К сожалению, немногие люди могут «читать человека, как книгу». Вместе с тем можно значительно улучшить свои возможности в познании других людей, установлении благоприятных отношений с ними.
Как можно понять другого человека?
Для этого, во-первых, нужно познать себя. Механизм самопознания получил название социальной рефлексии. Это способность человека осознать своё место в системе общественных отношений, посмотреть на себя со стороны, представить себе, как он воспринимается окружающими.
Есть и второе правило для тех, кто хочет понять другого человека. Нужно научиться сопереживать ему. Как это сделать? Очень просто – поставить себя на его место. Если человек расстроен потерей чего-либо, то представьте, что и вы это потеряли. Каково вам? Безусловно, вы тоже испытаете неприятные чувства. В психологии способность человека к сопереживанию называют эмпатией.
У каждого человека есть свои привычные схемы объяснения чужого поведения. И многие эти схемы, к сожалению, приводят нас в заблуждение.
При формировании первого впечатления о человеке часто возникает эффект «розовых очков ». Его суть состоит в следущем: предварительно возникшее благоприятное впечатление о человеке способствует положительным оценкам еще неизвестных его качеств, и наоборот, сложившееся неблагоприятное впечатление побуждает к отрицательным оценкам новых поступков или качеств человека.
Так, если при первой встрече человек показался воспитанным, то мы зачастую необоснованно думаем, что он и решительный, и благородный, и умный. А это, как вы понимаете, может быть совсем не так.
В ситуации восприятия уже знакомого человека действует эффект новизны. Суть данного эффекта состоит в следущем: новая информация о человеке, непохожая на прежнюю, оказывается более значимой для формирования мнения о нем.
К примеру, если человек всегда вёл себя примерно, а затем оступился, то люди начинают смотреть на него только в негативном плане, забывая о том, каким он был раньше.
Эффект проекции побуждает нас находить в другом, как в зеркале, наши собственные свойства, черты и состояния. Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки.
Воспринимая другого человека, мыобычно руководствуемся стереотипами – привычными взглядами. Например, «носит очки – умный», «глаза – зеркало души». Однако стереотипы, если к ним не относиться критически, приводят к упрощенному или даже искаженному пониманию другого человека, к возникновению предубеждений.
Способы взаимодействия.
Общение между людьми – это не только обмен информацией, но и организация совместных действий.
Важнейшие из способов воздействия людей друг на друга – это заражение, внушение, убеждение и подражание.
Заражение – это происходящее как бы само собой распространение какой-либо деятельности или настроения от одного человека к другому. Яркий пример такого способа взаимодействия – это поведение спортивных фанатов, которые своим поведением “заводят” весь стадион.
Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей. В отличие от заражения внушение, за исключением отдельных случаев гипноза, осуществляется посредством речевого сообщения и основано на его некритическом восприятии. Внушение осуществляется помимо воли человека, вызывая у того какие-либо чувства или намерения.
Примерами внушения являются, как говорилось выше, проповедь священника, реклама продукции, пропаганда государственной идеологии.
Убеждение – логически обоснованный процесс побуждения человека принять определенные ценности, верования или отношения. В отличие от внушения убеждение опирается на доверие к разуму человека, его способности согласиться с правильными доводами, рассуждениями.
Примером убеждения является научная дискуссия, разгоревшаяся на симпозиуме.
Подражание – это воспроизведение человеком образцов демонстрируемого поведения. Оно имеет важное значение для усвоения жизненного опыта. Например, дети подражают авторитетным для них взрослым людям, затем – кумирам.
Ролевое взаимодействие.
В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию.
Один и тот же человек может одновременно выполнять несколько социальных ролей (например, Иванов Петя – сын, ученик, друг, староста в классе, старший брат, «душа» дворовой компании и т. д.).
Одни роли даны нам от рождения. Например, человек рождается мальчиком или девочкой. Другие роли приобретаются в процессе жизни и взаимодействия с людьми в группах. Например, работник завода был мастером и стал начальником смены.
Множественность ролевых позиций зачастую порождает их столкновение. Возникает ролевой конфликт, который ставит человека перед необходимостью отдать предпочтение какой-то одной из ролей. Например, школьник должен в пятницу вечером посетить факультатив по физике, а в это же время их спортивная команда принимает участие в турнире по футболу. Как быть? В подобных ситуациях человек должен решить для себя и сообщить окружающим, какая из ролей представляется ему более важной.
Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Какие ролевые ожидания предъявляются к Иванову Пете как к ученику? – Добросовестно учиться, уважать учителей. Какие ролевые ожидания предъявляются к Иванову Пете как к другу? – Доверительность во взаимоотношениях, поддержка в трудной ситуации.
За правильное исполнение своей роли к человеку применяются положительные санкции (похвала), а за неправильное – отрицательные санкции (осуждение).