Общественное движение играет важную роль в воспитании лидерских качеств, позволяет не только получить знания по управлению коллективом, но и стать его реальным лидером. Молодежь редко привлекается к участию в представительных органах, как общественно-политической самоорганизации, так и государственной власти. Характерно, что в Государственной Думе, законодательных собраниях регионов, органах местного самоуправления, политических партиях и других структурах представлено около 3% людей возрасте до 30 лет, хотя, например, по статистическим данным в малом бизнесе доля молодых предпринимателей составляет более 30%. О молодежи чаще всего вспоминают в период избирательной кампании, поскольку получить поддержку половины избирателей страны – мечта любого политика или государственного деятеля.
Социологические исследования показывают, что около 50% молодых людей считают, что лидирующее положение в обществе можно достичь благодаря организаторским способностям, активности, честолюбию. Именно эти позиции заложены в общественном служении, являющемся важным фактором воспитания лидера.
Ни одно общественное объединение не может обойтись без лидера. Лидер защищает интересы своей группы, выступает в роли её «вождя», поскольку участники перекладывают на его плечи свои заботы. Лидер – лучший хранитель и представитель программных идей объединения. Даже внешний вид лидера может улучшить имидж организации и страны в целом.
В настоящее время для большинства населения важна не столько идеология организации, сколько идеи, которые легче связать с конкретным человеком. В свою очередь сила лидера зависит от влияния его идей. Общественное объединение усиливает позитивные характеристики своего лидера, создает дополнительные ситуации, где эти характеристики ярко проявляются, снимает, отрицает негативные характеристики, влияющие на общественное мнение. Для поддержки популярности лидера необходимы позитивные результаты, хотя бы небольшие успехи, усиливающие его авторитет и влияние на массы, что обеспечивается, прежде всего, социально значимой деятельностью членов организации. Благодаря общественной организации усиливается личный имидж лидера: создается ситуация успеха, достигнутого под его руководством и связанная с его именем; олицетворяется мощь организации; возникает возможность участия в образовательных (в том числе международных) программах, публикации статей, книг, вхождение в рабочие группы, комитеты Правительства, Федерального Собрания, в правления корпоративных организаций и др.
|
Лидерство неоднозначно оценивается в российском обществе. «Я отношусь негативно к самому явлению лидерства. Не в последнюю очередь потому, что оно всегда является знаком какого-то неблагополучия в обществе. То, что сегодня такой «урожай» на лидеров, - отнюдь не признак расцвета демократии, а скорее, знак болезни общества» (Д.С. Лихачев). Такая точка зрения достаточно распространена, поэтому имеет смысл обратить внимание на различные стороны этого феномена.
Если в СССР общественным лидером считался человек, достигший успеха в производстве или общественно-политической деятельности, то сегодня лидерами становятся поп-звезды, актеры, писатели, журналисты, режиссеры и др. Они являются профессионалами психологического воздействия на людей, а не деятельности и производства. В современном мире ведущими становятся лидеры досуга, лидеры потребления, которые создаются, сознательно конструируются конкретными людьми. «Пресс-агенты переписывают фамильные истории, занимаются клубами фанов, производят для них журналы с миллионными тиражами, пишут за звезд их «автобиографии», находят для них оптимальные образцы поведения. Звезда – это напряженный процесс создания образа»[13]. Общественным организациям необходимо создавать свои образы лидера действия. Современное общество становится технологически сложным, поэтому вперед должны выходить люди, занятые инновационным трудом-созиданием.
|
Еще один тип современного лидера, сохранившийся с советских времен, – бюрократический. К нему стремятся типичные карьеристы. Ценность времени бюрократического лидера и ценность времени его окружения не совпадают. Его ценность времени выше, поэтому всем остальным нужно подстраиваться под его распорядок. Отсюда – томительное ожидание в приемной. Пространство такого лидера также не совпадает с повседневностью простых людей. Оно окружено дорогой мебелью, автомобилями, для движения которых перекрывают дороги...
