А также можно провести игру «Хорошо—плохо»




Вводная часть

Этика вожатого - это профессиональная этика, вы­ступающая как средство формирования личности са­мого вожатого и как педагогический фактор, обеспе­чивающий влияние на детей, формирование их мора­ли, воздействие личным примером.

2. Этика взаимоотношений с коллегами, которые выше по должности.

От­ношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям - уважительное, вежливое, беспре­кословное выполнение всех законных требований ру­ководителя не должно восприниматься подчиненным как унижение. В то же время каждому человеку прису­ще чувство собственного достоинства. Без серь­езных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности коллеги этичес­ки недопустимы. Если же деловые и этические каче­ства руководителя низкие, торечь может идти лишь о критике, а не уни­жении человеческого достоинства. При детях, учащихся любого возраста любая критика воспитателя, вожатого, практиканта, директора, началь­ника лагеря считается полностью исключенной. Место для критики может быть педагогический коллектив, разго­вор наедине.

 

3. Общение с воспитанниками

Общение с детьми должно носить воспитывающий и развивающий характер. Наличие педагогического общения с детьми предполагает:

1. Способность правильно понимать ребенка, видеть вещи его глазами.

2. Способность видеть в ребенке равноправную личность.

3. Готовность критически относиться к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны воспитанников.

4. Умение везде и всегда говорить правду, не хитрить и не обманывать.

5. Владение чувством юмора.

6. Владение словом.

При общении с детьми любого возраста вожатому надо следить за соблюдением такта. Вместо криковнужно стараться использовать мимику и жесты. Следите за культурой речи. Помните,что на ребенка сильно может воздействовать эмоционально-выразительная речь.

С самой первой встречи с детьми настройте себя психологически на бесконфликтное общение.

Рекомендую провести игры на знакомство «Конверт откровений» и «Одеяло».

Конверт откровений».

Вожатый пускает по кругу конверт или шляпу, где лежат бумажки с вопросами. Каждый участник игры вытягивает любой вопрос и, называя свое имя, отвечает на него. На втором круге можно вытягивать вопросы для того, кого выберет сам игрок («Этот вопрос я задам Даше»), так дети запомнят имена друг друга.

2. «Одеяло»

Участники делятся на две команды, располагаясь, друг напротив друга. Между ними натянуто одеяло. С каждой команды по одному человеку подсаживаются ближе к одеялу. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал - забирает к себе в команду игрока. Побеждает та команда, которая " перетянет" к себе больше игроков, т. е. та команда, которая знает больше имён.

Неуместно начинать общение с воспитанниками с публичных замечаний и об­суждений поступков ребят, даже легкой иронии. Тактично, ласково объяснить, почему не следует так поступать, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось у таких мальчиков, де­вочек. Обязательно заметить их изменение, сдвиг в луч­шую сторону и также наедине похвалить ребенка, по­радоваться с ним этим успехам, обратить внимание, как легче, радостнее стало ему жить в коллективе.

Хорошо бы провести дискуссию о доброте после чтения стихотворения «Доброта»

Вчера решил я добрым быть,
Всех уважать и всех любить.
Подарил я Свете мячик,
Подарил я Пете мячик,
Коле отдал обезьянку,
Мишку, зайца и собачек.
Шапку, варежки и шкаф
Подарил я Гале…
И вот за доброту мою
Меня же наказали! (Р. Сеф)

Вопросы для дискуссии:

· За что был наказан Антошка?

· Правильно ли поступили взрослые?

· Что значит — быть добрым?

Выслушав ответы детей, педагог обращает их внимание на обобщенное содержание понятия “доброта.Дети сами пробуют подвести итоги.

Добрый — это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.

Быть добрым - значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле: в отношениях с людьми, с животными, с природой.

Быть добрым - значит заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом.

А также можно провести игру «Хорошо—плохо»

Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?

Взрослый раздает детям фишки двух цветов — красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки — фишки красного цвета; плохие поступки — фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

Примерный перечень детских поступков для игры:

Плохие Хорошие
порвал блузку; защитил слабого;
обидел друга; проведал больного друга;
поссорился с мамой; обогрел и накормил
толкнул ногой щенка; помог младшей сестре одеться и др.
ударил котенка и др.  

Примерно такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, оказавшимися небрежными, неопрятными, грубыми или слишком скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят.

Эту проблему поможет решить индивидуальное задание «Эмблема».

Каждому участнику предлагается придумать и нарисовать свою эмблему, свой собственный значок, а затем рассказать о том, что отражает его эмблема. Так автор кратко знакомит остальных участников с собой, со своими увлечениями, чертами характера.

В дальнейшем эмблемы оформляются в виде визиток, значок и прикрепляют к одежде.

Вожатому всегда следует исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, тактично помогать им в самовоспитании.

В общение с ребятами нужно избегать моделей-штампов.

1. Не возвышайтесь подобно горной вершине над детьми, не общайтесь с ними формально.

2. Не отгораживайтесь от детских и взрослых проблем

3. Не общайся только с определенной группой людей, оставляя без внимания остальных. Старайтесь добиться таких взаимоотношений, чтобы каждый ребенок чувствовал собственную значимость, как в общении со сверстниками, так и в общении с взрослыми.

4. Не казни себя за допущенные просчеты в общении и старайся найти конструктивный выход из сложной ситуации.

5. Не допускай модель фамильярного общения – заигрывания с детьми.

Стремитесь оформить свой индивидуальный стиль общения с детьми.

При этом надо помнить, что любое педагогическое общение должно проходить 4 этапа:

1этап. Моделирование педагогического общения.

Этот этап должен предшествовать непосредственному контакту с детьми. Перед каждой встречей необходимо продумать палитру общения. На этом этапе вожатый должен продумать психологические аспекты взаимоотношений:

- как и к кому (конкретно) обратиться по имени;

- у кого спросить совета;

- кого поддержать улыбкой, теплым словом.

Чтоб воспитанники стали ближе к педагогу и друг к другу, нужно проводить игры на знакомство и на снятие эмоционального напряжения.

Игра «ЗДРАВСТВУЙТЕ!»

Участники становятся в круг. Командор предлагает поздороваться со своими соседями способом, принятым в некоторых странах. При этом командор называет страну и форму приветствия:

В РОССИИ принято пожимать друг другу руки.

В ИТАЛИИ горячо обниматься.

В БРАЗИЛИИ хлопать друг друга по плечу.

В ЗИМБАБВЕ трутся спинами.

В МАКЕДОНИИ здороваются локтями.

В НИКАРАГУА приветствуют друг друга плечами.

У АВСТРАЛИЙСКИХ АБОРИГЕНОВ принято тройное приветствие: хлопнуть по ладоням, подпрыгнуть, толкнуть бедром.

Данная игра дает возможность снять эмоциональное напряжение и в веселой форме расположить участников к дальнейшему знакомству и общению.

2 этап. Непосредственный контакт с детьми.

Здесь важно уметь завладеть их вниманием. Условно это называют коммуникативной атакой. На этом этапе вожатому необходимо проявить умение сконцентрировать внимание детей на себе, проявить лучшие черты своего «Я». Важно в самый начальный момент взаимодействия поставить перед ребятами такие задачи, которые способны зажечь, заинтересовать их.

Игры на формирование своего «Я».

Упражнение «Без маски». Всем участникам задаётся один вопрос, в произвольном порядке, по кругу передаётся символическая маска, тот, у кого она в руках искренне отвечает, затем передаёт маску дальше /кому сам пожелает/. Через 5-7 ответов вопрос меняется. Вопросы: - Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня… - Иногда люди не понимают меня, потому что я… - Что мне иногда по-настоящему хочется, так это… - Мне бывает стыдно, когда я… - Особенно меня раздражает, что я… - Не люблю, когда мне говорят, что я… - Верю, что я… Вывод: хорошо, что вы постарались быть искренними, и постарались открыться чуть глубже. А сейчас, проверим, насколько хорошо мы смогли узнать себя, друг друга, а заодно, как нас представляют, видят окружающие.

3 этап. Управление общением.

Очень важно постоянно следить за обратной связью, за реакцией детей на процесс общения.

В управлении педагогическим общением очень важна реализация как вербальных, так и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, пантомимики, контакта глазами, использования жестов.

4 этап. Анализ осуществленного общения.

Этот этап необходим при моделировании новых встреч с детьми. Он предполагает необходимость учета в предстоящих контактах предыдущей тональности отношений.

Важно, чтобы перечисленные стадии общения пронизывали собой все формы и виды педагогического общения с детьми.

Многие вожатые теряются, когда сталкиваются со случаями недостаточного к ним уважения (без каких-либо основательных на то причин), с фактами грубости, развязности в адрес вожатого. Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, вызвана грубо­стью родителей, в силу частого переживания отрицательных эмоций, - в таких случаях единственно правильными оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпе­ливое разъяснение ребенку ошибок в его поведении.

Другое дело, когда это явно преднамеренная грубость, серьезные нарушения распорядка дня, пренебрежение покоем окружающих, порой имеющие у некоторых школьников «философскую основу» (сорвать коллек­тивное дело, подавить инициативу товарищей - и эти­ми средствами утвердить свое «превосходство», поста­вить себя хотя бы в лице части ребят в исключитель­ное командное положение и т. д.). Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Здесь вожатый может прини­мать решительные меры, защищающие его личное до­стоинство или достоинство, безопасность отдельного ребенка, оказавшегося под давлением грубости, ос­корбительных действий одного или группы воспитан­ников (обратиться к директору лагеря).

Проведение беседы: “Мои положительные черты”.

- Напишите свои положительные черты.

Вопросы после выполнения упражнения.

- Трудно ли было Вам написать эти черты? Почему?

- Теперь ещё раз прочтите то, что написано на Вашем листке. Все ли эти положительные качества видят в Вас другие? Главная задача каждого – подтверждать своим поведением и делами всё то положительное, что Вы у себя отметили.

- Что Вы чувствовали когда выполняли это упражнение?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: