Выставка-конкурс и его победители




 

Кировчане любят повторять: «На Вятке свои порядки!». Вот и Всероссийская выставка-конкурс современной рукотворной игрушки в Кирове, безусловно, отличалась от столичного формата. Не местечковостью, нет (фестиваль собрал мастеров из 19 территорий России), а «плотностью» творческой коммуникации, практикой «разбора полета», возможностью найти не только признание и поддержку, импульсы для дальнейшего творчества, но и аргументированную профессиональную критику.

Важным механизмом рейтинга авторов и работ стало «общественное голосование». Подсчет жетонов, собранных в рабочем порядке, выявил восемь авторских коллекций, занявших лидерские позиции. Не удивительно, что в число лидеров рейтинга вошли экспозиции работ преподавателей лаборатории, и мастеров, которых можно считать ее выпускниками. Для их презентации в программе фестиваля было отведено специальное время. О. Олонцева, Н. Крутова, Л. Ушакова, Т. Ткаченко, И. Морозова, Е. Семенова, Е. Чермянина, Т. Антонова «держали ответ» перед пристрастной аудиторией мастеров.

Олонцева Ольга (г. Великий Новгород) в очередной раз поразила коллекцией кукол, выполненных на традиционной основе. Ее творчество питают экспедиционные находки, музейные образцы. Будучи жительницей едва ли не самого древнего российского города, Ольга работает с конструкцией новгородской куклы-«мешочка», столбушкой бутылочной формы. Реализуя себя не только в творчестве, но и в педагогике, она рассматривает практику декорирования тканей (традиционную набойку) и кукольной одежды как основу изучения технологии для дальнейшего применения этих навыков в работе над образом и технологией народного костюма. Так в современной жизни оказывается востребованной школа традиционного ученичества: от куклы – к традиции, а от нее – к осмысленному созданию ролевого народного костюма «для себя».

Крутова Наталья (г. Санкт-Петербург) – художник, творящий кукольные образы «для собственного удовольствия». Одна из коллекций Натальи родилась здесь, в Кирове, несколько лет назад во время гастролей театра. Художник-кукольник по своей творческой натуре, она не могла не вдохновиться музейной коллекцией вятской игрушки: «У одной бабы – цирк, у другой – морячки. Все кривенько, и все – настоящее!». Вот и в этот приезд воспользовалась возможностью посетить недавно открытый музей вятской игрушки, сосредоточенно и тщательно делала фотофиксацию музейных образцов, приобретала факсимильные издания трудов А. Деньшина.

Это умение переживать «настоящее» в работе над образом побуждает Наталью к поиску подлинных эмоций. «Ищу настроение – мелодию, произведение искусства. Стараюсь преобразовать впечатления в форму. Отстраниться, сосредоточитося…». Такие «манки» – эмоциональные ассоциации с будущим образом - раскрывают творческий процесс как таинство, как возможность передать мысли, эмоции, делают его аналогичным работе над театральной ролью. «Информация существует, но она в перспективе. Все равно, что соединишься с корабликом и плывешь. В какой-то момент напряженно, в какой-то - расслабишься. Но все равно приплывешь, если знаешь, куда».

По такому принципу Наталья организовала и работу своей студии в рамках лаборатории. В записи звучали народные наигрыши, «Сказка про Козу» в исполнении актеров Большого драматического театра. И сама Наталья перевоплощалась в главную героиню, «играя» декоративной сумочкой как театральной декорацией, из которой появлялся то «прилежный козленок», то «шалопай с рогаткой». Благодаря этому лаборатория становилась транслятором образа творчества – субстанции духовного порядка, не передающейся словами или действиями.

Ушакова Лариса (г. Вятка) – художник вятского игрушечного промысла с 35-летним стажем – рассказывает о долгом пути ученичества, сохранившем в системе предприятия традиционную преемственность. Ее наставниками были мастера старшего поколения, от которых пришло понимание, что «красота в простоте», в умении сочетать цвета («краска краску красит»), в меру детализировать образы. «Переросла из «маленькой» – в «большую», когда стала возить игрушки на ВДНХ», - говорит мастерица. – Мой размер – «блинчик», и на нем - композиция. Придумываю сюжеты, которые должны вызывать умиление, положительные эмоции. В творческих работах мастер должен показать свои возможности и умение передать современность».

Этот разговор также был продолженв работе лаборатории. Мастер глиняной игрушки, организуя работу студии, лишен возможности реализации полного цикла работы над игрушкой. Изделия не успевают просохнуть, приходится исключать обжиг, роспись. Можно получить лишь промежуточный результат. Но и в нем Лариса преуспела: круговая, «солнечная» композиция качественно выполненных персонажей, среди которых львы, олени, бараны, птицы-утицы, сказочные деревья и цветы, позволила разыграть настоящую «глиняную» сказку. Эта работа не только обогатила навыки лепки как начинающих, так и опытных студийцев, но и выступила моделью проектной работы с детьми, имеющей перспективы внедрения в педагогический процесс.

Ткаченко Татьяна (Краснодарский край) – мастер, активно ищущий возможности работы на местном материале. «На чем заниматься традиционной куклой на Кубани? В станице плели корзинки, кошелки из растительного сырья. Хотелось показать, что талаш (початковые листья кукурузы) - очень пластичный, благородный материал». Татьяне это удалось: ее небольшие (10-15 см), «воздушные» скульптурные композиции демонстрируют удивительное сочетание обобщенности образа и утонченности модели. Они лишены формализма, впечатляют живостью образов. Динамика фигуры, складки «одежды», естественный поворот головы или горделивая осанка – все это находки, рожденные податливостью кукурузного листа. Мастер послушно следует его текстурным и фактурным особенностям, использует оттеночные сочетания, и счастливо избегает избыточной и столь соблазнительной декоративности. Не случайно мастер-класс Татьяны, организованный в рамках фестиваля, собрал немалое количество желающих научиться приемам ее искусства.

Морозова Ирина (г. Челябинск) – художник, уже более десяти лет работающий в направлении авторской текстильной куклы. Южный Урал – край индустриальный, молодой. Развивать исконные традиции здесь трудно, т.к. их формирование изначально было связано со спецификой городской культуры, с промышленным освоением края в XVIII-XX в. переселенцами и из южных, и из северных губерний. Ирина поняла куклу как явление современной жизни – как «отражение нашей сути, души, воплощенной в материале». Уникальность творчества И. Морозовой – в умелом сочетании психологизма и фольклоризма, что, конечно, требовало поиска своей стилистики. Толчок для него Ирине дала конструктивная основа вологодской «куклы на веточках». Вдумчивое многолетнее постижение «анатомии» традиционной куклы дало интереснейший творческий результат: в представленных на фестивале работах конструкция является основой образного решения. В куклах Ирины умело используется графичность лоскута, широкий диапазон тканевых фактур. Тип оформления лица, сочетающий тонкую графику и деликатный объем деталей, позволяет точно передать широкую гамму тонких эмоций. В рамках фестивальной программы Ириной был проведен мастер-класс «Текстильный лев». Мастерское владение декоративной композицией, а также педагогический опыт (Ирина – преподаватель художественной школы) - позволили преподать знания по композиции на примере технологии оригинального авторского сувенира.

Семенова Елена (г. Киров) – многолетняя участница лаборатории, прошедшая долгий путь творческого «любительства». И вот – профессиональный результат – многофигурная композиция лоскутных игрушек «Радуга над лесом» собрала самых разных персонажей Ю. Васнецова. Сказочные Волчок, Коза с козленком, Медведь, Котенька-коток – персонажи действующие, выполненные «в размер» руки ребенка. Бескаркасные, мягкие игрушки так и просятся в игру. Подвижные сочленения деталей, обобщенность образа, лаконичная пластика – все это делает фигурки настоящими игрушками! Под стать им декорации: качели раскачиваются, коляска с козленком катается, лопасти мельницы вращаются. А какой простор для комбинаторики по принципу детского конструктора! Так, опорой сказочных деревьев являются «пеньки» - текстильные столбики-крутки. На подобные основания опираются домик и мельница, у этих архитектурных объектов съемные крыши. Сам этап сборки композиции, построения мизансцены способен превратиться в увлекательную игру. Легко прочитывается и логика ее дальнейшего развития – домики можно открывать, на пенек кого-то ставить. В работе восхищает изобретательность и многообразие жестко дозированных техник декорирования, хотя к некоторым декоративным решениям есть замечания.

«Радуга над лесом» - одновременно и игровой набор, и выставочный арт-объект. Цельным его делает работа с пространством. Радуга – тоже «живой» персонаж – определяет «верх» и «низ» именно сказочного пространства Вятской земли. Его опора – «твердь земная» - расписная крышка вятского сундука – придает композиции устойчивость, убедительную укорененность в системе культурных традиций, четко определяет систему художественных кодов, восходящих и к традициям вятской росписи, и к книжной графике Ю. Васнецова, и к поэтике детских потешек. Работа самобытна, лишена подражательности и, одновременно, интересна творческим развитием проектных подходов Межрегиональной лаборатории прошлых лет.

Чермянина Елена (Удмуртская республика) на выставке представила коллекцию игрушек из соломки. Из детства пришло трепетное отношение к материалу. В памяти Елены сохранились воспоминания о том, как бабушка клала между оконными рамами пучки соломы и гроздья рябины, а ей, маленькой девочке, хотелось попробовать вкус горящих на солнце ягод. Известно, что именно так по привычке поступали в «своих» домах, используя солому для удаления конденсата. Вобравшая в себя влагу, она потом становилась прекрасным материалом для поделок. Елена освоила приемы белорусского плетения из соломки и применила их для создания изделий крупной формы, а также атрибутов собственного костюма. Но куда более ей удались «Маргаритки» - миниатюрные трогательные фигурки малышей. Большеголовые, нагруженные корзинами и пестерями с коробочками льна, они сохраняют наивность и непосредственность детского мира. И неспроста: у каждой «Маргаритки» есть прототип – дочки и внучки Елены. Любовь к близким вдохновляла мастера на творчество, вот и получились оригинальные, искренние работы.

Антонова Татьяна (Пермский край) – педагог, художник, искусствовед, Народный мастер Пермского края. Поездка в Сергиев Посад и купленная там каргопольская свистулька «Полкан», а также опыт работы в проектах Межрегиональных лабораторий 2012 г. и 2014 г. С. Леоновой и Т. Сюсиной, способствовали созданию представленной на выставке коллекции «Полканы». Серия статичных текстильных скульптур - внешне привлекательная, ярмарочно-броская, впечатляющая техническим мастерством - была воспринята неоднозначно. Значительное укрупнение традиционной формы, нарушение баланса между монументальностью фигур и избыточно декоративным, изобразительным костюмом, избыточность современных отделочных материалов, вновь поставило проблему отношения с традицией, сохранения ее «духа», а не «буквы». «Одежка» в образах Полканов доминирует, существует словно бы отдельно от общей композиции. Акцент на костюм подавляет монументальность формы, блокирует ее мифологический смысл. Теряется сама суть кентавра – богатыря с туловищем лошади, герой превращается в костюмированный персонаж. И интересные находки автора, например, лаконичная графика лица, нарочитая геометричность формы, умелая работа с цветом, точно найденные ритмические соотношения, - меркнут на фоне общего результата.

