Функции предметно-развивающей среды ДОУ
Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
Информационная функция
Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.
Функция сохранения психологического здоровья
Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.
Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.
Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.
|
Предметно-развивающая и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно:
- для детей третьего года жизни – это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;
- четвертого года жизни – это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами;
- в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;
- в старшей группе чрезвычайно важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д.
В концепции «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении, разработанной Л.М.Клариной, В.А.Петровским и другими, были определены основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
- дистанции позиции при взаимодействии;
- активности;
- стабильности-динамичности;
- комплексирования и гибкого зонирования;
- эмоциогенности среды;
- индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
- эстетической организации среды;
- открытости-закрытости;
- половых и возрастных различий.
В контексте ФГТ также актуальными являются принципы:
Принцип обеспечения права ребенка на игру.
|
Предметно-игровая среда в современных ДОУ должна обеспечивать право ребенка на игру. Данный принцип реализуется в выборе темы, сюжета игры, необходимых игрушек, месте и времени для организации различных видов игр.
Принцип универсальности.
Позволяет изменять игровую среду, трансформировать ее в соответствии с замыслом, моделировать развитие игры, сделав ее насыщенной, мобильной и развивающей.
Принцип систематичности.
Предполагает сомасштабность и целостность всех элементов игровой среда. Предметно-игровая среда не должна быть перенасыщена, а ее пополнение зависит от приоритетности игр детей в соответствии с возрастом и от развивающей сущности игры.
Отдельно выдвигаются требования к отбору игрушек:
- невозможность провоцировать ребенка на агрессивное действие;
- невозможность вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, роли которых выполняют играющие партнеры и в качестве которых выступают сюжетные игрушки;
- невозможность провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
- полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетом игры);
- дидактические свойства (возможность обучения ребенка);
- возможность применения группой детей;
- высокий художественно-эстетический уровень и принадлежности к изделиям художественных промыслов.
2. Обеспечение доступности ко всему содержанию предметно-игровой среды: расположение игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка.
|
3. Обеспечение своевременного изменения предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей, выполнение требования своевременного внесения новых атрибутов, игрушек.
4. Организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри предметно-игровой среды: интеллектуальной, театрально-игровой, творческо-сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной игры, игр с двигательной активностью, что позволяет детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами.
5. Создание условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр детей, чтобы каждый из них мог найти себе удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния.
6. Учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды, то есть ее содержание должно отражать в равной степени интересы мальчиков и девочек.
В условиях реализации ФГТ выделают следующие психолого-педагогические требования к предметно-развивающей среде:
• полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
• трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
• вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.
Функции требований к предметно-развивающей среде:
Основными функциями федеральных государственных требований к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются:
• Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.
• Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
• Функция защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования.
• Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования.
• Критериально-оценочная функция.
Предметно-развивающая среда в контексте ФГТ должна способствовать реализации образовательных областей в двух основных моделях организации образовательного процесса, включающих:
1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально и учебную модель, которая реализуется только в работе с детьми от 6 до 7 лет.
Таким образом, предметная среда не должна быть самоцелью, это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.