Рекомендации к разделу «Учим буквы»
Тема занятия:Знакомство с буквой Й
Как выглядит эта буква, легче всего объяснить ребенку с помощью картинок (пользуемся презентацией).
Создается визуальный ряд из слов: чай, йод, попугай, йогурт, йог. Все слова громко проговариваются вместе с детьми. Нужно обращать внимание на общий звук с помощью интонации. Ребята должны догадаться, в начале или в конце слова расположен Й.
Следующий этап — отдельное произношение Й. При этом нужно объяснить, как должен работать речевой аппарат: кончик языка прячется за нижними зубами, а спинка языка поднимается вверх и не дает воздуху выйти изо рта.
Что должны знать дети о звуке Й:(Правильный ответ выделен красным цветом).
· он гласный или согласный;
· звонкий или глухой;
· долгий или короткий.
Глядя на изображение Й, ребята угадывают, на какую другую букву он похож и узнают, чем они отличаются:
— Посмотрите, И и Й почти одинаковы, но звуки разные: И — гласный, а Й — согласный.
Материал закрепляется новыми примерами: чайка, Айболит, трамвай, красивый, зайка, добрый, герой, красный. Слова разбираются по слогам.
Постановка звука Й
Перед началом упражнений необходимо правильно поставить артикуляцию: выгнуть язык так, чтобы его кончик с напряжением уперся в нижние зубы. Верхняя часть, соприкоснувшись с небом, тоже должна быть твердой. Ребенок почувствует сжатую струю воздуха при произношении звука Й. Затем нужно ослабить напряжение языка, убрать выгиб.
Чтобы сделать занятие увлекательным, попросите ребят показать, как кошка сердится и выгибает спинку с помощью языка.
Правильной постановке речи способствуют еще несколько артикуляционных тренировок.
|
1. Задания на букву й.
Лопатка.
Открыть рот, обнажив зубы, положить напряженный язык в виде лопаточки на нижний зубной ряд так, чтобы края языка касались уголков рта.
2. Улыбка.
Улыбнуться несколько раз с сомкнутыми и разомкнутыми губами.
3. Накажем непослушный язычок.
Положить язык на нижнюю губу и легонько покусать его верхними зубами со звуком «та-та-та», затем пошлепать губами со звуком «пя-пя-пя».
Основные способы
Помимо прямого проговаривания звука Й существуют два вспомогательных способа:
1. Подражание:
быстрое произношение звука И с А, О, У с последующим йотированием (иа-йа, ио-йо, иу-йу);
2. Механическое воздействие. Применяется с помощью шпателя в трудных случаях. Во время произношения звука «зя» логопед нажимает на кончик языка и слегка отодвигает его вглубь, пока не получится звук «йа».
Задание для дошкольников: печатная буква Й
После наглядной демонстрации можно приступать к изучению буквы на бумаге. Перед этим дети с удовольствием повторяют за взрослым, как пишется Й в воздухе, а затем попробуют выполнить действие простым карандашом или ручкой.
Пропись печатной буквы й.
Для удобства лучше использовать тетрадный лист в клеточку. Начинать нужно с элементов: сначала показать, как вывести две вертикальные черточки, затем диагональную черту и верхнюю дужку. Когда ребенок выполнит эти задания, он легко справится со всей буквой. Если возникли трудности, предложите ему провести линии по опорным точкам или пунктирам.
Сказки про букву Й
Сказка про мышонка — йога.
|
Однажды мышонок гулял в саду и нашел там книжку. «Кто такие йоги», — прочитал он, а потом рассматривал дядю на обложке. Он расположился с закрытыми глазами на доске, покрытой острыми гвоздями. Мышонок раскрыл книжку и увидел, как этот же дяденька стоит на раскаленных углях и сидит в глыбе льда.
«Ай да йог!» — воскликнула мышка. — «Я тоже хочу так попробовать. Представляю, как мама удивится, когда увидит меня в холодильнике!»
Зверек решил начать с гвоздей, но только попробовал прилечь на колючую доску, как закричал на весь сад: «Ой, Ойеееей!».
Прибежал мышонок домой, нашел йод и стал им свои царапины мазать. А йод жжет. Мышонок ойкал-ойкал, а потом подумал: «Подкину-ка я эту книжку коту, пусть он теперь йогом будет!».
Сказка про сестричек И и Й.
Пошли как-то И и Й в кафе после прогулки. Подошел к ним официант и спросил:
— Что будете заказывать?
Буква Й ответила четко и быстро:
— Пожалуйста, салат из морской капусты -там много йода, чай и слойку с вишней. Все.
Тут начала заказывать И:
— А я хочу салат морковный с изюмом и салат из капусты, и оливье, и… и…
Бедная И никак не могла остановиться и все говорила, и говорила:
— И мороженое пломбир, и с вареньем, и со сгущенкой, и с клубникой….
Официант перестал записывать и с удивлением посмотрел на И. Тогда сестричка Й догадалась, сняла свою шляпку и надела ее на И, та стала И краткой и смогла остановиться.
Долго объедались они всего, что им принесли. С тех пор И одна в кафе не ходит, ведь только ее сестричка Й может все разделить (май-ка, слой-ка) и завершить, поэтому ее чаще можно встретить в конце слова — дай, лай, чем в начале — йод, йогурт.