Спустя несколько дней стало ясно, что зрительские симпатии и предпочтения имели незначительные расхождения с мнением жюри. В число номинантов попало большинство работ, отмеченных «общественным голосованием». Это избавляет от необходимости комментировать итоги конкурса (см. протокол решения жюри). Отметим только, что среди 60 участников 12 представляли промыслы глиняной игрушки, 3 – работу с деревом, 5 – игрушку из природных материалов (береста, соломка, талаш). Работы остальных, как уже было сказано, были выполнены в текстильных техниках. Пожалуй, самым огорчительным в этой статистике является скромное представительство игрушки из дерева. Неслучайно председатель жюри Г. П. Мельников (г. Москва), подводя итоги работы фестиваля, отметил: «удивляет отсутствие традиционной русской деревянной игрушки, ранее столь разнообразной и распространенной, в особенности в Подмосковье и Нижегородском регионе. И сейчас в этих регионах делают замечательную игрушку, особенно в Городце. Может быть, следует специально приглашать на подобные фестивали мастеров из этих центров».

 

Блиц-конкурс

Блиц – понятие, пришедшее из игровых спортивных практик. В этой сфере «блиц» означает «партию с очень быстрым контролем времени». Такую «партию» в течение трех часов предстояло «сыграть» тридцати участникам фестиваля.

И в этом случае Кировский фестиваль выступил законодателем новой «моды», а вернее, «правил игры». Участникам, как это принято в блицах творческих конкурсов, была предложена тема – «Чудеса». Но найденный в этой теме образ должен был воплотиться еще и в заданной форме, выполненной по предложенному заранее лекалу. Согласно инструкции размер, пропорции формы можно было в соответствии с задуманным образом трансформировать, дополнить деталями. Для моделирования объема и декорирования игрушки можно было использовать все возможные техники – стяжки, вышивки, росписи, лоскутной аппликации, лент, объемных деталей, фурнитуры и пр. Таким образом, перед участниками была поставлена задача: добиться выразительности формы, сделать конструкцию основой эстетики. Конечно, эти правила блица могли осуществить только мастера по текстилю, ибо именно на этот материал была рассчитана исходная заготовка. Для остальных пространством для поисков была только тема.

Блиц стал еще одной формой «повышения квалификации». Не все мастерицы, работающие в текстиле, смогли реализовать ресурсы «чистой формы». Действиями большинства участников руководил привычный алгоритм: сшить – набить – одеть – декорировать. На этом пути, безусловно, рождались интересные образы. Но только некоторые из них «соскальзывали» в привычные объемы и конструкции куклы Тильды, а другие - маскировали форму под одеждой персонажа. Условно-обобщенная, лаконичная заготовка требовала линеарных, минималистичных решений, преобладания графичности изображения. В лидеры вышли те, кому это удалось – Елена Ислентьева, Галина Котлюба, Мария Енцова. Кроме обыгрыша антропо- и зооморфных образов блиц открыл еще одну замечательную перспективу экспериментов с воплощением образов предметного мира. Невозможно не упомянуть разработку О. Колесник (г. Санкт-Петербург) «Печка-матушка» по сказке «Гуси-лебеди» и Е. Семеновой (г. Киров) по сказке К. Чуковского «Мойдодыр».

Увеличив размер заготовки, Ольга Колесник добавила к ней минимум аппликативных деталей. И из льняной ткани зернистой фактуры появился основательный массив русской печи – с четкой ориентировкой в ее классической конструкции – с устьем и шестком, откидывающейся заслонкой и горнилом, маркировкой задвижки и дымовой трубы. А в теплой «утробе» печи – две обнявшие друг друга фигурки-куклы девочки и спасенного ею от бабы Яги братика. «Силы зла» тоже входят в композицию: текстильная подвеска «Гуси-лебеди» - часть «комплекта» - тревожно раскачивается, «вьется» вокруг печки. Но героям сказки птицы-скрутки с длинными шеями уже не страшны. Конечно, именно эта работа получила «гран-при» блица, в котором ценились решения проблем формообразования, функциональности, эстетики.

 

Игровая комната

Или Размышления о том,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: