Первые шаги, первые проекты




Межрегиональная творческая лаборатория, количество участников которой, как правило, достигает 50 человек, впервые собрала мастеров-игрушечников осенью 2012 г. Ее работа была задумана как моделирование творческого процесса: участникам предстояло в трехдневный срок пройти путь от рождения замысла игрушки до его воплощения в материале. Источником образов и эмоций, почвой для рождения идеи будущей работы каждого участника, по замыслу организаторов, должны были стать вятские впечатления. Их в избытке обеспечивали двухдневные прогулки по городу, многочисленные экскурсии и посещения музеев не только Кирова, но и г. Слободского, встречи с художниками вятской игрушки, кировским писателем-краеведом Н. И. Перминовой. Мысль и эмоция рождают образ, желание автора поделиться переживаниями, запечатлеть память о каком-то личном событии или чувстве. Тогда, в 2012 г. были созданы коллекции традиционных игрушекиз природных материалов («Карусель») и образных авторских игрушек из текстиля («Вятские потешки», «Вятские персоны», «Гулянье в Александровском саду»). Они демонстрировали разные формы фольклоризма в современной рукотворной игрушке, перспективность опоры на традиционный канон и творческое освоение художественных принципов, выработанных современными мастерами и художниками, многовариантность авторских решений. Журнал «Народное творчество» уже знакомил читателей с итогами первой лаборатории[1], II-я и III-я лаборатории подтвердили это наблюдение.

Подавляющее большинство мастеров, а вернее, мастериц-участниц лаборатории, работает в жанре текстильной куклы и игрушки. Ситуация по нынешним временам типичная. Рукотворная игрушка сегодня – сфера досуга, творческой самореализации женщины; феномен выставочной деятельности, а не реальность детской культуры. Женщина ближе к детскому миру, она включена в систему воспитания и обучения детей, сохраняет тягу к домашним ремеслам. Популярность тряпичной куклы объясняется доступностью материала и отсутствием его «местной» специфики; технологиями, по-прежнему входящими в состав женских рукоделий; неявной необходимостью базовых художественных компетенций и стремлением получить их в процессе творчества. Балансируя на грани, с одной стороны, попыток сохранения традиции и создания игрушки как арт-абъекта, а, с другой – самодеятельности и хэнд-мэйда, мастера-игрушечники сталкиваются с рядом проблем. Решить их одной лаборатории не под силу. Поэтому кировский проект сосредоточен на проблеме художественного статуса игрушки и ее игровой функциональности, воплощении в творчестве принципа «это игрушка, и в то же время произведение искусства»[2], характерного для поиска новой эстетики игрушки не только в XXI в., но и столетие назад. Уже первый опыт лаборатории показал, что она может быть одной из перспективных форм развития жанра.

Не буква, а «дух» традиции…

Межрегиональные лаборатории рукотворной игрушки 2014 и 2016 гг. реализовали разные модели адаптации игрушечной традиции к современности – от «школы ученичества» до художественно-педагогической, этнографической, художественно-ремесленной, музейно-выставочной инноватики. В работе с одной темой (в 2014 г. - «Сказка мудрости полна», в 2016 – «Сказочный лес») студийцами были выполнены принципиально разные арт-проекты. Остановимся на характеристике некоторых из них, чтобы подчеркнуть особенности и перспективы подходов к проектированию, предложенных педагогами и воплощенных участниками лаборатории.

«Сны Шехеризады» (2014, мастерская-студия М. Мишиной) - проект, посвященный традиционным куклам ирано-персидской культуры. Руководитель художественно-этнографической мастерской наставляла студийцев: «Замыкаться только на русских игрушках и куклах нельзя. Для изучения традиции нужно иметь возможность с чем-то еще сравнивать, расширять видение, углублять знание…». А они, представив в итоге не только ошеломляющую коллекцию кукол в шелках, атласе и бархате, но и родившуюся в процессе творчества поэму, признавались: «Сна у нас было совсем мало». Освоение конструктивного канона «скрутка с шипом», исторически сформировавшегося лекала кукол народов Передней Азии из фондов МАЭ РАН открывало возможности постижения «другой» культуры, познания своего через чужое.

«Сказка – ложь, да в ней намек» (2014 г., мастерская-студия Т. Сюсиной) - проект художественно-ремесленной (промысловой) игрушки. Галерея иронических персонажей, созданных студийцами, – Царь, Поп, Звездочет, Богатырь, Скоморох, Стрелец, Гусляр – узнаваемые, добротно сшитые, броские, радующие динамичной пластикой, куклы-образы. В них сознательно сделан акцент на покупательский спрос: устойчивые архетипы, игровой потенциал, внешняя привлекательность новых тканей, локальные цвета, контрастные соотношения, юмор, характерность образа, переданная через костюм и оформление лица, серийность и коллекционный подход – все взывает к непритязательному вкусу любителей яркого потешного товара. И в технологии Т. Сюсиной – осознанный ремесленный подход. Оригинальная конструкция, в основе которой исходный модуль – мешочек 15х35 см из плотной ткани. Наполнитель – опилки – для устойчивости, весомости. Головка – «узелок» из лоскута квадратной формы. Экономичная безотходная раскладка. Возможность изготовления сразу партии заготовок. Быстрая ручная сборка и крой одежды по готовой основе.

Автор такой игрушки балансирует на грани кича, желания понравиться, эстетики растиражированных экранных образов. И только вкус, чувство меры, художественная интуиция не позволяют «скатиться» до уровня массового рыночного предложения. Рукотворная игрушка как часть популярной культуры, повседневной жизни, а не художественно-выставочного пространства – вот проблема, пульсация которой определяла посылы к созданию образцов качественного игрушечного товара для массового потребителя.

«Деревня Рябовка» (2014, мастерская-студия С. Побегайло). Незатейливое название небольшого села Рябово в Зуевском районе Кировской области вдохновило студию С. Побегайло на художественно-педагогический проект архитектурной развивающей игрушки из текстиля. Рябово - бывшее «родовое гнездо» художников Васнецовых, в котором семья прожила более 20 лет. Мотивы народного творчества и детского рисунка стали источниками конструктивного подхода и декоративных решений для создания сказочных домиков-сундучков с узорчатыми наличниками и башенками на крышах. Это игрушки с «секретом». Из них можно построить улицу, в них можно спрятать сказочного жителя, откинув крышу подобно крышке сундучка, а «во дворе» поселить домашних животных. И вся эта радующая позитивной, локальной гаммой ситцевого лоскута Рябовка собирается из текстильных «подушечек» - конструктивной основы, заимствованной из технологии традиционного монастырского хотьковского мячика.

«А они не только пели…» (2014, мастерская-студия О. Бочаровой). Превращение обыкновенного носка в образ райской птицы – это ли не чудо?! Птицы, как и мечты, получились разные - «Материнство», «Плодородие», «Загадка», «Мечта», «Романтика», «Праздник», «Стиль», «Нежность», «Песня», «Совершенство», «Поэзия», «Рассказчик». «Любая женщина в традиционной культуре ассоциируется с птицей, с ее полетом, творчеством, с ее внутренним духовным состоянием. Каждая мастерица смогла воплотить свою собственную мечту женщины-птицы», - так охарактеризовала результат работы студии ее руководитель. Главная функция такой игрушки – быть арт-объектом, выставочным экспонатом, доминантой интерьера. Работа с готовой формой требовала от студийцев немалого мастерства, а главное - индивидуального стилевого решения – поиска точных тональных соотношений, пластики, оригинального композиционного решения текстильной скульптуры, изысканности декора. Работа студии обозначила еще один важный вектор развития современной рукотворной игрушки - традиция в авторском декоративно-прикладном творчестве.

