Направленность личности.




Личность всегда проявляет социальную активность. В основе активности лежат различные мотивы.

Мотив – идеальный или реальный предмет, ради которого человек выполняет те или иные действия.

К устойчивым мотивам относят: убеждения, интересы, установки.

Убеждение – это твёрдая уверенность личности в чём-либо, побуждающая её поступать в соответствии со своими идеалами. Убеждение формирует у человека стремление отстаивать свою правоту.

Интерес – это реальная причина, которая осознаётся человеком и направляет его познавательную и практическую деятельность. Интерес обычно проявляется в ситуации, где мы имеем дело с чем-либо новым для себя.

У человека может возникать и специальный интерес – внутренне побуждение к какой-либо конкретной деятельности.

В основе наших интересов лежат потребности. Потребность – нужда в чём-либо, отсутствие чего-либо важного, нужного для жизни.

Мы не всегда чётко осознаём свои потребности. В том случае, когда мы их осознали, разобрались, что нам действительно нужно, потребности превращаются в интересы.

Установка – это состояние готовности человека совершить что-либо, предрасположенность к активным действиям в определённой ситуации.

Установка личности сильно влияет на результаты деятельности. Например, для спортсмена, участвующего в ответственных соревнованиях, очень важна установка на победу.

Совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность и поведение личности, назвается направленность личности.

 

Самовоспитание.

Если человек стремится жить осмысленно, полнее реализовать свои способности, он может осознанно двигаться по пути личностного саморазвития.

Стать лучше хотят, наверное, все люди, но заниматься самовоспитанием систематически могут немногие. Это происходит потому, что для работы над собой человеку необходима определенная готовность, связанная с наличием таких качеств, как целеустремленность, самокритичность, требовательность, самообладание и восприимчивость к воспитанию.

Целеустремленность предполагает наличие жизненной цели, требовательность к себе, умение подчинить поступки и действия ее достижению.

Самокритичность обеспечивает объективную самооценку, умение осознавать свои ошибки. Когда человек точно знает, что положительно в его характере, а что отрицательно и от чего надо избавиться, он более обоснованно выбирает цель, определяет программу самовоспитания.

Требовательность к себе помогает перевести замечания, указания, советы, исходящие от других людей, в собственные требования к поведению; она вызывает стремление стать лучше.

Самообладание, которое еще называют выдержкойили хладнокровием, требуется для того, чтобы не паниковать и не суетиться, быть волевой личностью.

Восприимчивость к воспитанию означает способность правильно понять и принять воспитательные воздействия педагогов, родителей, других авторитетных для вас людей, умение использовать имеющиеся условия для своего духовного роста, совершенствования.

В процессе самовоспитания создается идеал – представление о высшей степени совершенства, которое является важным фактором самовоспитания.

Таким образом, самовоспитание – это способ обеспечения согласованности между процессами развития общества и формирования собственной личности.

Духовный мир человека.

Человек – не только биосоциальное существо. Он – существо духовное.

Духовность –это обобщенная характеристика ценностных ориентиров, как отдельного человека, так и общества, в котором он живет. Духовность человека проявляется в его поступках и связана со стремлением личности к нравственному совершенству.

Однако нравственность – это лишь одна из областей духовности общества и личности. Духовные ценности должны содержать в себе также наука, искусство и религия.

Размышляя о духовности, каждый задает себе вопросы: что такое человек, в чем его призвание, долг и смысл жизни? Решение их связано с формированием мировоззрения.

Мировоззрение – обобщенное понимание человеком самого себя, окружающего мира и своей связи с миром. В структуре мировоззрения находятся знания, ценности и убеждения личности.

Смысл мировоззрения состоит в том, чтобы направлять наши поступки и мысли, вооружать нас ориентирами, позволяющими правильно поступать в важных для нас ситуациях. В таком случае мировоззрение является и нашим внутренним регулятором.

Мировоззрение проходит в своём развитии две стадии: мироощущение и миропонимание. Уже у ребенка постепенно формируется мироощущение, связанное с преобладающим настроением, общим чувственно-эмоциональным восприятием происходящего.

По мере развития познавательной деятельности у ребенка складываются представления о свойствах и связях вещей, о некоторой упорядоченности всего, что его окружает. Так постепенно закладываются основы миропонимания.

В структуре мировоззрения современного человека есть место и религиозным догматам, и философским парадигмам, и научным суждениям.

У каждой личности – свое мировоззрение, являющееся ее духовным стержнем. При этом весь духовный мир личности претерпевает изменения, как и само мировоззрение.

Идея гуманизма.

Латинское слово humanus означает «человечный».

Гуманизм – это мировоззренческая идея, которая утверждает достоинство и самоценность человека, его свободу и право на счастье.

Современный гуманизм зародился в эпоху Возрождения, когда в Италии, а потом и в других странах возникло движение, направленное против духовного всевластия церкви.

Гуманисты провозглашают человека наивысшим из всех живых существ, утверждают, что он способен познать мир и призван творить новое, наслаждаться жизнью и нравственно совершенствоваться.

Предпосылки такого понимания призвания человека и его места в мире возникли еще в античности.

В Древней Греции сформировалось убеждение в том, что свободные люди должны не только многое знать о себе и о мире в целом, но и уметь управлять собой, быть гармонично развитыми.

В Средние века вопросу о призвании человека тоже уделялось большое внимание. Правда, это призвание виделось в служении Богу, в смирении и подчинении разума вере.

Эпоха Возрождения и эпоха Просвещения наполнены призывами освободить человеческий разум от церковных оков. Свобода человека связывалась при этом с правом на частную инициативу и предприимчивость, с опорой на собственный разум при организации как личной, так и общественной жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: