Вводная часть
Этика вожатого - это профессиональная этика, выступающая как средство формирования личности самого вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.
2. Этика взаимоотношений с коллегами, которые выше по должности.
Отношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям - уважительное, вежливое, беспрекословное выполнение всех законных требований руководителя не должно восприниматься подчиненным как унижение. В то же время каждому человеку присуще чувство собственного достоинства. Без серьезных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности коллеги этически недопустимы. Если же деловые и этические качества руководителя низкие, торечь может идти лишь о критике, а не унижении человеческого достоинства. При детях, учащихся любого возраста любая критика воспитателя, вожатого, практиканта, директора, начальника лагеря считается полностью исключенной. Место для критики может быть педагогический коллектив, разговор наедине.
3. Общение с воспитанниками
Общение с детьми должно носить воспитывающий и развивающий характер. Наличие педагогического общения с детьми предполагает:
1. Способность правильно понимать ребенка, видеть вещи его глазами.
2. Способность видеть в ребенке равноправную личность.
3. Готовность критически относиться к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны воспитанников.
4. Умение везде и всегда говорить правду, не хитрить и не обманывать.
5. Владение чувством юмора.
6. Владение словом.
При общении с детьми любого возраста вожатому надо следить за соблюдением такта. Вместо криковнужно стараться использовать мимику и жесты. Следите за культурой речи. Помните,что на ребенка сильно может воздействовать эмоционально-выразительная речь.
|
С самой первой встречи с детьми настройте себя психологически на бесконфликтное общение.
Рекомендую провести игры на знакомство «Конверт откровений» и «Одеяло».
Конверт откровений».
Вожатый пускает по кругу конверт или шляпу, где лежат бумажки с вопросами. Каждый участник игры вытягивает любой вопрос и, называя свое имя, отвечает на него. На втором круге можно вытягивать вопросы для того, кого выберет сам игрок («Этот вопрос я задам Даше»), так дети запомнят имена друг друга.
2. «Одеяло»
Участники делятся на две команды, располагаясь, друг напротив друга. Между ними натянуто одеяло. С каждой команды по одному человеку подсаживаются ближе к одеялу. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал - забирает к себе в команду игрока. Побеждает та команда, которая " перетянет" к себе больше игроков, т. е. та команда, которая знает больше имён.
Неуместно начинать общение с воспитанниками с публичных замечаний и обсуждений поступков ребят, даже легкой иронии. Тактично, ласково объяснить, почему не следует так поступать, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось у таких мальчиков, девочек. Обязательно заметить их изменение, сдвиг в лучшую сторону и также наедине похвалить ребенка, порадоваться с ним этим успехам, обратить внимание, как легче, радостнее стало ему жить в коллективе.
|
Хорошо бы провести дискуссию о доброте после чтения стихотворения «Доброта»
Вчера решил я добрым быть,
Всех уважать и всех любить.
Подарил я Свете мячик,
Подарил я Пете мячик,
Коле отдал обезьянку,
Мишку, зайца и собачек.
Шапку, варежки и шкаф
Подарил я Гале…
И вот за доброту мою
Меня же наказали! (Р. Сеф)
Вопросы для дискуссии:
· За что был наказан Антошка?
· Правильно ли поступили взрослые?
· Что значит — быть добрым?
Выслушав ответы детей, педагог обращает их внимание на обобщенное содержание понятия “доброта.Дети сами пробуют подвести итоги.
Добрый — это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.
Быть добрым - значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле: в отношениях с людьми, с животными, с природой.
Быть добрым - значит заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом.
А также можно провести игру «Хорошо—плохо»
Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?
Взрослый раздает детям фишки двух цветов — красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки — фишки красного цвета; плохие поступки — фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.
Примерный перечень детских поступков для игры:
Плохие | Хорошие |
порвал блузку; | защитил слабого; |
обидел друга; | проведал больного друга; |
поссорился с мамой; | обогрел и накормил |
толкнул ногой щенка; | помог младшей сестре одеться и др. |
ударил котенка и др. |
Примерно такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, оказавшимися небрежными, неопрятными, грубыми или слишком скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят.
|
Эту проблему поможет решить индивидуальное задание «Эмблема».
Каждому участнику предлагается придумать и нарисовать свою эмблему, свой собственный значок, а затем рассказать о том, что отражает его эмблема. Так автор кратко знакомит остальных участников с собой, со своими увлечениями, чертами характера.
В дальнейшем эмблемы оформляются в виде визиток, значок и прикрепляют к одежде.
Вожатому всегда следует исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, тактично помогать им в самовоспитании.
В общение с ребятами нужно избегать моделей-штампов.
1. Не возвышайтесь подобно горной вершине над детьми, не общайтесь с ними формально.
2. Не отгораживайтесь от детских и взрослых проблем
3. Не общайся только с определенной группой людей, оставляя без внимания остальных. Старайтесь добиться таких взаимоотношений, чтобы каждый ребенок чувствовал собственную значимость, как в общении со сверстниками, так и в общении с взрослыми.
4. Не казни себя за допущенные просчеты в общении и старайся найти конструктивный выход из сложной ситуации.
5. Не допускай модель фамильярного общения – заигрывания с детьми.
Стремитесь оформить свой индивидуальный стиль общения с детьми.
При этом надо помнить, что любое педагогическое общение должно проходить 4 этапа:
1этап. Моделирование педагогического общения.
Этот этап должен предшествовать непосредственному контакту с детьми. Перед каждой встречей необходимо продумать палитру общения. На этом этапе вожатый должен продумать психологические аспекты взаимоотношений:
- как и к кому (конкретно) обратиться по имени;
- у кого спросить совета;
- кого поддержать улыбкой, теплым словом.
Чтоб воспитанники стали ближе к педагогу и друг к другу, нужно проводить игры на знакомство и на снятие эмоционального напряжения.
Игра «ЗДРАВСТВУЙТЕ!»
Участники становятся в круг. Командор предлагает поздороваться со своими соседями способом, принятым в некоторых странах. При этом командор называет страну и форму приветствия:
В РОССИИ принято пожимать друг другу руки.
В ИТАЛИИ горячо обниматься.
В БРАЗИЛИИ хлопать друг друга по плечу.
В ЗИМБАБВЕ трутся спинами.
В МАКЕДОНИИ здороваются локтями.
В НИКАРАГУА приветствуют друг друга плечами.
У АВСТРАЛИЙСКИХ АБОРИГЕНОВ принято тройное приветствие: хлопнуть по ладоням, подпрыгнуть, толкнуть бедром.
Данная игра дает возможность снять эмоциональное напряжение и в веселой форме расположить участников к дальнейшему знакомству и общению.
2 этап. Непосредственный контакт с детьми.
Здесь важно уметь завладеть их вниманием. Условно это называют коммуникативной атакой. На этом этапе вожатому необходимо проявить умение сконцентрировать внимание детей на себе, проявить лучшие черты своего «Я». Важно в самый начальный момент взаимодействия поставить перед ребятами такие задачи, которые способны зажечь, заинтересовать их.
Игры на формирование своего «Я».
Упражнение «Без маски». Всем участникам задаётся один вопрос, в произвольном порядке, по кругу передаётся символическая маска, тот, у кого она в руках искренне отвечает, затем передаёт маску дальше /кому сам пожелает/. Через 5-7 ответов вопрос меняется. Вопросы: - Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня… - Иногда люди не понимают меня, потому что я… - Что мне иногда по-настоящему хочется, так это… - Мне бывает стыдно, когда я… - Особенно меня раздражает, что я… - Не люблю, когда мне говорят, что я… - Верю, что я… Вывод: хорошо, что вы постарались быть искренними, и постарались открыться чуть глубже. А сейчас, проверим, насколько хорошо мы смогли узнать себя, друг друга, а заодно, как нас представляют, видят окружающие.
3 этап. Управление общением.
Очень важно постоянно следить за обратной связью, за реакцией детей на процесс общения.
В управлении педагогическим общением очень важна реализация как вербальных, так и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, пантомимики, контакта глазами, использования жестов.
4 этап. Анализ осуществленного общения.
Этот этап необходим при моделировании новых встреч с детьми. Он предполагает необходимость учета в предстоящих контактах предыдущей тональности отношений.
Важно, чтобы перечисленные стадии общения пронизывали собой все формы и виды педагогического общения с детьми.
Многие вожатые теряются, когда сталкиваются со случаями недостаточного к ним уважения (без каких-либо основательных на то причин), с фактами грубости, развязности в адрес вожатого. Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, вызвана грубостью родителей, в силу частого переживания отрицательных эмоций, - в таких случаях единственно правильными оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведении.
Другое дело, когда это явно преднамеренная грубость, серьезные нарушения распорядка дня, пренебрежение покоем окружающих, порой имеющие у некоторых школьников «философскую основу» (сорвать коллективное дело, подавить инициативу товарищей - и этими средствами утвердить свое «превосходство», поставить себя хотя бы в лице части ребят в исключительное командное положение и т. д.). Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Здесь вожатый может принимать решительные меры, защищающие его личное достоинство или достоинство, безопасность отдельного ребенка, оказавшегося под давлением грубости, оскорбительных действий одного или группы воспитанников (обратиться к директору лагеря).
Проведение беседы: “Мои положительные черты”.
- Напишите свои положительные черты.
Вопросы после выполнения упражнения.
- Трудно ли было Вам написать эти черты? Почему?
- Теперь ещё раз прочтите то, что написано на Вашем листке. Все ли эти положительные качества видят в Вас другие? Главная задача каждого – подтверждать своим поведением и делами всё то положительное, что Вы у себя отметили.
- Что Вы чувствовали когда выполняли это упражнение?