Выполнение самостоятельной работы является одним из видов самостоятельной работы студента, направленным на закрепление знаний, овладение методами научного исследования, формирование навыков работы с научно-методической литературой.
В ходе выполнения самостоятельной работы студенты развивают мышление, учатся обобщать материал, выделять главное, делать заключения, получают навык конспектирования источников информации. Кроме того, самостоятельная работа выполняется в письменном виде, что способствует развитию у студента умения кратко, четко, последовательно излагать материал, развивает культуру речи.
Выполнение самостоятельных заданий является обязательным условием допуска к зачету (экзамену) студентов очной и заочной формы обучения. Самостоятельные задания составлены в соответствии с рабочей программой курса «Безопасность жизнедеятельности». Задания составлены по наиболее актуальным проблемам курса. Для выполнения работы представлены развернутые планы по предлагаемым темам.
Обучающиеся по направлению режиссура должны иметь четкое представление о санитарно-гигиенических требованиях, являющихся неотъемлемой частью системы управления качеством любого производства. Обязательными являются знания современных требований к естественному и искусственному освещению, запыленности и загазованности воздуха помещений. Студент должен знать санитарно-гигиенические требования к организации технологического процесса; гигиеническую характеристику условий труда; влияние параметров метеорологических условий и других физических, химических, биологических и психофизиологических факторов на здоровье человека. Иметь комплексное представление о производственном травматизме и заболеваемости с временной потерей трудоспособности, общей и профессиональной заболеваемости; способности человека переносить воздействия опасных и вредных факторов среды обитания в обычных и чрезвычайных ситуациях. Кроме того, бакалавр в области экономики должен быть вооружен знаниями и практическими навыками, необходимыми для освоения правовых, нормативно-технических и организационных основ производственного процесса, системы контроля и управления условиями жизнеобеспечения, организации рациональных условий труда.
Требования к содержанию и оформлению
Самостоятельной работы
Задания должны содержать два вопроса из каждой темы курса «Безопасность жизнедеятельности». Один из вопросов задания выполняется в форме реферата. Второй в виде краткого тестового задания, представляющего собой решение ситуационной задачи, или программированного контроля. Для выполнения работы студент произвольно выбирает вопросы из каждой темы задания.
Понятие «Реферат» имеет латинские корни и происходит от referre – «докладывать, сообщать» и представляет собой краткое изложение в письменном виде (или в форме публичного выступления) содержания прочитанной книги, научной работы, доклада на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературных и других источников.
Реферат должен отличаться небольшим объемом и наиболее полно излагать основное содержание рассматриваемого вопроса. Сущность и назначение реферата заключается в изложении основного содержания источника, в передаче новой проблемной информации, имеющейся в научной литературе. При написании работы студент должен опираться на рекомендуемую литературу, дополнительно используя другие источники, в том числе научные периодические издания. Реферат должен иметь план, в соответствии с которым и должен излагаться материал по исследуемому вопросу. На все используемые цитаты, нормативные документы и другие источники должны быть ссылки,которые могут быть даны в виде указания номера первоисточника в списке используемой литературы.
Содержание работы
Первая часть задания (реферат) излагается по следующей схеме:
1. План реферата с указанием страниц в тексте.
2. Введение, содержащее обоснование актуальности темы, вопросы, которые студент раскрывает, цели и задачи реферата.
3. Краткий исторический экскурс (если этого требует тема реферата).
4. Основная часть, раскрывающая содержание темы, обоснование физиолого-гигиенических явлений и процессов, факторов и условий, а также анализ путей и способов решения задач, поставленных в работе.
5. Заключение, представляющее собой резюме и краткие выводы по изложенному материалу.
6. Список используемой литературы, составленный по общепринятым правилам описания источников (автор с указанием инициалов, название источника, издательство, год издания и количество страниц).
Вторая часть задания (тест): выполняется на отдельном листке и представляет собой полное изложение задания и решений поставленной задачи (или изложение ответов на поставленные вопросы). Соответствующий номер теста, необходимый для выполнения того или иного задания, указывается в первом варианте задания.
Оформление домашнего семестрового задания (ДСЗ)
При выполнении ДСЗ целесообразно придерживаться плана, изложенного в методических рекомендациях.
Студенту необходимо изучить теоретические аспекты задания по данным литературы, ознакомиться с фактическим материалом соответствующего учреждения, имеющимся в службах охраны труда и техники безопасности. Полученные Фактические данные необходимо сопоставить с требованиями санитарно-технической документации (СНиП, СН, СанПиН, ГОСТ, ОСТ, указания и др.). На основании вышеизложенного дать оценку условий труда на изучаемом объекте, сделать выводы и дать практические рекомендации по оптимизации параметров производственной среды.
В случаях невозможности воспользоваться результатами санитарно-гигиенических исследований по данным предприятия (учреждения) проводится глубокая теоретическая проработка рассматриваемого вопроса и оформление результатов в виде реферата по литературным источникам.
ДСЗ выполняется на формате А4 или в обычной тетради. Предпочтителен машинописный вариант. В случае невозможности напечатать работу реферат пишется от руки разборчивым почерком. Объем работы в пределах 8-12 страниц текста и зависит от полноты раскрытия каждого вопроса. Ответы должны быть исчерпывающими.
Варианты заданий для домашнего семестрового задания