Сознание и деятельность как характеристики личности.




Человек (часть 1)

Человек – биосоциальное существо.

Человек является неотъемлемой частью природы. Ему, как и любому биологическому организму, свойственны саморегуляция, обмен веществом и энергией с окружающей средой, действия по обеспечению жизнедеятельности организма.

Биологическая сторона жизни человека характеризует особенности строения и функционирования его организма, работу его органов чувств, простейшие психические реакции и инстинкты. Как и другие живые существа, человек может быть здоровым или больным. Человеческая психика, охватывающая совокупность наших внутренних переживаний, явлений внутреннего мира (ощущения, переживания, эмоции и т.д.), тоже имеет биологическую основу.

Вместе с тем, в отличие от животных, человек имеет высокоорганизованный мозг, мышление и членораздельную речь. Всё это составляет социальную основу его жизни. По каналам социальногонаследования передаются: система общественных отношений и деятельности, умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования, способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности, заниматься самопознанием и саморазвитием, вырабатывать духовные ориентиры своей жизни.

Своей деятельностью человек создает «вторую природу », надстроенную над естественной средой обитания. “Вторую природу” мы называем культурой.

Общественное (социальное) качество человека состоит в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в систему связей и отношений с людьми, быть субъектом, творцом культуры.

Индивид. Личность. Индивидуальность.

Понятие «индивид » относится к человеку как отдельному, единичному существу и выражает его принадлежность к человеческому роду.

Признаки индивида выражают прежде всего биологическое своеобразие человека (пол, возраст, раса, рост, вес и т.д.).

Индивидом рождаются, а личностью становятся. Личность – это социальный индивид, поскольку он включен в общение с другими людьми, в систему общественных отношений и деятельности.

Слово «личность » хорошо знакомо каждому. О некоторых людях говорят: «яркая личность», «невыразительная личность», «преступная личность». Все это можно сказать именно о людях, потому что понятие личности применимо только к человеку.

Можно ли назвать личностью новорожденного ребенка? Нет. Личностью ему еще предстоит стать. Для этого ему нужно будет многому научиться, усвоить достижения культуры и обрести способность действовать осмысленно, отвечать за все, что он делает.

Личность – это целостное социальное качество человека. Оно состоит в способности человека быть сознательным участником социальных отношений, т.е. в способности понимать себя и окружающих, участвуя в жизни общества, и отвечать за свои поступки.

Процесс усвоения человеком знаний, норм поведения, привычек, позволяющих ему жить в обществе и быть его полноценным членом, называется социализацией личности.

Каждая личность индивидуальна. Под индивидуальностью понимают отличительные биологические, психологические и социальные качества человека. К ним относятся, прежде всего, темперамент, характер и способности человека.

Выше названные качества придают неповторимость, оригинальность каждой личности, сказываются на ее поведении, отношении с людьми.

Так, личность энергичная и подвижная по своему темпераменту, твердая, жесткая по характеру, имеющая ярко выраженные способности к какому-либо виду деятельности, заметно отличается от других людей.

Сознание и деятельность как характеристики личности.

Чтобы быть личностью, человек должен обладать сознанием, в том числе самосознанием – осознанием того, что он из себя представляет.

Сознание – это присущая человеку способность воспроизводить действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и осмысленно, целенаправленно действовать.

Сознание включает в себя: во-первых, познание (постижение) действительности. Познавая мир, у нас формируются образы, отражающие свойства познаваемых явлений, процессов.

Во-вторых, сознание предполагает оценку человеком того, что он видит или обдумывает. Наше сознание обязательно включает в себя ценности и идеалы, правила и нормы жизни, которыми мы руководствуемся.

Оценив происходящее, мы определяем, что можем и должны делать. Таким образом, сознание неотделимо от деятельности.

Деятельность – это характерное для человека активное, целенаправленное отношение к окружающему миру и к самому себе.

В процессе деятельности люди прежде всего изменяют окружающие предметы, условия жизни. Такую деятельность называют практической. Ее основу составляет человеческий труд.

Вместе с тем существуют различные виды духовной деятельности, в результате которой преобразуется человеческое сознание, вырабатываются или осваиваются новые занятия, создаются художественные произведения, выдвигаются нравственные, религиозные, политические идеи.

Самопознание личности.

В школьном возрасте каждый человек начинает всерьез ставить перед собой вопросы: «Кто я?», «Что я могу в этой жизни?», «Кем я хочу стать?».

Такой анализ собственного внутреннего мира подводит человека к осознанию самого себя. Результатом этого осознания является образ собственного «Я», или Я-концепция, которая исследовалась Карлом Роджерсом.

«Я-концепция » – это представление человека о своем поведении, внешности, характере, достоинствах и недостатках.

Состоит «Я-концепция» из различных «Я-образов»:

- Я-реальное – каким я был и какой я есть в настоящий момент.

Образ “Я-реальное” имеет такие разновидности, как Я-академическое (какой я в учебной деятельности), Я-физическое (какой мой внешний облик).

- Я-идеальное – каким бы я хотел стать.

- Я-воображаемое (Я-фантастическое) – образ, каким я хотел бы стать, если бы всё было возможно, т.е. какой я в своих мечтах.

- Я-ожидаемое – образ, каким, по-моему, видят меня другие люди.

- Я-представляемое – образ, каким я хочу выглядеть в глазах окружающих.

Важной составляющей «Я-концепции» является самооценка – критический анализ своего поведения, оценка личностью своих качеств, способностей, поступков.

Самооценка может быть высокой и низкой. И здесь многое зависит от взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка. Так, если родители окружают ребенка заботой и любовью, вниманием, верят в его силы и возможности, скорее всего у него сформируется высокая самооценка и позитивная «Я-концепция».

Дети с низкой самооценкой отличаются неуверенностью, плохим мнением о себе. В дальнейшем это мешает им достичь успеха в жизни, наладить добрые отношения с людьми.

Темперамент человека.

Все люди отличаются друг от друга особенностями поведения: одни – подвижны, энергичны, другие – медлительны; одни – эмоциональны, другие – спокойны. Подобные признаки поведения называются динамическими.

Динамику поведения человека можно сравнить с течением реки. Бывает, река несет свои воды медленно и плавно, ее течение едва заметно. Другая река течет быстро, вода в ней грохочет и бурлит.

Темперамент –это совокупность индивидуальных особенностей, которые придают своеобразие поведению и деятельности человека, характеризуют степень его жизненной активности.

Учение о темпераменте берет начало в далекой древности. Еще древнегреческий врач Гиппократ учил, что в организме человека есть четыре жидкости: кровь (по-латински «sanguis»), слизь (по-гречески «phlegma»), желтая желчь (по-гречески «chole») и черная желчь (по-гречески «melas» и «chole»). Смешивание этих жидкостей и преобладание какой-либо из них, как утверждал Гиппократ, лежит в основе типов темперамента: сангвинистического, флегматического, холерического и меланхолического.

Темперамент – врожденная характеристика человека. Она проявляется с самого рождения и почти не изменяется в течение жизни.

Русский физиолог И.Павлов научно объяснил происхождение темперамента. По его мнению, в основе темперамента лежит тип нервной системы, который человек наследует от своих родителей.

Работа нервной системы определяется прежде всего соотношением ее основных процессов – возбуждения и торможения. Эти процессы у разных людей неодинаково сильны. В завимости от этого ученый выделил два типа нервной системы: сильный и слабый. Важную роль играют и такие особенности нервной системы, как ее уравновешенность или неуравновешенность, а также подвижность или инертность. В зависимости от соотношения данных признаков и различают типы темперамента.

Сангвиник.

У него сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы. Сангвиник – подвижный, веселый, общительный. Легко сходится с людьми. В большой компании незнакомых людей чувствует себя как рыба в воде. Его отличает доброта, желание прийти на помощь. Он активен, энергичен, легко приспосабливается к новым условиям жизни. Охотно берется за дело, но может не довести его до конца. Напряженная умственная и физическая работа его быстро утомляет.

И.Павлов называл сангвиника: «Горячий продуктивный деятель», но лишь тогда, когда много интересных дел. В противном случае он становится скучным и вялым.

Холерик.

У него сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы. Холерик –порывистый, быстрый, с большой жизненной энергией. Его чувства вспыхивают быстро и ярко, но также быстро и потухают. Настроение часто меняется. В общении с людьми холерики бывают вспыльчивы, несдержанны, крикливы. Человек с таким темпераментом за дело берется страстно, увлеченно, но сил хватает ненадолго, и тогда все ему невмоготу. Не любит выполнять работу, которая требует длительной концентрации внимания, спокойного, медленного темпа.

И.Павлов так определял темперамент холерика: «Боевой, задорный, легко раздражающийся тип».

Флегматик.

У него сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы. Флегматик –спокойный, медлительный; он никуда не спешит. Его чувства, эмоции сдержанны; его трудно вывести из себя. Движения и мимика невыразительны; не любит новых знакомств, для него важнее общаться с одними и теми же людьми. Он настойчивый и упорный работник.

И.Павлов так и называл флегматика: «Упорный труженик жизни».

Меланхолик.

У него слабый, неуравновешенный, инертный тип нервной системы. Меланхолик –очень чувствительный, обидчивый, ранимый. Голос тихий. Движения невыразительны. Плачет тихо. Редко смеется во весь голос. Если он переживает, то долго, сильно и глубоко. Тяжело переносит неудачи, обиды. Он сдержан и слов на ветер не бросает, дорожит хорошими отношениями с окружающими людьми. Хорошо справляется с малоинтересной, монотонной работой, сохраняет при ее выполнении высокую работоспособность. В привычной, спокойной обстановке работает хорошо, но плохо приспосабливаются к новой обстановке. При малейшей трудности у них опускаются руки.

И.Павлов говорил о меланхолике так: «Меланхолик теряется в новых условиях жизни».

Характер человека.

Характер человека – это совокупность его относительно устойчивых врождённых и приобретённых свойств, которые непосредственно проявляются в его действиях и поступках.

Каждая эпоха, каждая культура порождает свои характеры. Типичные черты характера, общие для многих людей, определяются теми историческими условиями, в которых они живут и действуют.

Вместе с тем характер – это индивидуальная особенность личности. Говорят, сколько людей, столько и характеров.

Известный швейцарский психолог Карл Юнг выделил два основных типа характера. Они различаются преобладающей направленностью во внешний или во внутренний мир человека.

Первый тип составляют экстраверты – люди, главные интересы которых обращены во внешний мир и деятельность в нем. Таких людей отличают активность, общительность, стремление достигнуть успеха и общественного признания, преимущественное внимание к окружающим предметам и их свойствам.

Второй тип – это интроверты, главный интерес которых направлен на их внутренний мир, на ход мыслей и переживаний. Такие люди стараются избегать чрезмерного общения и склонны к самоуглублению; вещи и внешние признаки успеха их мало интересуют.

В чистом виде интроверты и экстраверты встречаются нечасто. Обычно соответствующие черты характера преобладают в том или ином соотношении. Есть даже специальный термин для людей, которые сочетают в себе черты экстравертов и интровертов – амбиверты.

Как же формируется характер? Во-первых, в основе характера лежит темперамент. Во-вторых, на формирование характера влияет социальная среда (в первую очередь – семья). В-третьих, важную роль в формировании характера личности играет сам человек. Мы должны помнить, изменить себя сложно, но возможно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: