Человек (часть 2)
1. Общение и его функции.
Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в своей книге «Маленький принц» отметил, что «единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».
Американский психолог Уильям Джеймс отмечал, что для человека “не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе”.
Советский психолог Лев Выготский указал, что “человек и наедине с собой сохраняет функцию общения”.
Так что же такое общение? Давайте дадим ему определение.
Общение –это процесс взаимодействия людей, в ходе которого они обмениваются информацией, определяют свое отношение друг к другу.
Таким образом, общением будет не только беседа двух людей, но и, к примеру, ситуация, когда один человек просто улыбается другому.
Теперь поговорим о том, какую роль общение играет в нашей жизни.
Главная функция общения состоит в том, чтобы способствовать становлению и развитию человека как личности. Ребенок, родившийся на свет, еще не умеет говорить, однако он уже умеет доносить свои переживания до родителей. С помощью взрослых он учится выражать свои ощущения, желания, мысли. В дальнейшем, общаясь с другими людьми, он учится читать, писать, правильно вести себя.
В совместной деятельности людей общение выступает необходимым средством достижения намеченного результата. В этом состоит еще одна функция общения, которую называют прагматической (от лат.pragma – действие, дело). Приведу пример: учитель преподаёт урок, ученик внимательно слушает. А вот и результат их работы – высокая отметка у ученика, моральное удовлетворение у учителя.
Общение для любого человека связано с оцениванием других людей и установлением каких-то отношений с ними – либо положительных, либо отрицательных. В различных ситуациях между людьми возникают такие противоположные чувства, как симпатия или антипатия, любовь или ненависть, уважение или презрение и т.д.
Общение, наполненное добрыми чувствами, является источником духовного роста человека. В ходе общения с человеком важно оказывать ему различные знаки внимания, обращаться по имени, другими способами подтверждать уважительное отношение к нему. Это позволяет человеку утвердить себя в собственных глазах, укрепить его уверенность в себе. Тем самым успешно выполняется присущая общению функция подтверждения.
2. Виды общения.
Существует 6 основных классификаций видов общения. Они представлены в таблице в виде антонимических пар.
межличностное – массовое | неформальное – ролевое |
личное – деловое | прямое – опосредованное |
доверительное – конфликтное | вербальное – невербальное |
І. Межличностное общение предполагает непосредственные контакты людей в малых группах. Пример: общение учеников в классе.
Множество непосредственных контактов незнакомых людей (например, в толпе), а также общение посредством радио, телевидения, газет, журналов, электронных средств массовой информации называют массовым общением. А вот примеры: выступление политика на митинге или размещение публикации в живом журнале в интернете.
ІІ. Выделяют также неформальное (например, общение с друзьями)и ролевое общение. В ходе ролевого общения человек выступает как носитель определенной роли (ученик – учитель, покупатель – продавец, сын – отец и т.д.) и поступает так, как предписывает ему его роль.
ІІІ. Общение может быть также личным и деловым. В личном общении осуществляется обмен неофициальной информацией. Здесь проявляется эмоциональное отношение людей друг к другу. Деловое общение характеризуется выполнением совместных обязанностей, здесь нет проявления эмоций. Например, ученики под руководством учителя вместе работают на уроке.
IV. Прямым общением называют контакты между людьми в транспорте, на улицах, в магазинах. Число таких контактов постоянно увеличивается по мере развития общественных связей между людьми. Однако в настоящее время прямое общение часто заменяется опосредованным, осуществляемымпри помощи телефона, аудио- и видеотехники, интернета.
V. Общение осуществляется по двум основным каналам передачи информации: речевому (вербальному) и неречевому (невербальному). Невербальные средства общения – это наши жесты, поза, походка, мимика, контакт глазами.
VI. Думаю, всем понятно, что такое доверительное общение, а что такое конфликтное.
Монологическое и диалогическое общение.
Социологи выделяю две формы общения: монологическую и диалогическую. Давайте выясним, что же они собой представляют.
монологическое | |
императивное | манипулятивное |
диалогическое(гуманистическое) |
Из таблицы видно, что монологическое общение может быть императивным и манипулятивным.
Императивное (от лат. imprativus – повелительный) общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на человека. При этом ставится цель достижения контроля над его поведением, принуждения к определенным действиям или решениям. Использование такого общения оправдано, например, в уставных отношениях между военнослужащими или при работе в чрезвычайных обстоятельствах. В императивном общении используются приказы, предписания, указания, требования и даже угрозы. Однако директивная форма неприемлема в отношениях между друзьями, между мужем и женой, между учителем и учеником.
При манипулятивном (от лат.manipulus – горсть) общении влияние на человека осуществляется скрытно с целью достижения своих намерений. Такое общение нередко используется в рекламе, проповеди и пропаганде. Оно иногда встречается и в повседневной жизни. Вспомните, как школьники ссылаются на хорошие отметки, обращаясь к родителям с различными просьбами.
Таким образом, в рамках монологического общения человек рассматривает другого лишь как объект воздействия для достижения собственных целей, не видит в нем равного собеседника.
Взаимопонимание между людьми устанавливается только в ходе диалогического общения, которое имеет следующие черты: восприятие партнера по общению как равного, имеющего право на собственное мнение и решение; доверие и уважение к намерениям партнера; учет в общении чувств, желаний, физического состояния других людей. Примером диалогического общения является обсуждение общих проблем с друзьями.