Лидерство – вершина иерархии человеческих потребностей. А удовлетворение высших потребностей возможно лишь тогда, когда происходит удовлетворение потребностей более низкого уровня. «Испытывающий в чем-то потребность индивид постоянно жаждет её удовлетворения»[4]:
- Физиология: вода, сон, еда, кров, секс.
|
- Безопасность: возможность контроля над ситуацией.
- Любовь: принадлежность семье, друзьям, любовникам (переходный период от индивидуального к социальному).
- Признание: восхищение других, удовлетворение честолюбивых желаний.
- Самоактуализация: касается самых долговременных целей, рассчитанных на полное использование потенциала.
Выделяются четыре этапа личностного развития лидера в общественной организации: 1) лидер-агитатор; 2) лидер-энтузиаст (фанатик); 3) лидер-администратор (руководитель); 4) лидер действия (политический деятель): «Движение начинается с людей слова, материализуется фанатиками и консолидируется людьми действия. На человеке действия завершается динамическая фаза движения, он хочет не обновить мир, а завладеть им»[5].
Лидерство (от англ. leader - ведущий) - ведущее влияние члена группы — лидера — на группу в целом. Выделяются две основные лидерские роли, связанные с разными аспектами функционирования группы. Роль делового лидера включает действия, направленные преимущественно на решение поставленной перед группой задачи (например, реализация трудовой, учебной деятельности). Роль эмоционального лидера связана со сферой эмоциональной активности коллектива и содержит действия, относящиеся главным образом к сфере межличностного общения в группе. Совокупность приёмов и методов, применяемых лидером для оказания воздействия на зависящих от него людей, называется стилем лидерства. При авторитарном стиле лидер по отношению к ведомым действует властно, директивно, жёстко распределяя роли между членами группы. Авторитарный лидер почти все основные функции управления сосредоточивает в своих руках, не позволяя членам группы обсуждать или оспаривать принимаемые им решения, его действия. Противоположным авторитарному является демократичный стиль лидерства, при котором лидер стремится управлять группой в тесном взаимодействии с остальными её членами, предоставляя им известную свободу действий, решений, инициативы. При либеральном стиле лидерства лидер практически отстраняется от активного управления группой, предоставляя её членам неограниченную свободу действий. Лидер — член группы, способный в значимых ситуациях оказывать существенное влияние на поведение остальных участников, практически руководить ими. Однако понятия «лидер» и «руководство» не совпадают. В отличие от руководителя, лидер не назначается официально, не наделяется какими-либо формальными полномочиями и не несёт законной ответственности за состояние дел в группе. В группе, в которой руководитель одновременно выступает и в роли лидера, морально-психологический климат лучше, чем в той, где лидер не реализует своих возможностей налаживать дружную работу коллектива. Группа детей, молодежи только тогда может считаться истинным коллективом, когда его формальная и неформальная структура не противоречат, а взаимно дополняют друг друга, когда официальные руководители коллектива имеют высокий статус в сфере межличностных отношений[6].
Американские исследователи [7] разделяют управление (как попытку руководить людьми извне) и лидерство (как стремление дать людям возможность управлять самими собой):
Таблица 1 – Структура управления лидера группы
Управляющие группой: | Лидеры группы: |
- подражают | - проявляют инициативу |
- поддерживают status quo | - вводят новшества |
- руководят | - помогают раскрыть потенциал |
- ограничивают выбор | - создают возможность |
- видят целесообразность | - честны |
- реагируют | - инициируют |
- скрупулезны | - эффективны |
- говорят «как» | - спрашивают «что» |
- недальновидны | - мечтатели |
- основное внимание уделяют | - основное внимание уделяет людям соблюдению правил |
В лидерстве важен набор характеристик, которые лучше будут воздействовать как на население в целом, так и на конкретные социальные группы. В образ лидера должны быть вплетены человеческие черты, понятные большинству, которые каждый может признать как свои. Лидер должен демонстрировать всю палитру чувств. При изменении статуса человека он тоже внешне меняется, поэтому лидеру важно знать, каким нужно быть, чтобы соответствовать новой должности.
