Планирование себестоимости: показатели и методы
Составление важнейшего раздела бизнес-плана «Финансовый план» начинается с расчета предполагаемой плановой себестоимости продукции, основная цель которого — определить затраты на производство продукции с учетом эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, прогнозируя при этом изменение внешних факторов — цен на материально-технические ресурсы, уровня минимальной заработной платы, системы налогообложения, условий кредитования. Уровень затрат на производство продукции определит размер прибыли, характеризующей ожидаемые финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Планирование себестоимости продукции осуществляется по следующим показателям, каждый из которых имеет свое экономическое назначение:
1)смета затрат на производство;
2)калькуляция себестоимости единицы продукции;
3) себестоимость объема производства продукции (товарной) продукции;
4)себестоимость реализованной продукции (объема продаж);
5)затраты на 1 руб. товарной и реализованной продукции;
6)размер снижения затрат на 1 руб. товарной и реализованной продукции.
Первые четыре показателя определяют абсолютные размеры затрат, следующие два являются относительными, характеризующими уровень затрат относительно объема товарной или реализованной продукции.
Смета затрат на производство представляет собой свод затрат предприятия на определенный выпуск продукции и планируемое изменение объема незавершенного производства. Этот показатель используется при составлении плана по материально-техническому снабжению, по труду (расчет необходимой численности, средств на заработную плату), при определении источников финансовых средств.
|
Калькуляция себестоимости единицы продукции составляется по всей номенклатуре и используется для определения себестоимости объема произведенной или реализованной продукции, а ее уровень является минимальной границей цены изделия. Анализ себестоимости единицы продукции по структуре в динамике позволяет судить о работе предприятия по снижению затрат и обеспечению конкурентоспособности изделий через ценовой фактор.
Себестоимость является основой определения плановой прибыли и решения вопроса о выборе рационального варианта плана производства, составления плановых смет технического и социального развития предприятия.
Себестоимость реализованной продукции (объема продаж) — это затраты предположительно проданной и оплаченной покупателями продукции. Этот показатель используется предприятием при определении финансовых источников простого и расширенного процесса воспроизводства и ожидаемой суммы прибыли.
Если предприятие предусматривает в плане производства выпуск новых изделий, не сравнимых с изделиями, производимыми в предыдущем году, или изменяется качество выпускаемой продукции, требующее дополнительных затрат, либо изменяются цены на эти изделия, то для определения уровня себестоимости применяется показатель затрат на 1 руб. товарной или реализованной продукции З1 р.ТП
Этот показатель характеризует не только уровень затрат, но и уровень прибыли.
Оценка снижения себестоимости продукции осуществляется с помощью показателя «снижение затрат на 1 руб. товарной или реализованной продукции». Этот показатель позволяет учесть влияние технических, организационных, структурных и внешних факторов на уровень себестоимости продукции, планируемой к выпуску.
|
Источники и факторы снижения себестоимости
В условиях рыночной экономики снижение себестоимости выпускаемой продукции имеет особое значение, так как она является реальным источником роста прибыли, экономического и социального развития коллектива.
Существует множество возможных направлений снижения себестоимости продукции. Их называют резервами.
Резервы снижения себестоимости образуются на государственном уровне, на уровне отрасли и внутри предприятия.
Государственные резервы создаются на базе развития науки и техники, разработки новых видов материалов, энергии, технологического и транспортного оборудования. Отраслевые резервы образуются в результате установления рациональных кооперированных связей между предприятиями. Внутрипроизводственные резервы определяются техническими и организационными условиями работы конкретных предприятий.
Государственные и отраслевые резервы не связаны непосредственно с производственной деятельностью конкретных предприятий. Чтобы резервы стали реальной возможностью снижения себестоимости продукции, предприятия разрабатывают мероприятия, позволяющие их использовать. Эти резервы классифицируют по трем направлениям:
1)повышение технического уровня производства;
|
2)улучшение организации производства и труда;
3)увеличение объема производства продукции и изменение ее структуры.
Повышение технического уровня производства обуславливается внедрением прогрессивного оборудования и новых технологических процессов, механизацией и автоматизацией, применением новых материалов, более дешевых видов энергии, топлива, изменением конструкции изделия, стандартизацией и унификацией его деталей и узлов. Мероприятия этой группы снижают себестоимость продукции за счет уменьшения расхода сырья, материалов, топлива, энергии, снижения трудоемкости изготовления продукции, сокращения брака и простоев оборудования.
Улучшение организации производства и труда предполагает внедрение автоматизированных систем управления производством, автоматизацию рабочих мест специалистов, использование компьютерной техники при проектировании изделий, разработке передовых технологических процессов, совершенствование организации производства за счет рациональной специализации цехов, участков и рабочих мест; своевременное обеспечение рабочих мест технической документацией, приборами контроля качества продукции, материалами, инструментами; рациональную организацию материально-технического обеспечения предприятия и системы товародвижения ресурсов и др.
Мероприятия этой группы снижают себестоимость продукции за счет сокращения транспортных расходов, расходов по управлению производством, уменьшения трудоемкости изготовления продукции, норм расхода материальных ресурсов, что увеличивает объем выпуска изделий и снижает условно-постоянные расходы.