Олег Александров: «Чувствую, как много ещё не сделано и работаю каждый день»




Рисовать пробуют все. Некоторые даже мечтают стать художниками. И уж совсем немногие действительно становятся ими. О своём долгом и непростом пути в удивительный мир искусства рассказывает наш земляк, член Союза художников России Олег Александров.

Олег Иванович, когда Вы поняли, что быть художником – это Ваше призвание?

– Это понимание пришло довольно поздно, хотя способности к рисованию у меня были, так сказать по наследственной линии. Моя мама хорошо умела писать шрифты. На горьковском заводе, где она работала во время войны сварщицей, заводской художник привлекал её к оформлению плакатов. Не забросила она это дело и в мирное время, тем более, что моего отца после возвращения с фронта назначили директором клуба в селе Усмынь. Он рукастый был, сам доски почёта, стенды делал, а мама их оформляла, писала: «Даёшь мяса!» «Даёшь молока!», «Обгоним Америку!»… На железном щите с очередным воззванием и состоялся мой первый опыт работы масляной краской. Я, помню, предложил: «Давай, мама, я здесь ещё поросёночка нарисую. Она согласилась. Потом у нас как-то в школе объявили конкурс, и я с энтузиазмом взялся рисовать красками лес. Но этого мне показалось мало, и я ещё срисовал с букваря озеро Байкал. Принёс обе работы на конкурс. А один мальчишка как пристал, говорит: «Это не ты рисовал». Я отвечаю: «Нет, я». Кончился наш спор дракой. Он мне тогда нос разбил.

Пролив кровь за искусство, вы и решили стать художником?

– Нет. После четвёртого класса вместе с семьёй я из Усмыни переехал в Идрицу. Мне нравилось посещать там выставки местных художников, а вот учёба как-то не заладилась, и рисование было тем редким уроком, на который я ходил с удовольствием. В седьмой класс я уже пошёл в Казахстане, где было не до рисования, потому что я стал активным участником самодеятельности. Потом поступил в Кустанайский автодорожный техникум. Там стал делать стенгазеты, и меня вновь потянуло рисовать. Записался в изостудию, в которой мне сразу всё показалось таким родным. Правда, все ребята были гораздо младше меня, но зато, как вольнослушатель я рисовал, что хотел. Непостоянно, но года три я туда ходил. Знакомый из изостудии даже предлагал мне в Алма-атинское художественное училище поступать, но я отказался, потому что надо было закончить техникум. После его окончания меня отправили трудиться в Джетыгару. Однако поработав три месяца с вечно пьяными механиками, я был счастлив, что мне, наконец, пришла повестка в армию. И только там я по-настоящему осознал, что хочу стать художником.

Благодаря тяготам и лишениям армейской жизни или, напротив, в армии появилось время для художественного творчества?

– Тягот и лишений, конечно, хватало, поэтому, когда прозвучал вопрос: «Есть ли художники?» я вышел из строя. Но только мне пришлось не заниматься живописью, а каллиграфическим почерком писать технические условия. Как же я это не любил! И в качестве моральной компенсации на обратной стороне техусловий рисовал что-то на военную тему. Вскоре отцов-командиров заинтересовали эти работы и ими начали украшать аскетичный гарнизонный интерьер. Ну и, конечно же, мои способности были востребованы дембелями, каждый из которых мечтал похвастаться дома своим армейским портретом.

Получив такой опыт, после армии Вы решили пойти в художественное училище?

– Когда я демобилизовался, мои родители жили уже на Ставрополье. Приехав туда, я устроился на завод. Но проработав два месяца контрольным мастером, решил всё бросить, чтобы реализовать свою мечту. Отец и мать были категорично против, поэтому поступать в Краснодарское художественное училище я отправился с пустыми карманами. Чтобы заработать на жизнь приходилось разгружать вагоны.

В училище был большой конкурс?

– Десять человек на место. Много было слёз и разочарований у не поступивших, я же за конкурсную работу получил «пять», нарисовав женщину, сидящую в парке с коляской. Мне повезло с товарищами по учёбе. В первый же год обучения наша группа стала лучшей и в качестве поощрения нас отправили в творческую поездку по Крыму. Это было незабываемое событие, особенно на фоне тех скромных условий, в которых мы жили. Общежития не было, квартиры студентам училища тоже многие не хотели сдавать из-за наших красок.

Никогда не жалели, что после учёбы вернулись в Великие Луки? Могли ведь остаться жить на юге…

– Если о чём и жалел, так о том, что не продолжил учебу. Например, мой однокурсник Сергей Бочаров сегодня известный художник, профессор итальянской живописи. Живет в Ялте. А в студенческие годы ничем таким особенным среди нас не выделялся, но продолжил учёбу, продолжил развиваться и вот результат… А меня тогда потянуло в родные места.

Вы сделали выбор в пользу нашего города. И будучи еще молодым человеком стали директором детской художественной школы…

– Приехав в Великие Луки, я пришёл в отдел культуры. И меня взяли преподавателем в городскую художественную школу, которая тогда ещё находилась на Дятлинке, а через два месяца назначили её директором. В этой должности я проработал четырнадцать лет.

Среди ваших учеников много известных, как в нашем городе, так и далеко за его пределами людей. В частности знаменитый стилист-модельер Игорь Чапурин…

– Интересный был парень. Многим девчонкам нравился. Не знаю, чем он их так привлекал. Академическую живопись он, правда, не слишком любил, тем не менее, мы дали ему направление, когда он поступал в Витебский текстильный институт. Ну и, как говорится, человек нашёл себя. Вообще у нас было много перспективных, талантливых ребят…

А какими были в личном творческом плане годы, когда приходилось заниматься большим количеством административной работы?

– Административная работа, конечно, отнимала много сил, но я был молод, поэтому находил время не только для творчества, но и для выездов за ягодами и грибами, а мой коллега Василий Кириллович Быков в те годы заразил меня рыбалкой. И сейчас меня порою тянет в лес или на озеро, но времени нет, потому что чувствую, как много ещё не сделано и работаю каждый день.

Люди с возрастом, как правило, снижают свою творческую активность, а у Вас она всё время шла по нарастающей…

– Да, и лет с шестидесяти я настолько плотно погрузился в творчество, что все знакомые в один голос стали называть меня трудоголиком.

Олег Иванович, будучи реалистом в творческом плане, Вы в то же время не обходите вниманием и мистическую сторону жизни. Насколько на Ваш взгляд художнику важно стараться заглянуть за рамки материального мира?

– Конечно, это очень важно. Я с большим уважением отношусь к мистике, хотя у меня и немного картин, по которым это заметно. Надеюсь, их станет больше. Так сейчас я работаю над полотном «Храм Шестая рота», где соединяется реальность и мистика.

Все мы знаем, что художники, особенно живущие в провинции – люди небогатые. Доводись вам сейчас выбирать – вы бы вновь избрали эту профессию или предпочли бы заниматься чем-то другим?

– Я уже не мыслю себя кем-то другим. Хотелось бы, конечно, чтобы местные власти с большим вниманием относились к нашему брату-художнику и помогали в реализации тех творческих проектов, которые могут оказаться полезны для нашего города. Например, у меня есть предложение организовать в Великих Луках культурно-выставочный комплекс, где знакомясь с достижениями великолукской промышленности, люди параллельно могли бы полюбоваться картинами, подаренными городу местными художниками. А на своей малой родине в Усмыни в здании бывшей школы-десятилетки (ныне закрытой) есть идея организовать музей крестьянского быта или детскую туристическую базу, а я бы там ещё и картинную галерею разместил.

Что ж, остаётся только пожелать успехов в Ваших творческих и общественных начинаниях. Ждём новых картин!

– Спасибо, они пишутся…

Беседовал С. Жарков

 

Подписи под фото:

1 О. Александров «Лирика Усмыни»

2. О. Александров «Ожидание»

3. О. Александров «На руинах Сталинграда»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: