Введение
Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями, взаимопомощь заложены в самой природе человека как существа общественного, социального, не могущего существовать и трудиться в одиночестве. Притом, как свидетельствует история развития цивилизации, потребность людей объединяться для совместной какой-либо деятельности растет, а это выражается в создании все большего числа объединении и их разнообразии. Например, во всем мире наблюдается рост числа политических партий, спортивных объединений, объединений по профессии, особенно новых, объединений по охране окружающей среды и так далее.
Широкое развитие получили объединения и в нашем обществе.
Для создания и функционирования объединений определена к настоящему времени необходимая правовая база, включающая конституционные положения в текущее законодательство. В Конституции РФ две статьи непосредственно относятся к данному делу: в статье 30 закреплено право граждан на объединение, а в статье 13 определяется социальная основа объединения: идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, равенство объединений перед Законом.
Развитая система общественных объединений – неотъемлемый элемент гражданского общества. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь
Структура и стадии развития общественного движения
|
Навыки коллективной деятельности, столь необходимые для жизни в современном обществе, легче всего получить, выполняя различные практические дела в кругу своих единомышленников, участвуя в деятельности общественной организации. Ребенок, молодой человек, вовлекаясь в деятельность, соответствующую его интересам и потребностям, но объективно имеющую общественный смысл, получает удовлетворение не столько от самой деятельности, сколько от осознания своей нужности, полезности для других людей.
Выбирая или самостоятельно разрабатывая проект, инициативная группа детей и молодежи принимает на себя общее задание, будь то изготовление игрушек для детского дома, разбивка цветника, концерт для воинов-инвалидов, уход за огородом ветерана и т.п. Это работа выполняется сообща, где каждый дополняет свои усилия усилиями другого, где все озабочены производством общего продукта. Наставник только задает задачу, руководит общей работой, помогая своим советом и трудом там, где работа застопорилась, но не дает образца, который все должны повторять. В этом случае создается нечто новое, до того не бывшее.
В настоящее время молодежные и детские общественные объединения России не имеют достойной государственной поддержки, развиваются хаотично, их деятельность слабо освещается в средствах массовой информации, но в последнее время активно создаются и развиваются многочисленные движения, фонды, организации, в том числе большое количество детских и молодежных общественных объединений. Сотни международных, общероссийских, межрегиональных, региональных и местных детских и молодежных объединений реализуют на территории Российской Федерации тысячи программ и проектов различной направленности [3].
|
Несмотря на множество объединений, данные статистики показывают, что большинство детей и молодежи остаются в стороне от активного участия в общественной жизни страны, не знают даже названий имеющихся объединений.
Если не углубляться в экономические проблемы обеспечения деятельности общественных объединений и не рассматривать фактическую блокаду российскими средствами массовой информации позитивной деятельности детей и молодежи, то причинами нежелания подростков входить в детско-молодежную организацию являются, прежде всего: 1) ориентированность вновь создаваемых объединений на учебно-воспитательные, чаще абстрактные цели, не связанные с привычной для ребенка, молодого человека средой; 2) жесткий авторитет со стороны взрослых (взрослый всегда прав; ребенок должен слушаться педагога (вожатого); 3) нежелание руководителей расстаться с устаревшими формами работы, борьба за количество, посещаемость, "чистоту" рядов; 4) экзотичность объединений, игнорирование российских традиций; 5) насаждаемая религиозность, партийность, экстремизм; 6) закрытость объединения от реальной жизни города, поселка, села, преобладание "надуманных" ситуаций над реальной жизнью.