 

«СамостоЯтельно и вместе!»

«СамостоЯтельно и вместе!» - один из принципов работы творческих студий. Их работа имеет еще одну особенность: она является тренингом проектной деятельности и тем самым формирует педагогические компетенции участников, среди которых большую часть составляют люди, занимающиеся не только индивидуальной художественной практикой, но и дополнительным образованием детей, досугом взрослых. Проектирование в отличие от стихийного творчества позволяет сочетать интуицию с осознанной постановкой задач, анализом условий и ресурсов, прогнозированием результата.

Каждый участник, приехавший на лабораторию, в той или иной степени знаком с технологией проектирования. И в своём регионе, городе, коллективе, как правило, является мастером с признанным именем, биографией, заслугами. Формат лаборатории предполагает создание не индивидуального, а коллективного проекта, а для этого нужно объединить разные творческие личности, слить воедино потенциал каждого. Это требует особой организации процесса - предварительной системной разработки идеи и порядка ее реализации с учетом задач и условий, индивидуальных возможностей и стиля каждого участника. Руководитель студии, таким образом, в рамках работы лаборатории выступает не только в роли мастера и наставника, передающего свой опыт, но и в качестве проектанта – организатора проектной деятельности. Этот путь – от идеи – к сценарию – а затем к созданию индивидуальных работ - часто понимается упрощенно и реализуется в обратном направлении: сначала делаются работы «на заданную тему», а потом формируется замысел и общая пространственная композиция. Как правило, формы презентации коллекции, созданной творческой группой, в итоге имеют временный характер - выставочная раскладка/развеска работ, зрелищная анимация в синтезе с жанрами сценического действия, игровые манипуляции.

Вместе с тем, возможны варианты создания проектного продукта в форме самостоятельного арт-объекта, вмещающего в себя индивидуальные работы как обязательные компоненты художественной структуры, находящиеся между собой в системном единстве. Такой подход требует работы с пространством, уподобляется процессу постановки спектакля или концерта, оформления книги. Один из недавних опытов творческой лаборатории показал, что игрушка как вид искусства в силу свойственной ей синкретичности (сочетания эстетики и функциональности) способна инициировать создание оригинальных арт-объектов синтетичной природы. Так на III Межрегиональной лаборатории под руководством Н. Крутовой (2016 г.) была создана интерактивная текстильная книга-театр «Как Коза избушку построила». Форма книжного блока стала той концептуальной идеей, которая задала вектор проектирования набора игрушечных персонажей и декораций и пространства игры с ними. При этом творческому коллективу предстояло решить не только проблемы объемного иллюстрирования, но и метафорического воплощения в текстильной пластике времени и пространства фольклорного произведения. Постановка сложных художественных задач позволила уйти от примитивных решений современных книжек-«развиваек» для маленьких, направленных на элементарные действия ребенка и развитие тактильных ощущений, и разработать образец игрушки для более старшего возраста. Игрушки, развивающей творческие способности и эмоциональную впечатлительность в процессе сюжетно-ролевой игры с книжкой-игрушкой-театром.

Каждый текстильный коллаж- «страница» «Сказки про Козу» – лаконичная мизансцена действия сюжета народной сказки. Подвижные фигурки героев, остроумная система клапанов и динамичных деталей, графическое решение текста сказки (одновременно и литературный компонент, и элемент декора - вышитый шрифтовой орнамент) - все это делает игру с книгой настоящим спектаклем, разыгранным самим зрителем-читателем самостоятельно или с родителями. Для разработки такого проекта, конечно, понадобился и профессиональный опыт, и талант, и знания Натальи Крутовой - художника-постановщика театра кукол, художника-декоратора Большого драматического театра (г. Санкт-Петербург), автора уникальной коллекции текстильных кукол. Рожденное в муках произведение искусства восхищает лаконизмом композиций, сочетанием пластики и графики, безупречным качеством, изобретательностью деталей, деликатностью колористических решений и сочетания фактур, балансом минимализма и подробностей, конструктивизма и живописности. Эстетика такого комплексного «продукта» ассоциативно связана и с графикой русского лубка, и с пластикой глиняной, и именно вятской, игрушки.

О «муках» сказано не случайно. Преподавателя не сразу поняли, скептически отнеслись к работе "по заданию" и выкройке, смутились от необходимости подчиниться воле "режиссера", и не сразу определили вектор собственного творчества. Как авторитетно выразилась одна из поначалу скептически настроенных участниц, когда результат был уже понятен и радостен, "пришлось стряхнуть короны" и принять роль ученика, а не метра. Можно представить себе, каково пришлось Наталье на этом драматичном старте.

Приведенные примеры деятельности лаборатории – наглядная иллюстрация перехода от культуртрегерства в популяризации традиции к культуротворческому подходу в ее освоении. Концепция лаборатории перекинула мост от мастер-классов с их упором на технологию - к проектному творчеству, открывающему перспективы формирования миссии рукотворной игрушки в современном обществе и ее новой эстетики. Наряду с ретрансляцией и репродуцированием, опорой на технико-технологические особенности народного искусства, творчество современной игрушки опирается на осознанную
трансформацию – изменение формальных компонентов при сохранении не буквы, а «духа» традиции.

 

«Важно вовремя остановиться!»

Этот «дух» передается, прежде всего, через отношение к материалу и принципы формообразования, которые диктует его специфика. Через эти трудноуловимые нюансы мастер вступает в диалог и сотворчество с традицией. Они не артикулируются, не объясняются, потому что это – часть творчества мастера, атрибут личной техники. Тем ценнее «подсмотренные» приемы, невзначай брошенные реплики. Вот Лариса Сметанина, народный мастер Кировской области, прежде чем показать приемы работы с соломкой, говорит: «Не беру всю подряд, какая попадет. Прежде каждую соломинку прощупаю. Игрушку делаю из одного пучка, чтобы как можно меньше было самостоятельных дополнительных деталей». Или Наталья Крутова по ходу дела замечает: «Пестрота не очень уместна, если много деталей». «Рога Козе надо сделать немного назад, чтобы смягчить агрессивное положение. И мягкое окончание рогов». А каково Ларисе Ушаковой, помогающей опытным мастерам из Краснодарского края, Татарстана, Удмуртии, Липецкой области, привыкшим работать с их местным материалом, «приручить» норовистую вятскую глину! Ее, опытного мастера дымковского промысла, работа со столь неоднородной группой не могла не озадачить: как мастерить глиняную игрушку в тех местах, где никогда не существовало традиции? Продуктивен ли путь эклектичного соединения особенностей игрушки разных промыслов, который выбрали некоторые из приехавших на лабораторию мастеров?

И … «Важно вовремя остановиться!», - предупреждает Н. Крутова, делясь своим опытом. - Бывает, заиграюсь. Закрываю тряпочкой работу, потом смотрю…». В унисон ей – реплика студийцев Л. Ушаковой: «Вошли в раж, трудно остановиться. Хорошо, что времени не хватило, и глина закончилась».

«Не заиграться», соблюсти чувство меры и не удариться в амбиции, демонстрируя все возможные свои умения в ущерб цельности и лаконичности формы, которая всегда была специфической особенностью жанра. Это еще один «урок» традиции, преподанный современным художником, и еще одна возможность воспринять и воссоздать ее «дух», а не «букву».

А по поводу проектов – сотворенных, выстраданных, - проектов, которые остаются в фонде лаборатории и пополняют коллекцию Кировского ОДНТ, тоже важные замечания участников: «Маховик запущен, дальше буду строить свою работу по тому же вектору». «Каждый мечтает получить такой проект в личное пользование, потому что он требует столько любви!..»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: