Массовый человек как герой и потребитель масскульта




Характеристика массового общества: теоретический аспект

Появление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX-XX вв. массового общества.

Массовая культура как социальный феномен сложилась в эпоху современного индустриального общества (ХХв). Родина: США.

Это общество, где преобладают массовые стандартизированные производственные и потребительские процессы.

Материальной основой произошедших в XIX в. существенных перемен стал переход к машинному производству, а это предполагало стандартизацию, причем не только оборудования, сырья, технической документации, но и умений, навыков работников, распорядка рабочего дня и т. д.

Стандартизация затронула ВСЕ области жизни массового общества.

Массовое общество - закономерный результат развития западной цивилизации.

Масса – совокупность разобщенных субъектов, выступающих в качестве безличного коллектива, единицей которого является среднестатистическая личность

Неспособность массы к самостоятельному существованию, инфантильность, размытость представлений о мире, отсутствие внутренней детерминации – обусловливает потребность в руководстве.

Такое руководство осуществляет массовая культура.

Особенностью МК является её неспособность к производству к реативного сознания.

Она существует исключительно как механизм адаптации индивида к социокультурным трансформациям и выполняет защитные и воспитательные стратегии.

Массовое общество породило его типичного представителя - «человека массы» - главного потребителя массовой культуры.

Массовый человек – мятежный дикарь, свойственно самодовольство, не приемлет критики, не имеет аргументов и категоричен. Массовый человек глуп, но никогда не признает своей глупости. Может обладать высоким интеллектом, но не умеет им пользоваться.

Философы начала XX в. наделяли его преимущественно отрицательными характеристиками - «человек без лица», «человек - как все». Для него характерно:

  1. врожденная, глубокая уверенность в том, что жизнь легка, изобильна, в ней нет трагических ограничений; вследствие чего заурядный человек проникнут ощущением победы и власти;
  2. ощущения эти побуждают его к самоутверждению, к полной удовлетворенности своим моральным и интеллектуальным багажом. Самодовольство ведет к тому, что он не признает никакого внешнего авторитета, никого не слушается, не допускает критики своих мнений и ни с кем не считается. Внутреннее ощущение своей силы побуждает его всегда выказывать свое превосходство; он ведет себя так, словно он и ему подобные - одни на свете, а поэтому
  3. он лезет во все, навязывая свое пошлое мнение, не считаясь ни с кем и ни с чем, то есть - следуя принципу «прямого действия» (Ортега-и-Гассет)

Массовый человек как герой и потребитель масскульта

Массовое общество породило его типичного представителя - «человека массы» - главного потребителя массовой культуры.

Массовый человек – мятежный дикарь, свойственно самодовольство, не приемлет критики, не имеет аргументов и категоричен. Массовый человек глуп, но никогда не признает своей глупости. Может обладать высоким интеллектом, но не умеет им пользоваться.

Масса – специфическая форма общности людей, которой свойственны:

• Агрессивность;

• стадность;

• Деструктивность;

• Примитивность стремлений;

• Пониженная интеллектуальность;

• Повышенная эмоциональность;

• Спонтанность;

• Готовность подчиниться лидеру;

• Переменчивость.

 

Человек массы – носитель особого - Массового сознания. Это тип надсоциальный.

Главный критерий человека массы – усредненность.

Масса – это состояние духа; ее больше всего заботит собственное благополучие и менее всего – истоки этого благополучия.

Характеристика современного массового человека:

• Мозаичность мышления (нет приоритетов);

• Цинизм в осмеянии действительности (особенно в случае ее непонимания); нетерпимость к Иному;

• Глубинное неуважение к себе (духовная лень);

• Фрагментарность, стереотипность проявлений. Нет целостного восприятия;

• Местонахождение – в толпе, но сам по себе (один на один с ТВ);

• Значимость – спрос на рынке. Человек – товар (надо продать по высокой цене);

• Зависимость от оценки других людей, от моды на специальность;

• Зависимость от массового спроса;

• Нечувствителен к чужой боли, но очень сентиментален;

• Иллюзия лучше реальности. Реальность замещает иллюзией.

 

Философы начала XX в. наделяли его преимущественно отрицательными характеристиками - «человек без лица», «человек - как все». Для него характерно:

 

1. врожденная, глубокая уверенность в том, что жизнь легка, изобильна, в ней нет трагических ограничений; вследствие чего заурядный человек проникнут ощущением победы и власти;

 

2. ощущения эти побуждают его к самоутверждению, к полной удовлетворенности своим моральным и интеллектуальным багажом. Самодовольство ведет к тому, что он не признает никакого внешнего авторитета, никого не слушается, не допускает критики своих мнений и ни с кем не считается. Внутреннее ощущение своей силы побуждает его всегда выказывать свое превосходство; он ведет себя так, словно он и ему подобные - одни на свете, а поэтому

 

3. он лезет во все, навязывая свое пошлое мнение, не считаясь ни с кем и ни с чем, то есть - следуя принципу «прямого действия» (Ортега-и-Гассет)

Масса – совокупность разобщенных субъектов, выступающих в качестве безличного коллектива, единицей которого является среднестатистическая личность

Неспособность массы к самостоятельному существованию, инфантильность, размытость представлений о мире, отсутствие внутренней детерминации – обусловливает потребность в руководстве.

Такое руководство осуществляет массовая культура.

Особенностью МК является её неспособность к производству креативного сознания.

Она существует исключительно как механизм адаптации индивида к социокультурным трансформациям и выполняет защитные и воспитательные стратегии.

Субъект массовой культуры – массовый человек со стертым индивидуальным началом.

  1. Теоретическое осмысление массовой культуры (концепция Флиера)

Неспособность массы к самостоятельному существованию, инфантильность, размытость представлений о мире, отсутствие внутренней детерминации – обусловливает потребность в руководстве.

Такое руководство осуществляет массовая культура.

Особенностью МК является её неспособность к производству креативного сознания.

Она существует исключительно как механизм адаптации индивида к социокультурным трансформациям и выполняет защитные и воспитательные стратегии.

Субъект массовой культуры – массовый человек со стертым индивидуальным началом.

А. Я. Флиер – философ, культуролог

Флиер делил массовую культуру на 4 части:

1) Субкультура сельских производителей (витальная культура). Социальные притязание – низкие. Функция – обеспечить население общества продуктами питания.

2) Субкультура городских производителей (середнячки). Социальные притязания – высокие. Мобильны, ценят социальный статус. Функция – производство товаров и услуг социального значения.

3) Элитарная субкультура. Имеет огромную дистанцию. Социальные притязания – высочайшие. Цель – обеспечение порядка в социуме (власть, структура управления, идеология существующей системы)

4) Криминальная субкультура. Социальные притязания – разные. Функция – противостоять элитарной культуре. Криминальная власть в Бразилии, Иране, Пакистане, Афганистане.

Массовая культура – обеспечивает коммуникацию, взаимодействие этих четырёх культур и является ретранслятором культурных смыслов (переводчиком со специализированного языка на обыденный и обратно)

Культура обыденная – повседневная

Культура специализированная - профессиональная



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: