Источники финансирования экономического развития города




 

Становление рыночной экономики и местного самоуправления в своей основе имеют формирование качественно иной, чем это было в условиях командной экономики, системы финансирования экономического развития города. При этом, в условиях, когда основные жизненные потребности населения на уровне минимальных государственных и социальных стандартов в городском хозяйстве должны удовлетворятся средствами местных бюджетов и в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возможности бюджетного финансирования города в основном ограничены данным уровнем.

В связи с этим, обеспечив необходимый минимум и соответствие стандартам, городское сообщество должно быть ориентировано на поиск и реализацию широкого круга внебюджетных источников финансирования городского хозяйства как в узком, так и в широком смысле данного понятия.

Функционирование финансово-экономической сферы города своей определяющей целью имеет формирование и соблюдение оптимальных пропорций его развития на основе максимизации доходов бюджета, роста чистой прибыли предприятий, эффективного использования муниципального имущества, привлечения необходимых инвестиций, развития рыночных институтов крупного, среднего и малого предпринимательств.

Первоочередным моментом финансирования развития городского хозяйства является разработка оптимальной программы развития финансово-экономической сферы города. Этот процесс требует диагностического анализа экономики города, своего рода мониторинга данной сферы, в результате которого должны быть:

- сформулированы глобальные цели и критерии развития его структурных элементов;

- проведено ранжирование проблем с определением их всеобщего (для городского сообщества), либо локального характера;

- осуществлено выявление точек экономического роста, конкурентных преимуществ, реализация которых требует первоочередного финансирования и служит основанием успешного развития экономики города;

- наряду с этим осуществлено выявление сфер повышенной опасности, слабых сторон, возможных угроз в текущем периоде и в перспективе;

- проведено формирование банка идей, направленных на решение выявленных проблем, их аргументация и обоснование как с общенаучной и политической, так и с практической точек зрения;

- и, наконец, определена формулировка базовой стратегии развития.

Основными областями, в которых происходит функционирование финансово-экономической сферы города, являются: налогообложение, бюджеты и финансы, инвестиции, имущество и собственность, рыночные институты и внешние экономические связи.

Одновременно с этим по каждому из этих направлений необходим экспертный анализ проблем, сдерживающих развитие. Таковыми в настоящее время могут являться:

- в области налогообложения, например, преимущественно фискальный характер существующей налоговой системы, неразвитость ее стимулирующих функций, необъективный механизм распределения налоговой нагрузки между различными территориями, предприятиями, уровнями бюджетов;

- в сфере бюджетов и финансов – отсутствие либо недостаточный уровень разработки социальных стандартов и недоучет их параметров при формировании расходных статей бюджета, недопустимо высокий уровень развития теневой экономики, подавление предпринимательства, либо сдерживание его развития несовершенством налоговой системы;

- в сфере имущества и собственности – несовершенство законодательно-нормативной базы, ориентированной на охрану, защиту частной собственности, неэффективное управление госсобственностью в различных отраслях экономики, слабое развитие рынка в аграрном секторе, неэффективная работа органов исполнительной власти в вопросах защиты имущества и собственности;

- в инвестиционной сфере - речь может идти об отсутствии научно-обоснованной инвестиционной политики, непроработанности проблем улучшения инвестиционного климата в городе, недостаточной поддержки местным самоуправлением высокодоходных отраслей производства;

- в области активизации деятельности в городе структур финансового рынка, в частности увеличения объема вложения банковских средств в развитие городского хозяйства, - проблемами могут являться, например, низкие банковские ставки по вкладам для населения и юридических лиц, снижение уровня доверия со стороны населения к государственным и муниципальным ценным бумагам и финансовым институтам;

- наконец, в сфере внешних экономических связей - проблемами могут являться низкий уровень конкурентоспособности продукции, производимой на предприятиях города, недостаточный уровень развития бизнес планирования и ориентации данного процесса на возможности привлечения зарубежных инвестиций, уровень криминогенной обстановки, несовершенство и дискриминационный характер нормативной базы, коррумпированность и излишне жесткий характер деятельности контролирующих органов, недостаточный уровень развития необходимой инфраструктуры и прочее.

Определение точек роста и конкурентных преимуществ, а также выявление и ранжирование проблем служат основанием для выработки финансово-экономической политики в сфере городского хозяйства, определения стратегических направлений ее реализации, конкретизации тактических задач.

При этом определяющую роль играет финансовое обеспечение экономического роста, осуществляемого на основе максимально полного вовлечения в хозяйственный оборот всего набора инвестиционных ресурсов данного территориально-экономического образования, использования предпринимательских, творческих возможностей всего городского сообщества и каждого из его представителей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: