ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ (МОСКВА): ОБМЕН МЕЧТАМИ




РОССИЯ И БРАЗИЛИЯ ХОТЯТ СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ ДОБИТЬСЯ ЛИДЕРСТВА В ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Вчера в экономической и финансовой столице Бразилии 18-миллионном Сан-Паулу премьер Михаил Фрадков призывал бразильский бизнес активнее сотрудничать с российскими коллегами. На традиционной для заграничных премьерских визитов встрече с местными предпринимателями г-н Фрадков с неподдельным воодушевлением описывал перспективы совместной работы - как в России и Бразилии, так и на рынках третьих стран. Российский премьер понимает, что без участия бизнеса невозможно выполнить поставленную им самим задачу - увеличить объем взаимной торговли с нынешних 3 млрд. долл. в год до 10 млрд. долл. к 2010 году.

Задача не выглядит неразрешимой. По данным бразильской стороны, за три месяца этого года товарооборот вырос уже на 53%. Как заявил Михаил Фрадков на встрече с предпринимателями, Россия и Бразилия обладают такими технологиями, которые "позволяют рассчитывать на лидерство в глобальной конкуренции". Однако, продолжил премьер, "ощущается, что пока еще не дает развернуться удаленность наших стран, несистематичность контактов". Компенсировать эту удаленность и несистематичность премьер и предложил бизнесменам за счет расширения бизнес-контактов.

Одна из наиболее перспективных сфер сотрудничества - энергетика. Учитывая, что бразильцы оценивают необходимый объем инвестиций в эту отрасль в ближайшие несколько лет в 40 млрд. долл., у российских компаний неплохие шансы закрепиться на латиноамериканском рынке. Как сказал Михаил Фрадков, отвечая на вопрос "Времени новостей", большой интерес к поставкам в Бразилию энергетического оборудования есть, например, у "Силовых машин". Кроме того, "Газпром" и "Стройтрансгаз" обсуждают возможность своего участия в строительстве газопровода Венесуэла-Бразилия-Аргентина. Правда, строительство начнется нескоро. Пока только принято политическое решение по проекту.

Кстати, вице-президент Бразилии Жозе Аленкар, отвечая на вопрос "Времени новостей" после состоявшегося во вторник в Бразилиа заседания комиссии высокого уровня по сотрудничеству, заявил, что бразильская сторона рассматривает возможность участия российских компаний в сооружении газопровода. По словам главы "Роспрома" Бориса Алешина, Россия может принять участие в "полном цикле производства в этом проекте". "Мы можем быть у Petrobras (крупнейшая в Бразилии нефтегазовая компания) серьезными партнерами и при оценке возможности месторождений газа, построении системы транспортировки, распределения", - сказал он журналистам. Также, по словам Бориса Алешина, в Бразилии большой интерес к совместной разработке нефтяных месторождений, к альтернативным возобновляемым источникам энергии - энергии отливов и приливов, ветроэнергетике, биоэнергетике. При этом опыт бразильских нефтяников может оказаться полезным для российских коллег, особенно при разработке месторождений на шельфе. Бразильцы накопили немалый опыт добычи на глубоководных месторождениях. "Думаю, в Бразилии неизбежно будет развиваться и ядерная энергетика", - констатировал глава "Роспрома".

После общения с бизнесменами Михаил Фрадков вплотную занялся проблемами российско-бразильского аэрокосмического сотрудничества (в Москве была уже глубокая ночь). В его программе значились посещения Центра аэрокосмических технологий (СТА) министерства обороны Бразилии, Национального института космических исследований, завода одной из крупнейших в мире авиастроительной компании Embraer (производит гражданские региональные самолеты вместимостью от 30 до 110 пассажиров. Почти за 40 лет существования выпустила около 3, 6 тыс. самолетов, которые эксплуатируются 130 авиакомпаниями). Кроме того, премьер принял участие в открытии российской экспозиции в Музее авиации и космонавтики Бразилии.

Как заявил журналистам заместитель руководителя Федерального космического агентства ("Роскосмос") Виктор Ремишевский, российско-бразильское сотрудничество в космической сфере входит в число наиболее динамично развивающихся. Бразильцы приступили к реализации собственной космической программы еще в 60-х годах прошлого века. Однако первый ракетоноситель был создан только в середине 90-х годов, причем не в последнюю очередь, как отмечают эксперты Центра анализа стратегий и технологий, из-за противодействия со стороны США. Впрочем, запустить ракетоноситель пока не получается. Два старта, в 1997 и 1999 годах, с космодрома Алкантара завершились авариями после взлета. А в ходе подготовки третьего запуска - 22 августа 2003 года - ракета взорвалась прямо на стартовом столе. Тогда погибло более 20 человек.

Сейчас российские специалисты помогают Бразилии восстановить стартовый комплекс, чтобы вновь попытаться запустить бразильский ракетоноситель. Ведутся совместные работы и по его усовершенствованию. "После аварии только Россия откликнулась на просьбу оказать помощь Бразилии в повышении надежности ракеты. Сейчас эта работа успешно завершается Государственным ракетным центром имени Макеева (запуск запланирован на 2007 год. - Ред.). Приступили к работам по дальнейшей модернизации этой ракеты", - говорит г-н Ремишевский.

Отметим, что космодром Алкантара имеет самое удачное расположение - около экватора и рядом с морем. Первое преимущество создает наилучшие условия для запуска спутников на геостационарную орбиту. При запуске с этого космодрома "наименьшие суммарные затраты энергии на выведение килограмма груза", поясняет замглавы "Роскосмоса". Второе - позволяет обеспечить максимальную безопасность: в случае неудачи обломки ракетоносителя упадут в море.

Впрочем, проект совместного использования бразильского космодрома, как говорит г-н Ремишевский, находится "пока только на вербальном уровне" и "трудно сказать, когда он будет осуществлен". Отметим, что в таком состоянии находится довольно много потенциально взаимовыгодных совместных проектов. На это обратил внимание Михаил Фрадков после встречи с энергетиками. Однако премьер уверен, что проекты будут реализованы. "Впечатление такое, что еще чуть-чуть подтолкнуть и можно будет работать", - признался он журналистам.

По оценке российских экспертов, именно программа совместного использования Алкантары для запуска коммерческих спутников имеет все шансы стать весомой составляющей при решении поставленной президентами двух стран в 2004 году задачи формирования "технологического альянса" между Россией и Бразилией.

По данным российского Центра анализа и стратегии, выпустившего накануне визита премьера в Бразилию сборник статей о российско-бразильском сотрудничестве, в ближайшие 15-20 лет Бразилия намерена реализовать космическую программу "Южный крест", которая предусматривает запуск нескольких геостационарных спутников, а также создание целого семейства из пяти отличающихся по мощности ракетоносителей. Подготовка к конкурсу по определению партнера по запуску одного из геостационарных спутников уже идет. Россия обязательно будет участвовать в конкурсе. Как сообщил г-н Ремишевский, предложения ведущих российских космических фирм бразильской стороне уже представлены.

Примечательно, что хотя вес России и Бразилии в освоении космоса несопоставим, российским специалистам, похоже, вскоре будет вполне с руки использовать наработки бразильских. По словам г-на Ремишевского, сейчас первый бразильский космонавт Маркус Понтес проводит на орбите эксперименты на оборудовании бразильского производства. Если они будут удачными, "наверное, и в нашей космонавтике будут использоваться какие-то их приборы", не исключил он.

Что касается авиации, ранее уже были положительно оценены перспективы возможных поставок на бразильский рынок российской вертолетной техники и гидросамолетов, в частности сертифицированных в Бразилии вертолета Ми-171А, небольшого самолета-амфибии Бе-103, а по завершении сертификации - вертолетов Ка-226, Ка-32, а также самого мощного в мире самолета-амфибии Бе-200.

С прошлого года России и Бразилия пытаются договориться о создании на российской территории совместного предприятия по сборке бразильского регионального самолета Embraer. "Переговоры продвигаются осторожно, что связано прежде всего с оценкой рынка. Более интенсивно заняться этим вопросом должна создаваемая авиастроительная корпорация", - сказал Борис Алешин. Глава "Роспрома" не видит в этом типе бразильских самолетов угрозы для перспективной разработки отечественных конструкторов - самолета RRJ, поскольку Embraer рассчитан на 50 мест, a KRJ находится в другой нише и "будет уходить к 75, 95 и 110 местам".

Пока на пути создания СП помимо прочего стоит серьезный законодательный барьер. Бразильцы настаивают на 51% акций, однако согласно российскому законодательству зарубежные инвесторы не могут владеть более 25% акций российских авиастроительных предприятий. "Но есть возможность как минимум разработки и принятия межправительственного соглашения, которое могло бы снять это ограничение. Этот путь будет наиболее понятным и ясным", - говорит г-н Алешин.

Переговоры о возможной покупке ВАЗом и ГАЗом бразильского завода по производству двигателей Tritec Motors (об этом газета "Время новостей" писала в номере за 6 апреля) активизируются в конце этого месяца, сообщил Борис Алешин. "Покупка завода - вопрос не одного дня, это сложная техническая проблема. Двигатели оцениваются. Ведутся исследования", - сказал он. По словам чиновника, бразильский завод производит двигатели уровня Евро-4, которые при незначительной доработке могут достичь уровня Евро-5. "Такие двигатели будут очень востребованы российским автопромом", - сказал г-н Алешин. Говоря о перспективах российско-бразильского сотрудничества в области автомобилестроения, он сообщил, что ГАЗ предполагает поставлять в эту страну малотоннажные грузовики "Газель". Не исключена также организация на территории Бразилии их производства. /"Время новостей", 7.4.2006, Михаил Воробьев, Сан-паулу, "Обмен мечтами"/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: