при обучении истории.

 

 

Билет №11.

 

1. Понятие о методах, методических приёмах и средствах обучения. Классификация методов по источникам познания и по уровням познавательной деятельности.

2. Наглядность и её роль в обучении истории. Классификация наглядных средств обучения по характеру изображаемого и способу изображения.

 

 

Билет №12.

 

1. Система уроков истории. Тематическое планирование системы уроков по разделам, темам курса в средних и старших классах.

2. Учебные комплексы и планирование обучения истории в школе. Тематическое и поурочное планирование в обучении истории в школе.

 

 

Билет №13.

 

1. Организация учебной деятельности учащихся в процессе изучения фактического материала по истории: приёмы и средства.

2. Содержание Учебно-методических комплексов по истории, их применение в школе.

 

 

Билет №14.

 

Приёмы изучения теоретического содержания учебного материала учащимися; факторы выбора приёмов учителем.

Современный анализ урока истории.

 

 

Билет №15.

 

1. Использование художественной литературы в обучении истории.

2. Концепции и модели изучения исторических курсов в школе.

Билет №16.

 

1. Уроки повторения и обобщения изученного материала.

2. Основные черты и краткая характеристика учебников нового поколения.

 

 

Билет №17.

 

1. Методические приёмы и средства изучения хронологии; виды познавательных заданий учащимся.

2. Нетрадиционные приёмы организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

 

 

Билет №18.

 

1. Цели обучения истории в современной школе.

2. Приёмы изучения исторических личностей на уроке. Приёмы работы с портретами карикатурой.

 

 

Билет №19.

 

1. Классификация уроков истории. Различные точки зрения на эту проблему.

2. Роль доски, мела и аппликаций в обучении истории.


 

 

Билет №20.

 

1. Формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся.

2. Уроки получения новых знаний и их роль в обучении.

 

 

Билет №21.

 

1. Комбинированный уроки его звенья.

2. Применение исторических документов в обучении истории и их классификация. Роль документов в историческом образовании, воспитании и развитии учащихся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: