Ф.И.О. учителя-практиканта




Темаурока:_________________________________________________________________

проведенного в ___ группе БОУ__________________________________ N “___ “ г. Санкт-Петербурга 23.11.2004 г.:

Оценка уровня педагогического мастерства на уроке: «отлично » Ф.И.О преподавателя-методиста.

Оценка содержания урока: «хорошо» Ф.И.О группового руководителя.

 

со 2 страницы:

1.1. Научно-методическое обоснование урока «Храм в культуре западноевропейского средневековья»:

Для западноевропейского Средневековья характерны: дифференциация художественной культуры на церковную, феодально-светскую, народную, ремесленно-городскую; господство религиозного мировоззрения в духовной жизни. Своеобразием художественной картины мира является ее теоцентристский, символико-догматический характер. Религиозное искусство занимает в художественной культуре западноевропейского Средневековья господствующее положение. Церковь формирует сферу художественного производства: строительство соборов, монастырей, организация скрипториев и монастырских ремесленных мастерских, церковных музыкальных школ, постановка литургических драм.

Храм в культуре западноевропейского средневековья воспринимается нами как монументальный символ эпохи, предельно наглядное воплощение единства ее мировоззренческих и культурных установок, всех утверждаемых эпохой ценностей. Соборное целое средневекового христианского храма обладает многосоставным и многослойным символическим смыслом. Каждый архитектурный элемент имеет свое символическое значение. В изучении храма как явления художественной культуры следует очертить общий круг проблем: храм и его роль в жизни средневекового человека, храм как отражение космологических и эсхатологических представлений, синтез искусств в храме.

Эти задачи предстоит решать на последующих уроках. Для обеспечения готовности учащихся к решению сложных познавательных задач необходимо на первом уроке раздела рассмотреть западноевропейский средневековый храм как архитектурное произведение. Предметом изучения на этом уроке должны стать типы средневековых храмов в их историческом развитии, их основные конструктивные и художественные особенности.

Данный урок относится по своему типу к урокам – исследованиям. Ведущий метод организации взаимодействия учителя и учащихся - метод проблемного изложения учебного материала.

Основная идея урока – выявление учащимися основных конструктивных и художественно-эстетических признаков романского храма и составление типологической модели.

1.2. Основные понятия и термины: церковная культура, литургия, базилика, клуатр, скрипторий, апсида, конха, романский стиль, полуциркульная арка, крестовый свод, средокрестие, неф, трансепт, венок капелл, деамбулаторий, нартекс, контрфорсы, перспективный портал, мозаика, аркатурный пояс, готический стиль, аркбутан, витраж, стрельчатая арка, нервюры, пинакль, символика света и цвета, синтез искусств, григорианский хорал...

1.3. Цель урока: формирование целостного представления учащихся о храме как модели мира западноевропейского средневековья.

Задачи урока (образовательную, развивающую, обучающую и (или) воспитательную):

¾ Способствовать формированию знания основных типологических признаков западноевропейского средневекового храма;

¾ Способствовать формированию сыстемы образов памяти, отражающих архитектурные особенности западноевропейского средневекового храма

¾ Способствовать формированию умения анализировать архитектурные памятники (сравнительный анализ);

¾ Способствовать формированию эмоциональной и эстетической отзывчивости на явления художественной культуры западноевропейского средневековья.

1.4. Задание для учащихся на уроке: составить опорный конспект урока, запомнить и записать в словарь культуролога основные термины и понятия.

1.5. Домашнее задание: составить кроссворд, используя основные понятия и термины по архитектуре западноевропейского средневековья.

1.6. Изучаемые на уроке произведения:

Зрительный ряд: Франция: Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари - 1163-1257) – план, фотографии фасадов, общего вида и деталей фасада и интерьера, Собор в Шартре ( 1194-1225). Германия: Собор в Вормсе (1181-1234), Собор в Кельне. 1248-19 в. Англия: Собор в Солсбери (1220 - 1270), Кентерберийский собор (XII – XV вв.). Италия: Собор в Милане (1378 – XV в.).

Музыкальный ряд: Григорианский хорал.

1.7. Оборудование урока: учителю - проекционный аппарат, экран, аудиосистема. Ученику – тетрадь, синхронистическая таблица.

1.8. Список литературы для подготовки к уроку:

1.8.1. Ученикам: Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вузов. В 5-ти т. –М.: Стройиздат, 1984. Т.1. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры, 3-е изд., доп, 1984. С.74-89.

1.8.2. Учителю: Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Искусство, 1984. - 35О с.

Янсон Х.В. и Янсон Э.В. Основы истории искусств. – СПб.: АОЗТ «Икар», 1996. - 568 с.

1.9. Эскиз оформления класса:.

 

 
 

 

 

1.10. Структурный план урока:

1.10.1. Организационная часть – знакомство с классом и вводный инструктаж о порядке работы на уроке – 5 мин.

1.10.2. Изложение нового материала и постановка задачи исследования (учащиеся вносят данные в синхронистическую таблицу)– лекция 15 мин.

1.10.3. Анализ конструктивных и художественных особенностей западноевропейского средневекового храма (учащиеся выполняют зарисовки основных конструктивных элементов)– беседа с демонстрацией иллюстративного материала – 12 мин.

1.10.4. Прослушивание музыкального произведения (кульминационная часть урока) – 3 мин.

1.10.5. Составление опорного конспекта урока и заполнение культурологического словаря – 8 мин.

1.10.6. Обобщение темы урока и домашнее задание 2 мин.

2. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

Далее в конспекте урока дается подробное изложение содержания урока.Учебно-методические материалы к уроку (раздаточный материал, образцы работ учащихся и т.д.) сдаются в конверте. В том случае, если содержание урока излагается в форме картотеки, основные определения, даты биографические и библиографические данные должны быть выписаны на карточки[2]):

ОБРАЗЦЫКАРТОЧЕК:

Библиографическая картотека (1/4 формата А4) Терминологическая картотека (1/4 формата А4)

Аб.№ 94-8/348 (РНБ) Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вузов. В 5-ти т. –М.: Стройиздат, 1984. Т.1. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры, 3-е изд., доп, 1984. – 334 с. Романская ар-ра С. 74-79 Готическая ар-ра С.79-89 АРКАДА – (от фр. arcade) ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей. (Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. -М.: «Сов. Энциклопедия». Кн. 1 1986 – 447 с., С. 39)

 

Биографическая картотека (1/2 формата А4)

  АВГУСТИН(Augustinus) Аврелий(354-430) – христианский богослов, представитель западной патристики, один из родоначальников средневековой эстетики. Эстетическая система А. Сложилась на основе мистических идей неоплатонизма и раннего христианства. Вершина ее – бог как триединство абсолютной истины, добра и красоты. Весь универсум (материальный и духовный) – произв. Бога, созданное по законам красоты. Красота иерархична (возрастает от материального мира через духовную сферу к абсолюту) и является одним из гл. Показателей бытия вещи; безобразие же свидетельствует о полном отсутствии бытия ...(Эстетика: Словарь/ Под. Общ ред. А.А.Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с. С.7. (на обратной стороне карточкиß): Осн. соч. (с указанием года создания): «О граде божьем»(?), «Исповедь» (?), «О музыке» (?) «О порядке» (?)

 

Картотека произведений (1/2 формата А4)

Соб. ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИнач. строит. В 1163 и к середине XIV в. Пятинефный собор (длина 129 м., высота среднего нефа 32,5 м., башен – 69 м.) внутри расчленен крестовыми нервюрными сводами по связанной системе с эмпорами и открытой галереей над боковыми нефами. Нижний ярус имеет толстые по-романски нерасчлененные столбы; на фасадах ему отвечают массивные стены с контрфорсами... Конструкция контрфорсов с аркбутанами составляют ведущую архитектурную тему боковых фасадов. На главном (западном) фасаде наряду с богатой типично готической пластикой (стрельчатые многоступенчатые очертания проемов, ажурность и скульптурность элементов, преобладание в деталях вертикальных членений, развитое круглое окно-роза и т.п.) еще сильно ощущается горизонтальные членения, господствует строгая симметрия. Дематериализация стен еще не получила развития, характерного для зрелой готики. (Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры,3-е изд., доп,. –М.: Стройиздат, 1984. – 334 с С.84.). (на обратной стороне карточки: схема, рисунок, фотографии....)

 

 


[1] Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. – М., 1960. С.

[2] Образцы карточек см. в Приложении 5.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: