Тема: Столкновение этических принципов в ситуациях нравственного выбора социального работника




Социального работника нередко и по праву называют "врачом души" и психологом. Ни одна профессия не имеет столько сторон соприкосновения с человеческой судьбой, как социальная. Специалисты должны овладевать основами психологии, культуры общения, так как профессиональная деятельность социального работника начинается именно с общения с клиентом. От искусства общения во многом зависят результаты дальнейшей работы социального работника. Общение малознакомых или незнакомых людей в начале предполагает межличностные восприятия одного другим, в которых проявляются как познавательные, так и эмоциональные компоненты. Поскольку первое впечатление о человеке складывается нередко на основе ограниченной информации о нем, то существенное значение имеет интерпретация другого отождествлением или сопоставлением с собой (идентификация), размышлением за другого (социально-психологическая рефлексия), стремлением воспроизвести эмоциональный мир его переживаний (эмпатия), распространением на другого известных характеристик какой-либо социальной группы (стереотипизация). При любом виде общения много зависит от культуры и нравственного облика людей: одни вежливы и стараются понять, помочь другим, иные грубы, нетактичны, стремятся отделаться от собеседника, относятся к нему неуважительно и даже оскорбительно.

Нравственные парадигмы и ценностные ориентиры - жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, социальная справедливость - являются теми основами, на которых строится социальная работа. На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии и обществу в целом. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязанностями и обязательствами.

Эти проблемы обычно расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе такие абстрактные ценности, как самоопределение или суверенность личности клиента не только трудно, но подчас и опасно, если они вызывают у социального работника ложное чувство самоуспокоенности, в то время как клиент не в состоянии адекватно их реализовать.

Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. Адекватное разрешение их возможно лишь на основе владения специалистом по социальной работе принципами этики социального работника и ценностями профессии.

Без профессиональных знаний, умений и навыков социальный работник не может поступать этично, также как, не обладая внутренним этическим стержнем, социальный работник не может стать профессионалом. Этический императив направлен не только на клиента, но, прежде всего на личностную сферу самого специалиста по социальной работе.

Законы, постановления и благополучие клиента. Законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому иногда благополучие клиента вступает с ним в противоречие. В некоторых случаях социальные работники заявляют, что законам, постановлениям не следует подчиняться, в противном случае, будет нанесен вред клиенту. Существует эгоистическое самоопределение, развитие которого ведёт к общению захвата. Здесь человек думает и своих друзьях, а также ведет к бюрократическому стилю, ибо этот тип личности не творчески подходит к своему делу, а делает то, что говорит начальство.

Но существует и общественное самоопределение, ведущее к творческому общению. Здесь избирательно, но гуманно личность обозначает общественный или личный интерес других людей. Культура этического мышления настоящего профессионала в социальной работе проявляется и в оптимальном сочетании общественного и личного, творческого и привычного элементов поведения, а также в применении эффективных интеллектуальных средств в принятии моральных решений в различных ситуациях, так называемых моральных дилемм, для многих социальных работников являющихся краеугольным камнем в их профессиональной деятельности. Важнейшим составным элементом нравственной культуры является культура чувств, которая служит основным показателем духовно - нравственного мира социального работника. Формирование культуры чувств - могучий фактор здорового морально - психологического климата в коллективе социальной службы.

Такие нравственно - психологические качества личности, как способность взаимопонимания, отзывчивость, терпимость, солидарность, обеспечивают сплоченность членов коллектива, исключают тяготы морального одиночества человека. Эмоциональная сторона нравственной деятельности, нравственного чувства характеризует жизненную позицию личности, раскрывает степень его субъективной готовности принимать и выполнять нравственные общественные требования к профессии социального работника.

Нравственная культура личности проявляет в соблюдении этикета - правил, маневр поведения в межличностном общении, принятых в конкретной социальной, профессиональной и бытовой среде.

Совпадение внешней формы поведения с его истинно нравственным содержанием - отличительная черта этикета. Вежливость, деликатность, умение выслушивать клиента, собеседника, умение владеть собой, самокритично подходить к своим поступкам - суть этикета социального работника. Из многочисленных принципов этикета целесообразно, выделить тактичность. В этом принципе выражена исходная рационально мотивированная основа этикета и метод реализации его правил. Такова в первом приближении одна из сторон рамок профессиональной социальной работы.

Личные и профессиональные ценности. В основе этой группы этических дилемм лежит конфликт между личными и профессиональными ценностями социального работника. Он может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или иным мотивам, но обязан исполнить профессиональный долг. Мнения социальных работников о том, каким ценностям отдать предпочтение, далеко не всегда совпадают. Социальный работник должен взвесить обязательства перед клиентом, профессией, третьими лицами.

Патернализм и самоопределение. Патерналистские действия (Патернализм - система отношений, при которой власти обеспечивают потребности граждан, которые в обмен на это позволяют диктовать им модели поведения, как публичного, так и частного) включают вмешательство в желания клиентов или их свободу для их собственного блага с целью ограничить саморазрушительные действия клиента. Патернализм считает возможным обязывать клиента принимать услуги против желания или принудительно, утаивать информацию или предоставлять дезинформацию. Этот случай вызывает споры о пределах допустимости патернализма. С одной стороны, клиенты имеют право на определенные формы саморазрушительного и рискованного поведения, с другой, социальный работник несет ответственность за защиту клиентов за них самих, когда они терпят неудачу. Споры об этом часто связаны с концепцией самоопределения и с тем, какие клиенты способны осознать свое положение и принять оптимальное решение.

Необходимость говорить правду. Одним из принципов Этического кодекса является право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. С одной стороны, это законное право не подвергается сомнению. С другой, - в отдельных случаях представляется этически оправданным и даже необходимым скрыть правду от клиентов или предоставить дезинформацию. Например, в случае, когда дело касается больных клиентов или детей, для которых правдивая информация может считаться вредной при определенных обстоятельствах.

Конфиденциальность. Во всех этических кодексах -положение о том, что социальный работник, уважая личность и достоинство клиента, должен сохранять полученную от него информацию строго конфиденциально. В отдельных случаях соц. работники вынуждены рассматривать возможность раскрытия информации, например перед лицом угрозы со стороны клиента третьему лицу. Отсюда возникает необходимость информировать клиента о границах конфиденциальности в конкретной ситуации, о целях получения информации и ее пользования и одновременно получить согласие клиента, например, на печатание, запись разговора, участие третьего лица.

Таким образом, эти и другие этические проблемы в формировании этического сознания социального работника требуют выработки способов их преодоления. Этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы, составлены в общих терминах и с относительно высокой степенью абстракции и содержат принципы, которые противоречивы и сами представляют этическую дилемму.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: