КУРОЧКИНА Структура конфликта с.6




Типология конфликтов

Существуют разнообразные варианты классификации конфликтов.

Выбор той или иной классификации определяется тем, что интересует

исследователя в данном конкретном случае. Дело в том, что любаяклассификация разбивает все множество конфликтов на классы по какому-

то определенному признаку (основанию) классификации. Такимоснованием могут быть: состав участников конфликта, его содержание, егодлительность, его причины, степень его интенсивности, остроты или силы,формы его протекания, способы разрешения и пр. В зависимости от того,какое из этих оснований важно учитывать в данных конкретных

обстоятельствах, специалисты обращаются к той или иной классификации.

Наиболее часто используется классификация по составу участников,включенных в конфликт. При использовании этого признака можновыделить следующие основные типы конфликтов:

1. Внутриличностные конфликты. Особенностью такого конфликтаявляется то, что здесь «участниками» конфликта являются не люди, аразличные психологические факторы внутреннего мира личности, частокажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы,ценности, чувства и т.п.

2. Межличностные конфликты. Это самый распространенный типконфликта, участниками в котором выступают отдельные личности.

3. Групповые конфликты. Для этой категории конфликтов характерно,что хотя бы одним из субъектов конфликтного взаимодействия выступаетгруппа. Такие конфликты можно подразделить на внутригрупповые (конфликты между личностью и группой, либо между неформальнымигруппами, существующими в рамках формальной группы) и межгрупповые (конфликты между различными (большими и малыми, формальными инеформальными) группами).

В зависимости от способа разрешения, конфликты можно разделитьна две большие группы:

1. Компромиссные допускают несколько вариантов их разрешенияза счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условийвзаимодействия.

2. Бескомпромиссные (антагонистические) – предполагаютразрешения противоречия путем разрушения структур всехконфликтующих сторон или отказа всех сторон, кроме одной от участия вконфликте. Эта сторона и выигрывает.

В зависимости от природы возникновения выделяют конфликты:

1. Социальные – их возникновение обусловлено системой отношенийлюдей, социальных групп, институтов.

2. Личностные – возникают в связи с наличием противоречий вовнутренней сфере личности. Как правило, связаны с неудовлетворениемпотребностей отдельной личности.

Для анализа конфликтов в деловой сфере будет удобнаклассификация Л. Козера, который различает конфликты по критерию реальности-ложности. В соответствии с ней конфликты могут быть:

1. Реалистическими (предметными, деловыми) – вызванынеудовлетворением определенных требований участников илинесправедливым, по мнению одной из сторон, распределением междуними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретногорезультата. Цели и объект конфликтного взаимодействия являютсямотивом (внутренней психологической причиной) таких конфликтов.

2. Нереалистическими (беспредметными, эмоциональными) – ихисточником может быть недоверие, основанное на опыте прошлыхвзаимодействий, антипатия, порожденная необъективными суждениямидруг о друге, сложившиеся стереотипы и т.п. Конфликтное взаимодействие__ становится здесь не средством достижения конкретного результата, асамоцелью. В связи с этим цель и объект в таком конфликте формируютсясуществующими к этому моменту причинами – сложившимися отношениями.

 

КУРОЧКИНА Структура конфликта с.6

 

4. Об ъективные и субъективные факторы, действие которых толкает людей в конфликт.

Объективные факторы – это реально существующие в действительности обстоятельства. Они связаны главным образом с условиями бытия, а также с некоторыми существенными социально-психологическими особенностями личности или социальной группы. К условиям бытия, порождающим конфликты, можно отнести социальное неравенство, классовые противоречия в обществе, конкурентные отношения на рынке. Конфликты внутри организаций и между организациями часто вызываются такими условиями как ограниченность ресурсов, недостаточно четкое распределение обязанностей и полномочий, плохие коммуникации (это ведет к несогласованности действий, искажению информации). Объективными факторами, связанными с особенностями личности или группы, могут являться, уровень образования, квалификации, интеллектуальное развитие, глубинные, стержневые потребности и установки личности. Различия в этих характеристиках нередко ведут к взаимному непониманию и распаду контактов. Действие объективных факторов, связанных с личностными особенностями психики индивидов, с их потребностями и установками, прекрасно показано в басне И. Крылова: "Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду". В отсутствии согласия между ними повинна их природа: "На лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука" не потому, что они не хотят, а потому что они в принципе не могут тянуть воз в одном направлении. В жизни случаи, когда разные люди впрягаются везти один воз, очень часты.

Субъективные факторы представляют собой стимулы к конфликтным действиям, обусловленные иллюзорными кажущимися обстоятельствами. Люди искаженно воспринимают ситуацию, в которой они находятся, но согласно теореме Томаса, последствия вполне реальны.

Иллюзорные представления об обстоятельствах стимулируют конфликтные действия в не меньшей мере, чем реальные обстоятельства. Иллюзии есть у всех. Когда два субъекта имеют разные представления об одном и том же, то каждый из них думает, что представление другого иллюзорно. И часто совершенно неясно, чья точка зрения более правильна. Поэтому любое представление может быть названо иллюзорным. Есть несколько типичных иллюзий, заставляющих людей разжигать конфликты:

Иллюзия "выигрыша - проигрыша". Когда возникают стремления к двум несовместимым, одновременно не осуществимым целям, то приходится выбирать одно из двух (за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь). Если речь идет об индивидах или о группах, преследующих несовместимые цели, то каждая из них, либо выигрывает, либо проигрывает, третьего тут не дано. Люди начинают бороться за победу и эмоциональный накал растет. Но фактически почти всегда есть и другие варианты, кроме "выигрыша - проигрыша". Может быть и "проигрыш - проигрыш" и "выигрыш - выигрыш". Иллюзия, что существует только альтернатива выиграть или проиграть, ведет к обострению конфликта до такой степени, что выигрыш достается слишком дорогой ценой и даже победа уже не дает выигрыша.

Иллюзия самооправдания. Мы предубеждены в пользу самих себя. Мы склонны оправдывать собственное поведение, преувеличивать наши добрые дела и преуменьшать свои недостатки, а то и вовсе не признаваться в них. Это касается как индивида, так и группы. "Мы - хорошие, мы лучше их". А ведь со стороны эти наши предубеждения могут оцениваться как ложные.

Иллюзия "плохого человека". Тот, кто говорит или действует не так, как нам бы хотелось, вызывает у нас негативную реакцию. Если поведение этого человека нарушает наши интересы, то к нему возникает неприязнь. Мы начинаем считать его скверным человеком - злым, тупым и пр. Это тоже относится не только к индивиду, но и к группе.

Иллюзия "зеркального восприятия". Эта иллюзия как бы сочетает в себе две предыдущих. У двух сторон, сталкивающихся по какому-то поводу, возникает удивительно симметричное, как в зеркале, восприятие друг друга. Добродетели, которые каждая сторона приписывает себе, очень сходны и пороки тоже. Зеркальное сходство наблюдается и в опасениях насчет другой стороны и в аргументах, с помощью которых каждая сторона оправдывает себя и обвиняет других. (например, демократы и коммунисты в предвыборной гонке призывают голосовать за себя, потому что.... - дальше идут общие слова: "только мы последовательно отстаиваем интересы народа".

Почти все люди, по мнению исследователей, склонны более или менее к двойственности оценок: одна мерка для себя и для того, что нам выгодно или приятно, а другая – для чужих людей, особенно людей намнеприятных и для того, что нам не по душе. Когда кто-то разносит слух - это сплетня, когда это же делаем мы - это сообщение интересных новостей. Владимир Соловьев писал, что существует такое понимание национальной идеи, которая напоминает ответ готтентота миссионеру, спрашивавшему, знает ли тот разницу между добром и злом. "Конечно, знаю. Добро – это когда я украду чужой скот, чужую жену, а зло – "когда у меня украдут".

2) Баланс сил. Существует очень много факторов, которые могут стать силой, обеспечивающей преимущество в конфликте. Так, во внутриличностном конфликте (например, при борьбе мотивационных тенденций в душе человека) – вероятнее победа той «стороны», которая имеет более высокий энергетический уровень. В межличностном и межгрупповом конфликтах дело обстоит сложнее. Распространено мнение, что такие факторы, как физическая мощь, богатство, связи, высокий статус автоматически обеспечивают непреодолимое превосходство в конфликте.

Однако это не совсем так. Одним из эффективных средств, с помощью которых можно противостоять вышеуказанным факторам, является информация.

 

Основные этапы конфликта

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним илинесколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия иэмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобногоосознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения,критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника,ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один изучастников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активнымдействиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба«противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, всвою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своихпозициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и непонимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может бытьдостигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение ит. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказруководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде

всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем можетначаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем циклесужаются.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: