Российский государственный педагогический университет
Им. А. И. Герцена
Институт педагогики
Дисциплина «Сравнительная педагогика»
ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ США
Реферат
Выполнила
студентка 16СПП группы 3 курса образовательной программы бакалавриата «Психолого-педагогическое образование»
профиль «Психология и социальная педагогика»
Чурсина Екатерина Владимировна
Преподаватель:
д.п.н., профессор
Пискунова Е.В.
Оглавление
Введение……………...………………………………………………………………31.Характеристика дошкольного образования США…………...…………………4
2.Характер организации пространственной среды в дошкольном учреждении США…………………………………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………....15
Введение
В настоящее время система дошкольного российского образования находится на стадии своего бурного развития. Пристальное внимание государства к качеству дошкольного образования выражается принятием за последние годы ряда документов, регламентирующих порядок образовательного и воспитательного процесса в дошкольных учебных заведениях (ДОУ). Одним из ярчайших примеров подобных нормативных актов является Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования (ФГОС ДО) [13].
Ни одна образовательная система государства не может быть воплощена качественно, если в процессе ее построения не учитывается опыт других стран. Естественно, для сравнения, следует брать страны высокого уровня развития, имеющие свой багаж знаний, удачный опыт и опыт ошибок.
|
В рамках данной работы рассмотрим систему дошкольного образования США, перечислим особенности её организации, функционирования, нормативную базу.
Таким образом, цель данной работы: охарактеризовать систему дошкольного образования США.
В качестве источников информации использовались научные статьи электронной библиотеки Ciberlenica, описание педагогического опыта американских воспитателей ДОУ, научные труды Пиаже Ж., Выготского Л.С., Тарасенко Н.Г., М. Монтесссори и других ученых.
Характеристика системы дошкольного образования США
В систему дошкольного образования США (preschool) входит ряд важнейших элементов [8]:
1) нормативные документы, регламентирующие работу дошкольных образовательных учреждений;
2) сеть непосредственно образовательных учреждений;
3) управляющие органы;
4) набор единых принципов работы в дошкольном учреждении.
1) Рассмотрим нормативные документы, на основе которых осуществляется работа дошкольных учреждений США.
Работа американских детских садов по образовательным программам похожа на работу воспитателей в России. Каждое учреждение ДО выбирает для себя подходящий вариант программы и реализует её. В основном, все американские программы направлены на снятие стресса у детей и обеспечение должного уровня развития.
Следует отметить лишь уникальную программу «HeadStart», предназначенную для усвоения детьми из малообеспеченных семей возрастом от рождения до пяти лет. Американскими исследованиями доказано, что дети, обучающиеся по программе «HeadStart», взрослея, демонстрируют малый процент преступности в подростковом возрасте, малый процент безработности, достаточно стабильное социальное положение. Эффективность программы предопределила её дальнейшее развитие и повсеместное внедрение [8].
|
Так же довольно распространена конструктивистская программа дошкольного образования, основанная на проблемном методе обучения детей и идеях К. Роджерса и А. Маслоу. Основы проблемного метода представляются в систематизированном виде в учебном плане HighScopeCognitivelyOrientedCurriculum. Есть еще одна модель конструктивистского развития, представленная в плане BankStreetCollegeofEducation.
Как известно, К. Роджерс постулировал естественное развитие людей «конструктивной реализации» свойственных им врождённых возможностей. Он считал, что стремление раскрыть свой внутренний потенциал является главным побудительным мотивом творчества. Ростки таких устремлений проявляются в детстве, и для того, чтобы их успешно развивать, их надо поддерживать. Большой вклад в разработку этой проблемы внёс А. Маслоу, который предположил, что все потребности человека врождённые, и что они организованы в иерархическкую систему приоритета и доминирования.
Широко распространена в США Монтессори-педагогика. Начиная с 1910-х годов, американский детский сад оказался под влиянием итальянского врача и педагога М. Монтессори, чьи идеи к тому времени приобрели мировую известность [11].
Монтессори-школы были открыты в ряде общин в США в 1920-х гг. для детей от трёх до пяти лет. Основной акцент ею делался на заботу о здоровье и физического развития ребёнка, развитие у детей инициативы. Монтессори-педагогика имеет глубоко продуманную и хорошо отработанную технологию. Содержание обучения в системе М. Монтессори представлено разнообразной деятельностью детей с дидактическими материалами, поэтому такой тип программы определяется как «программа, базирующаяся на дидактическом материале». Американские педагоги широко используют в своей практике её дидактический материал для сенсорного и математического развития дошкольников, обращают должное внимание на оснащение помещений детской мебелью.
|
Дошкольное образование в США не является обязательным, но государство материально поддерживает его развитие, вплоть до того, что матерям выдается материальная помощь на посещение ребенком детского сада. Огромный вклад в его развитие и совершенствование вносят общественные организации, религиозные организации, родительские сообщества. Рассмотрим, какие учреждения дошкольного образования существуют на данный момент в США [6].
1) Ясли – для детей до трех лет. Большинство американских родителей отдают детей уже в ясли. Позже, к пяти годам, практически каждый ребенок начинает посещать школу раннего развития.
2) Детские сады (государственные и частные) – для детей с трех до пяти лет. Большинство родителей предпочитает пользоваться услугами частных детских садов. Государственные посещают лишь 5 %. Это объясняется большой очередью, высокой наполняемостью групп и уровнем контингента детей, посещающих детские сады. Социологические опросы показывают, что обеспеченные родители считают детей из простых семей не самой хорошей компанией.
3) Школа раннего развития (государственный и частный варианты для детей ясельного и детсадовского возраста). Школа раннего развития американского типа очень похожа на российскую. Дети посещают её в том же режиме, как обыкновенную подготовку к школе. Школа раннего развития несет несколько функций[6]:
1) раннее вовлечение ребенка в целенаправленный образовательный процесс;
2) выработка положительной дисциплины;
3) выработка мотивации к обучению в школе;
4) поддержка правильного физического, умственного, эмоционального развития;
5) формирование социальных навыков;
6) начало адаптационного процесса к обучению в школе.
Дошкольные образовательные учреждения в некоторых штатах США выдают ребенку документ об окончании ДОУ. Документ является сертификатом, подтверждающим выполнение образовательной программы ДОУ. Данный сертификат предъявляется родителями при поступлении в школу. Следует отметить, что при поступлении в определенные школы США требование подобного сертификата является обязательным.
3) Рассмотрим работу управляющих органов в системе образования.
Основным управляющим органом в США является Министерство образования (рисунок 1).
Рисунок 1. Печать Министерства образования США
Министерство образования не предъявляет ни единых образовательных программ, ни единых стандартов образования. К задачам Министерства образования США относятся[6]:
1) обеспечение выполнения федеральных законов об образовании;
2) сбор данных об учебных заведениях США;
3) распределение и управление использованием федерального финансирования образовательных проектов.
4) Рассмотрим принципы работы дошкольных учреждений США.
Ж. Пиаже определил четыре основных фактора, определяющих характер развития ребёнка [7, стр. 207]:
1) равновесие со средой;
2) созревание;
3) активный опыт;
4) социальное взаимодействие.
На этих факторах держится вся теория когнитивного развития, которая оказывает влияние на современное американское дошкольное воспитание. Из этих факторов можно составить ряд важных педагогических принципов, которые часто становятся руководящими в работе с детьми в дошкольных учреждениях США [8]:
1) Предоставлять детям возможность для физической и умственной активности.
Активность - основное слово в теории когнитивного развития Ж. Пиаже. Способность ребёнка, особенно одарённого, выявлять связи, классифицировать, находить соответствие между объектами основывается на действиях:сложения, умножения, разделения. Как утверждает Ж. Пиаже, умственное развитие ребёнка может происходить только в результате активного взаимодействия с окружающим миром.
2) Обеспечивать детям оптимальную сложность.
Задания для детей должны быть не слишком лёгкими, так как тогда они теряют интерес, но и не слишком трудными. Они должны составляться таким образом, чтобы ребёнок мог видеть в них что-то знакомое, что он мог бы легко понять, но кроме того и что-то новое, что он ещё пока не совсем хорошо понимает. Определение оптимальной сложности заданий для ребёнка требует от учителя хорошего знания его уровня развития.
3) Оценивать готовность ребёнка.
Педагог должен знать реальный уровень способностей и знаний ребёнка, для этого ему нужно оценить уровень его развития (общую интеллектуальную способность, специфическую академическую одарённость, психомоторную способность, способность к творческому или продуктивному мышлению);
4) Стараться понять, что думает ребёнок.
В силу того, что между мышлением ребёнка и взрослого человека существует огромная разница, то есть вещи, которые невозможно объяснить ребёнку, так он их просто не поймёт в силу своего мышления на данный момент.
5) Способствовать социальному взаимодействию.
Ж. Пиаже считает, что мышление ребёнка на раннем этапе эгоцентрично, он зачастую не желает учитывать мнение и интересы других людей. Социализация мышления, выработка нравственных и игровых правил всё это возможно выработать лишь в результате социального взаимодействия ребёнка с учителем, а также с другими детьми [7, стр. 210].
Широкое влияние на американское дошкольное воспитание имеет социокультурная когнитивная теория Л.С. Выготского. В основе его теории лежат три принципа [2]:
1) важность культуры;
2) центральная роль языка;
3) взаимодействие ребёнка с окружающей средой.
Л.С. Выготский считал, что у каждого ребёнка есть так называемая зона ближайшего развития, которая свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Применительно к американскому дошкольному образованию принципы социокультурной когнитивной теории Выготского являются особенно актуальными [2, стр. 69]:
1) обучение и воспитание направлено на развитие ребёнка;
2) наиболее эффективными методами обучения являются те методы, которые учитывают индивидуальные особенности каждого ребёнка;
3) учитель должен направлять деятельность ребёнка; обучение - это сотрудничество;
4) в процессе обучения и воспитания требуется активность самого ребёнка; ребёнок должен стать активным участником процесса обучения.
5) одной из важнейших задач образования является обеспечение возможностей для развития креативного потенциала ребёнка.
Влияние М. Монтессори в США обнаруживается в широком применении индивидуального подхода, особенно при обучении одарённых детей. Благодаря разработанной ею методике даже в больших, разновозрастных группах ребёнку всегда представляется возможность заниматься интересующей его деятельностью индивидуально. Таким образом, нашли широкое распространение и применение в обучении одарённых детей следующие принципы педагогики М. Монтессори[5]:
1) принцип предметности и свободы выбора ребёнка в обучающей среде;
2) принцип индивидуальности в обучении; принцип содействия естественному развитию ребёнка;
3) принцип взаимодействия ребёнка с социальной и предметно-пространственной средой.
Необходимо подчеркнуть, что философско-педагогическая концепция конструктивизма и в XXI в. остаётся одним из основных теоретических оснований педагогической деятельности в США, а теории детского развития и обучения Ж. Пиаже и Л. Выготского являются обязательной составляющей подхода к разработке содержания программ дошкольного учебно-воспитательного процесса в США на современном этапе.