Образ лидера можно обсудить с участниками движения, используя литературные произведения. Хлестаков у Гоголя как лидер – человек не действия, а воздействия. Он лжив: «инициатива в ходе диалога все время не у Хлестакова. Он чаще всего лишь старается сказать то, что от него ждут, и быть приятным «выведывающим». С самого начала он все хвалит – заведения, обычай города, завтрак, рыбу лабардан. Он чувствует, что его похвалы ждут, как манны небесной, - и ему не жалко: он хвалит» [8]. К сожалению, именно такого «лидера» готовят большинство современных организаций, обучающих «как завоевать (!) друзей» (по Д. Карнеги).
В настоящее время существует большое количество подходов к типизации личностных качеств лидера. Современного лидера представляют как человека:
- активного, принимающего серьезные решения, оценивают которого по его делам, а не словам;
- с перспективным видением, осуществляющим действия не случайно, а как элементы плана, предполагающего достижения блага для всех;
- получившего в управлении в качестве наследия беспорядок, проблемы;
- смелого, решительного, самоотверженного;
- решающего проблемы, существенные для населения.
Можно выделить три аспекта имиджа современного лидера общественной организации России: портретный, профессиональный, социальный.
Портретный аспект лидерства включает: внешние данные, харизматичность, интеллигентность, уверенность, энергичность, динамичность, относительную молодость, состояние здоровья, открытость, искренность, очарование, чувство юмора и др.
Начало народной поговорки «по одежке встречают» – верно, а вот ее окончание – «по уму провожают» - не совсем, поскольку от общего восприятия человека только 7% относят на содержание. Внешние данные – важная черта лидера. Задача современного лидера как «лицо фирмы» - не убедить, а запомниться. Выбор внешне красивого лидера - это выгодное капиталовложение: красота притягивает большее количество людей, фотогеничный, а тем более телегеничный человек – важное условие любой рекламы – двигателя торговли.
Лидер должен выглядеть победителем – улыбающимся, уверенным в себе человеком, должен уметь поднять настроение, поддержать внимание.
Современное поколение гораздо более эмоциональней предыдущего. «Это сотни девочек, которым нужен идол в тактильном смысле, чтобы можно было к нему прикоснуться, хотя бы на экране телевизора» [9]. Харизматичность – один из главных признаков лидера - создается как раз благодаря массированному вниманию со стороны поклонников. «Людей возбуждают легенды, включая живые легенды, а не сам по себе человек. Сторонников скорее привлекает аура, которая окружает харизматическую фигуру, а не сама эта фигура. Люди, которые не взглянут на то, что делается на улице, обратят на это внимание при виде толпы, собравшейся посмотреть. Люди поклоняются тем, кто находится в фокусе общественного внимания: увидишь легенду живьем, и тебе будет, о чем рассказать соседу (по В. Кевину).
Лидеру свойственны агрессивные черты, что отражает достаточно архаические требования, характерные для стаи животных: жесткость, напористость, смелость (смелость - важное качество: работа с больными проказой, сифилисом, СПИДом – вызывают восхищение и уважение). При биологическом основании коммуникации главенство отдается тому, кто сильнее, у кого командирский голос, солидный возраст и внешность. «Сила, а не ум записаны в нашей памяти как признак царей и падишахов. Ум доставался скорее их министрам и визирям. Сильный лидер мало говорит, не нуждается в обосновании своих действий, выдает мало информации, поскольку не видит оснований излишне утруждать себя. Время и знания сильного лидера дороги. Сильный постоянно требует обратной информации: достаточно ли понятно, что он сказал? Не перегрузил ли он мозги ограниченных партнеров? Более обстоятельная ответная информация ему не нужна. Поэтому сильный часто не дослушивает партнера, не уступает ему инициативу» [4]. Сильный лидер может дистанцироваться от некоторых проблем, не упоминая их, навязывать тематику и ритм беседы своим интервьюерам. «Настоящий лидер должен быть добр и справедлив по отношению к своим, но беспощаден по отношению к врагам. Он поддерживает четкое разделение: «мы» – народ и лидер, и «они» – враги, соперники. Все действия «архетипического» лидера должны оцениваться как успешные и победоносные» [1]. Лидер действия основывается не только на убеждении, но и на принуждении, дающем большой эффект. Кроме того, удержать неформальные связи в организации можно только защищая эти связи. Отличие лидера массового движения свободного общества в том, что он ведет людей туда, куда они стремятся сами [2].
Лидер-мужчина должен быть жестко полоориентирован, обладать повышенным мужским статусом, в нем необходимо отсекать все женственное и нуждающееся в покровительстве. Набор «мужских» свойств лидера: решительность, сила, определенная агрессивность, обаяние, привлекательность, компетентность, участие в принятии решений, импозантность. «Приведите себя в хорошую форму! Апатичный и неуклюжий человек не сможет притвориться бодрым и здоровым на публике. Будьте подтянутым (не худым) и демонстрируйте энергию, полученную за счет полноценного питания, отдыха и тренировок»[3]. Спортивный вид лидера помогает создать образ организации, которая сможет понять и решить проблемы молодежи.
Профессиональный аспект лидерства предполагает специальную подготовленность к выполнению лидерских функций и включает: компетентность, целеустремленность, деловитость, работоспособность, опытность, знания, интеллектуальные, ораторские способности и др.
Современный лидер:
- гармонирует с духом времени, с оценками и представлениями окружающих: быстро принимает решения и отвечает за их выполнение;
- имеет опыт общения, привлечения новых людей, способен сформировать команду;
- способен вести людей за собой;
- имеет возможность через Интернет напрямую общаться со своими членами: собирать их просьбы, отвечать на вопросы, давать поручения. Обратная связь – залог эффективного развития организации.
Массовое сознание традиционно связывает лидерство с «ученостью» (отсюда кандидатские и докторские ученые степени у большинства лидеров НКО России): лидер пишет тексты, перебирает бумаги, грамотно говорит, когда остальные «внимают», четко отвечает на вопросы журналистов. При этом, по уровню интеллектуального развития лидер не может слишком сильно отличаться от среднего уровня. «Люди не очень-то воодушевляются при виде общепризнанного героя. При нем им неловко. Он выше их. А люди превосходства не терпят» [4]. Лидер должен сознательно занижать свои способности, чтобы окружающие почувствовали себя комфортнее, сильнее. При этом он должен уметь приводить примеры из микроэкономики, микрополитики, понятной и просчитываемой каждым. «Вожаки толпы не принадлежат к числу мыслителей – это люди действия. Они не обладают проницательностью, так как она ведет обыкновенно к сомнениям и бездействию» [5].
Лидер должен быть амбивалентным (уметь предугадывать ожидания партнера, группы), это более эффективная линия поведения, позволяющая охватывать своими «сообщениями» гораздо больший круг сторонников. Подобно тому, как гадалка сознательно порождает амбивалентные тексты, чтобы увеличить количество попаданий [6].
Лидер должен четко представлять цель, которую нужно достичь, предвидеть препятствия и привлекать необходимые ресурсы к её достижению. При этом люди, работающие с лидером, должны осознавать, что они трудятся над воплощением задачи, поставленной не одним человеком, а целым коллективом [7].
Западного лидера учат не демонстрировать свой гнев или растерянность, отвечать на вопросы максимально кратко, чтобы не подвергаться редактуре. Так, Р. Никсон (экс-президент США) выходил к журналистам с текстом, не превышавшим 100 слов. Важно обучение искренности (отсутствие расхождений между формой и содержанием сообщений); необходимо демонстрировать уверенность в себе; не выдавать волнения. Психологи считают, что, если при улыбке левый уголок рта опущен или левый глаз прищурен, значит у человека худо на душе, если правый глаз открыт больше, чем левый, значит, его ум, логика недостаточно развиты. Сильный человек немногословен, это слабый выдает все, чтобы заинтересовать партнера [8].
Ораторские способности – одно из условий успешного продвижения лидера и его организации. А.Михальская рассматривает иерархию поведенческих факторов, влияющих на популярность оратора: внешность (общий облик, манера держаться); женственная манера речи у мужчин и мужская у женщин; индивидуальные личностные черты (экспрессивность, выразительность, эмоциональность). Обязательна яркая, броская (но не чрезмерно) деталь – галстук, значок, брошь, косынка вокруг шеи: взгляд публики должен быть чем-то привлечен, «схвачен» [9].
Оценить лидера-коммуникатора можно по шкалам:
- «безопасность» (добрый, приятный, честный, теплый, не вносящий зла, спокойный, терпеливый (низкие оценки – опасный, враждебный, нечестный, негостеприимный, холодный, необщительный, злопамятный, возбужденный, нетерпеливый);
- «квалификация» (профессиональный, опытный, умелый, информированный, квалифицированный, способный, разумный);
- «динамизм» (агрессивный, решительный, искренний, сильный, смелый, активный, энергичный, быстрый) [5].
Эрвин Беттингхаус предлагает свои параметры коммуникаторов:
- Параметр доверия: удачное представление слушающим.
- Параметр известности: слушатели должны знать его по предыдущей деятельности.
- Параметр статуса: выступающего должны ассоциировать с организацией, с которой он связан.
- Параметр лидеров мнения: речь должна строиться так, чтобы быть направленной на лидеров мнения данной группы.
- Параметр сближения: выступающий увеличит свой успех, если подчеркнет факторы, которые сближают его с данной аудиторией.
- Параметр знания аудитории: возраст, пол, социальное окружение – все это поможет повлиять на получение поддержки аудитории.
- Параметр привлечения авторитетов: привлечение на свою сторону лиц, уже имеющих авторитет у аудитории, чем больше называется имен присутствующих – тем лучше.
- Параметр ориентации на большинство – свое сообщение имеет смысл адаптировать под наибольшую группу.
В Рабочей книге участника проекта Ассоциации юных лидеров «Малая Родина» приведены советы оратору [1]. Установки при подготовке выступления:
- Я знаю, что от меня хотят услышать.
- Я могу свести свою точку зрения к одному предложению, а основные мысли - к трем.
- У меня увлекательное начало, ясная середина и наводящее на размышления завершение.
- Основные положения выступления я написал разными цветами на карточках, чтобы подчеркнуть главное. Я не забыл пронумеровать карточки - это мне поможет, если я их уроню.
- Я испробовал свою речь на родителях, дедушке, бабушке, собаке, кошке, соседе, дворнике и зеркале. После их критики я все учел и попробовал снова.
- Установки перед началом выступления:
- Я буду помнить, что выступление начинается с минуты, когда я поднимаюсь со своего места. Я собираюсь уверенно выйти на сцену и осмотреть аудиторию, прежде чем начать. Я глубоко вздохну и начну достаточно медленно и громко (направив голос на человека на последнем ряду), так, чтобы все услышали речь, над которой я столько работал.
- Я буду смотреть на каждого слушателя, чтобы донести до них свое выступление. Я заставлю свои руки приклеиться к поверхности трибуны или карманам, чтобы не жестикулировать, проясняя вещи, которые я говорю.
- Закончив, я сделаю небольшую паузу, затем уверенно удалюсь со сцены.
- После выступления я отыщу в зале своего знакомого и спрошу, что прошло неплохо и над чем предстоит в дальнейшем поработать.
- Что бы ни произошло, я все равно открою что-то новое в себе и узнаю о других. Каждый раз, оказавшись перед публикой, я совершенствую свои навыки выступлений.
Социальный аспект лидерства включает: доверие, человечность, сострадательность, убежденность, предвидение, забота о людях, умение четко формулировать цели своей деятельности; декларировать и реализовывать идеи социальной защиты. В современном российском обществе, находящимся в затяжном кризисе, на роль лидера претендует тот, кто может стать спасителем, поскольку из-за проигрыша в холодной войне в народе прочно укрепился комплекс неполноценности (по К.Г.Юнгу). Настоящий лидер – король иллюзий, он переводит все в плоскость будущего времени. Лидеру следует разрабатывать нетрадиционные формы общения, новые техники поведения. Важно также реальное положение лидера в обществе. Кто он? Если основные вехи его биографии соответствуют стереотипным установкам о социальной "норме", а его социальные параметры не вызывают вопросов, он воспринимается как "свой", который вырвался вперед в силу поворота судьбы. Людям, на которых распространяет свое влияние лидер, должно быть понятно, на какие средства он живет, известно его семейное положение, круг близких ему людей и т.п. При этом не важны детали и подробности, чаще они вызывают новые вопросы, на которые не всегда имеются однозначно "правильные" ответы.
В отличие от подготовки лидеров только как лидеров (без досконального исследования конкретики сферы деятельности), лидерство в обучении служению, лидерство в служении – это занятость лидера, воспитание не человека слова (трибуна), а человека дела (труженика), поскольку лидер общественного движения всегда занят делом, берет на себя ответственность за решение сложных проблем, в том числе материальных. Можно условно выделить четыре этапа становления лидера в общественном служении: 1) лидер-автор идеи общественного движения - 2) лидер-руководитель проекта – 3) лидер-руководитель группы добровольцев – 4) лидер-руководитель организации. Времена, когда лидер воспитывался только с использованием игровых методов, моделирования, теоретизирования - ушли в прошлое. Реальное познание механизмов и законов общественного развития и государственной политики, исследования, проектирование, менеджмент, анализ результатов проекта – это инструменты, позволяющие готовить лидера подлинного, значащего, ответственного.
Молодые лидеры, как правило, не имеют тех же самых потребностей развития лидерских качеств, что и взрослые. Одна из проблем лидерства в служении - в противоречии между ожиданиями взрослых, которые «точно» знают, каким юный лидер должен быть, какими качествами он должен обладать, и реальной ситуацией, требующей того или иного лидерского подхода. Действительно, самые яркие примеры лидеров у взрослых – Ленин, Сталин, Мартин Лютер Кинг, Ганди. Но ни один из них не являлся лидером в молодом возрасте. Сознательно или нет, взрослые предполагают, что лидерство - кое-что, что каждый зарабатывает или во что превращается.
Таким образом, для большинства взрослых (особенно в системе образования) молодые люди не могут быть лидерами в настоящем. Они могут только готовиться стать лидерами. Кроме того, взрослые не желают оставлять свои собственные позиции власти и принятия решения. Власть принадлежит взрослому, молодежь ограничивается деловыми поручениями и обязанностями.
В типичных ситуациях доминирования взрослого лидера молодым людям разрешается разрабатывать проекты, просить о помощи и поддержки сторонние организации – то есть выполнять деловые действия. Как только возникают вопросы администрирования, например, трата денег или прием на работу персонала – мнение молодых, как правило, не учитывается. Взрослые забывают, что все шаги, ведущие к успеху или неудаче, должны быть пройдены молодым человеком самостоятельно. Только так он сможет почувствовать себя реальным строителем своей жизни и жизни коллектива. Юности присущи свой стиль, дух, устремления, ценности. Желание наставника организовать молодежное движение так, чтобы в нем воспроизвести идеи и идеалы взрослых, приводит к тому, что вся жизнь такого «специалиста» уходит на воспитание «идеальных» (точнее, «себе подобных») детей. Юность отдается в жертву взрослому возрасту, который в свою очередь жертвуется юности.
Система самоуправления «имеет несомненную ценность, поскольку развивает в данных реальных социальных условиях элементы личного самоконтроля, признание права другого и терпимость по отношению к другим, уважение к закону и авторитету, чувство ценности порядка и кооперации как фундамента всякого труда и успеха»[52].
Основная задача самоуправления – развитие в личности правового чутья и чувства ответственности. В грамотно организованном самоуправлении взрослые становятся старшими союзниками, авторитет которых признается. Поэтому специально создаваемые детско-молодежно-взрослые оргкомитеты (штабы, центры и т.п.) общественного движения должны решать те несложные вопросы, которые соответствуют реальной детской, подростковой жизни, могут быть осилены ими самостоятельно и в которых будет социально закаляться личность. Ребенок должен видеть в служении сосредоточение своих жизненных интересов. Именно общественная составляющая позволяет воспитывать чувство долга, ответственность, инициативность, уважение к праву и закону. Там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления. В противном случае самоуправление превращается в фикцию или игру.
Самоуправление должно быть мобильным, реализовываться в самых различных конкретных формах, связанных с особенностями социальной среды. В оргкомитете каждый молодой человек должен приучаться к добросовестному выполнению определенной общественной функции. Юность имеет свои собственные интересы и задачи, поэтому создание инициативных общественных объединений, где жизненные проблемы решаются коллегиально и участие в которых добровольно, - задача гораздо более важная, чем «демократическое» самоуправление. Именно общественная организация является истинным средоточием жизни, а не местом подготовки к жизни.
Самоуправление должно решать проблемы самой молодежи, позволяя личности расти и развиваться. Самоуправление в процессе общественного движения - управление молодежью, а не служением. Поэтому все вопросы, связанные с сохранением и передачей опыта предыдущих поколений, с организацией работы по усвоению знаний и обусловленной этим поддержкой дисциплины не должны быть предметом юношеского самоуправления.
Проблема организации самоуправления детей и молодежи не заключается в определении способов и форм привлечения их к управлению проектом общественного движения. Включение в состав оргкомитетов молодых людей не является подлинным самоуправлением, поскольку предполагает формальное присутствие молодого человека (даже избранного) среди опытных и знающих людей. Опыт показывает, что заинтересованные новизной вначале, дети скоро начинают тяготиться своим неиспользуемым правом управлять процессом.
Не является продуктивным и копирование государственной системы управления (так называемая «школа парламентаризма»): на почве частых выборов и парламентских обсуждений мелких вопросов, дети быстро остывают к подобным играм. У детей развивается стремление к прениям ради прений, желание далеко не лучших учеников одержать победу на выборах с помощью «грязных» технологий и т.п. Игра в государство или в парламентаризм приводит к вытеснению содержания формой, вследствие чего победа ради победы становится главным движущим импульсом.
Лучшие структуры имеют множественные позиции лидерства, таким образом, много талантливых людей могут одновременно реализовывать идеи общественного движения. Это также увеличивает возможность привлечь большее количество добровольцев.
Общественно значимая деятельность – это всегда необходимость изменить естественные личные целевые установки, ограничить свое внешнее «Я» в пользу сверхличного. Служение обществу – это долговременная цель, ограничивающая непосредственное влечение более отдаленными и длительными интересами целого. Дети поступают так, а не иначе не потому, что это предписывает их индивидуальный долг, а потому, что так поступают все, что это как бы установлено природой. В этом плане важен авторитет взрослого, являющийся переходной ступенью между внешней силой, которой подчинен ребенок, и свободным подчинением внутреннему закону долга. Выше авторитета стоит разум человека, подчинение авторитету должно быть оправдано разумом, свободно принимающим предписание авторитета. Умение делать все по предписанному не является целью воспитания, послушание – это всего лишь средство воспитания в человеке чувства долга, удовлетворяемого его свободным действием. Правильно организованное молодежное движение воспитывает в человеке способность уважать права другого и отстаивать собственное право.
Общественно значимая деятельность должна быть организована так, чтобы воспитывать любовь к свободе. Дети, подчиняясь взрослому, должны учиться следовать велению долга. Любые правила поведения должны быть оправданы условиями совместной работы. Тогда они будут понятны подросткам в своих мотивах (это мною поставленная цель) и не будут вызывать естественного для молодости возмущения. Причем эти правила должны одинаково распространяться на всех участников общественно значимой деятельности: детей и взрослых. Признание взрослым своей ошибки в нарушении общих правил только укрепляет его авторитет. В деятельности оргкомитета, общественного объединения должен господствовать дух права, где все имеют равные обязанности и неуклонно их соблюдают.
Общественное движение может способствовать объединению инициативных молодых людей, юных лидеров. Взрослые иногда думают, что легче организовывать мероприятия «ДЛЯ» учащихся, тем более, что чаще они пассивны, равнодушны и не имеют опыта организации важных событий и дел. Однако одна из особенностей общественного движения состоит в том, что оно предполагает использование навыков и энтузиазма самих молодых людей. Для учащихся это превосходная возможность самим планировать важное общественное мероприятие. Поэтому служение организуется для молодёжи и самой молодёжью.
Общественное движение является эффективным средством борьбы за власть. Заложенные в его основе идеи лидерства служат одним из условий победы кандидатов в избирательной кампании любого уровня. К сожалению, власть не придумала новый рисунок выборов. Агитация молодежи проходит "по-советски": разъяснительные речи, сборы активов, лекции и т.п. Выборы - это драматургия, поскольку избирается тот, кто рассказывает избирателям ту историю, которую народ хочет услышать именно в данный момент (160). Если к этому добавляется реальная деятельность - шансы увеличиваются.
Жак Сегел выдвигает восемь универсальных заповедей успешной избирательной кампании. Голосуют за:
- человека, а не за партию;
- идею, а не за идеологию;
- будущее, а не за прошлое;
- образ социальный, а не политический;
- человека-легенду, а не за посредственность;
- судьбу, а не за обыденность;
- победителя, а не неудачника;
- ценности подлинные, а не мнимые[53].
Распространение новых информационных технологий, позволяющих молодежи общаться друг с другом и обсуждать ее ценности и культуру, усиливают чувство собственного достоинства, сознание социальной ответственности и гражданского лидерства, дают надежду на приход к власти лидеров действия, а не развлечения.
Основная особенность общественного движения - это то, что оно не готовит к жизни, оно создает условия для самостоятельной полноценной реальной жизни. Общественная деятельность становится образованием юности ради неё самой, лидерство молодого человека в служении делает его Творцом своей собственной культуры.
Заключение
Итак, конституционные положения о праве граждан на объединение имеют достаточное развитие в текущем законодательстве.
Общественные объединения в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и потому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений.
Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право: свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решении органами государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов (участников), а также других граждан: осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения в органы государственной власти: участвовать в избирательных кампаниях.
Общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с этим отчетом; ежегодно информировать орган. регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности и представлять ему другие необходимые сведения.
Поскольку определенные общественные объединения (профсоюзы, религиозные объединения) имеют специфические особенности, их деятельность регламентируется специальными законами. Отметим также, что российское законодательство об общественных объединениях в целом соответствует положениям документов международного права, в частности в соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в Российской Федерации милитаризованные служащие (в частности, личный состав внутренних войск и органов внутренних дел) не могут состоять в политических объединениях, преследующих политические цели.
Список использованной литературы
1. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / пер. с англ. Д. Гоулман. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 301 с.
2. Корпоративная культура и лидерство / пер. с англ. Серия: Дайджест McKinsey. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 160 с.
3. Коттер Дж. Лидерство Мацуситы: Уроки выдающегося предпринимателя ХХ ве- ка / пер. с англ. Д. Коттер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 254 с.