Он должен содержать критическую оценку приведенных работ.




Обзор не должен носить реферативный характер.

Собранные в теоретической части литературные материалы могут быть скомпонованы по разным принципам:

1. Хронологический принцип. Описание этапов исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами. Раскрытие «истории вопроса», прослеживание исторической преемственности в работах различных авторов, посвященных изучению одной или сходных проблем.

2. Тематический принцип. В водной части текста главы обозначаются основные стороны, аспекты рассматриваемой проблемы, а затем последовательно и более подробно анализируются работы, в которых изучались эти аспекты.

3. Логический принцип. Тогда структура текста может быть примерно такой:

• Феноменологическое описание, т.е. описание проявлений. Область проявлений, их частота, интенсивность и другие качественные характеристики.

• Место изучаемого явления среди других явлений в данной предметной области, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его определяющие.

• Рассмотрение явления с опорой на избранный вами методологический (системный, целостный, средовой и т.д.) подход. Выделяемая структура явления.

• Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определения данного явления. Характеристика степени разнообразия в его понимании.

• Закономерности, которым подчиняется явление.

• Прикладное, практическое использование явления (свойства или функции).

Особое внимание должно уделяться выстраиванию теоретического анализа вокруг одного из аспектов изучаемого феномена. В связи с этим логику анализа в теоретической части можно представить как сужающуюся воронку, постепенно переходящую в конкретную гипотезу/решение поставленной проблемой. При этом процесс «сужения» этой воронки не должен выглядеть случайным, например: «есть много граней этого феномена, но мы остановимся на этом». Сужение предмета рассмотрения в ту или иную сторону или поиск взаимосвязи между двумя феноменами должно быть обосновано как с точки зрения актуальности, так и с точки зрения проблематичности, противоречивости данных о феномене именно в выбранном аспекте. Теоретическая часть работы должна завершаться выводами, сделанными на основе всего литературного обзора.

В тексте работы следует избегать большого количества вводных слов и предложений, которые не несут в себе смысловой нагрузки. Не следует «спекулировать словами “как известно”, “общеизвестно, что”, “совершенно очевидно, что”, когда мы хотим провести какую-то спорную мысль». Также необходимо следить за тем, чтобы одни и те же слова и выражения (вводные слова, глаголы, существительные) не повторялись на ограниченном текстовом пространстве. Итоговый текст должен быть отредактирован, обладать концептуальной строгостью, логической связностью подходов, объяснений и выводов, ясностью и краткостью изложения. Для сохранения строгости изложения рекомендуется избегать многозначности и двусмысленности высказываний, использования неоправданно длинных фраз, метафорических высказываний, повторов, иносказаний, публицистического и научно-популярного стиля, обыденной лексики. Предпочтительно не использовать синонимы и омонимы терминов, употребляемых в тексте в качестве основных.

Теоретическая часть представляет собой детальный анализ литературы, посвященной конкретному психологическому феномену. Содержанием теоретического исследования должен выступать поиск и описание проблем, связанных с изучаемым феноменом. Для этого автору необходимо:

1) выделить и описать пути теоретического анализа данного явления, существующие в литературе (теоретические подходы);

2) провести анализ литературы с точки зрения противоречивых данных относительно изучаемого явления (проведенные исследования);

3) описать существенные характеристики явления (формирование, структуру, функции);

4) рассмотреть методы его изучения.

Итак, рассмотрим некоторые аспекты теоретического анализа.

• Анализ теоретических подходов. Основное назначение данного этапа заключается в последовательном рассмотрении теоретических моделей, подходов, касающихся изучаемого феномена или тесно связанных с ним. При этом важно уделить внимание исторической перспективе формирования представлений о феномене, а также сформулировать авторскую точку зрения относительно достоинств и ограничений рассмотренных подходов, обозначить и обосновать наиболее близкий автору подход.

• Анализ противоречивых данных включает в основном анализ данных эмпирических исследований. Научное знание практически о любом психологическом феномене включает данные исследований, которые противоречат друг другу, отрицают друг друга. Анализ таких данных позволяет глубже понять природу изучаемого феномена, сделать более тонкое наблюдение о механизмах развития и решить противоречие, предложив новый путь анализа феномена. Соответственно, автору необходимо собрать воедино найденные противоречия в данных исследований и провести их анализ и интерпретацию.

• Описание существенных характеристик явления служит продолжением обсуждения теоретических подходов и представляет собой попытку подойти к изучаемому феномену с трех разных сторон: формирование, структура, функции. Во-первых, анализ формирования должен содержать разбор тех факторов, которые приводят к формированию или изменению феномена. Во-вторых, структура говорит о внутренней организации явления, которая позволяет описывать и понимать его как предмет психологического знания. В-третьих, функции отвечают на вопрос о роли данного феномена в жизнедеятельности человека или группы.

• Анализ существующих методов исследования является своеобразным мостиком между теоретической и эмпирической частью. На данном этапе необходимо систематизировать и оценить указанные в литературе методы исследования с точки зрения знания сути феномена, сложившего у автора при работе на предыдущих этапах. Важно попытаться ответить на вопрос, в чем достоинства и ограничения каждого из выделенных методов, какие из них наиболее согласуются со сложившимся представлением автора.

Несмотря на широкий охват проблемы, указанный в перечисленных пунктах, очень важно, чтобы автор сформулировал в ходе работы определенный аспект, сторону феномена, которая его интересует более всего, которая будет предметом дальнейшего исследования.

Теоретическая часть работы должна завершаться выводами, сделанными на основе всего литературного обзора.

Основными критериями оценки теоретического раздела являются:

1. Глубина обзора литературы, которая определяется тем, насколько в работе охвачено наиболее значимое и существенное, опубликованное по данной проблеме.

2. Полнота обзора литературы, которая оценивается по содержанию и структуре приведенного списка литературы (в нем должны быть представлены не только учебники, но и первоисточники – научные монографии и журнальные публикации последних лет).

3. Наличие анализа существующих точек зрения на обсуждаемую проблему и четкое обозначение собственной авторской позиции.

4. Наличие четкой постановки проблемы исследования, логически и теоретически обоснованной.

5. Систематичность и логика изложения.

6. Грамотность и соответствие текста нормам русского литературного и профессионального языка.

7. Научность стиля изложения мыслей (В научном тексте в отличие от художественно-литературного обычно преобладают устойчивые структуры и обороты, используется много речевых штампов, что позволяет читателю не отвлекаться на «красоты стиля», а сосредотачиваться на значимой информации – фактах, суждениях, умозаключениях, аргументах.

8. Структурированность раздела.

9. Соответствие ссылок в тексте источникам в списке литературы.

 

4. Выводы

В выводах подводятся итоги теоретического анализа автора исследования. Выводы обязательно должны быть пронумерованы и содержать основные положения, фиксирующие итоги теоретического исследования автора. Проще говоря, выводы должны содержать те новые идеи, которые смог сформулировать автор, проанализировав литературу по определенной проблематике.

5. Заключение

Заключение должно содержать общую оценку результатов проделанной работы, ее теоретической и эмпирической частей (если она есть). По своему содержанию заключение обычно «симметрично» введению, т.е. в нем автор еще раз напоминает читателю смысл и содержание выполненной работы, определяет ее место среди других направлений психологических исследований и психологической практики, т.е. помещает исследование более широкий контекст науки и профессиональной деятельности. В заключении также осуществляется рефлексия проведенного исследования (с акцентом на содержащиеся в нем возможности, а также на его ограничения и недостатки, необходимость и возможность дальнейшей доработки отдельных компонентов исследования), намечаются пути и цели дельнейших исследований.

Критерии оценки проекта:

1. Соответствие содержания исследования утвержденной теме.

2. Выполнение поставленных целей и задач.

3. Оригинальность и новизна исследования.

4. Полнота теоретического обзора.

5. Оригинальность выводов исследования.

6. Объем проанализированного материала.

7. Оформление работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: