Прп. Иоанн Кассиан Римлянин.




ОТЦЫЦЕРКВИ О СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ.

Свт. Василий Великий.

«Приступающий к Причащению без разу­мения намерения, для которого дается причащение Тела и Крови Христовых, не получает от сего пользы, а причащающийся недостойно – осуждается».

(Нравственные правила, правило 21. Творения, часть 3, стр.391, М. 1846)

 

«Вопрос 172. С каким страхом, с каким убеждением и с каким расположением должны мы приобщаться Тела и Крови Христовых?

Ответ. Страху учит нас апостол, говоря: ядый и пияй недостойне, суд себе яст и пиет (1 Кор. 11:29). А убеждение производит вера и в слова Господа, сказавшего: сие есть тело Мое, еже за вы даемо; сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19), и в свидетельство Иоанна, который, изобразив сперва славу Слова, описывает потом и образ вочеловечения в следующих словах: и Слово плоть бысть и вселися в ны; и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1:14), а также в слова апостола, написавшего: во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу; но Себе истощил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек; смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2:6-8). Посему, когда душа, поверив этим и им подобным изречениям, познает величие славы и удивится преизбытку смирения и послушания в том, что Он, будучи таким и столь великим, ради нашей жизни был послушлив Отцу даже до смерти, тогда, думаю, она доведет свое расположение до любви к Богу и Отцу, Иже Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его (Рим. 8:32), и к Единородному Его Сыну, пребывшему послушливым до смерти для нашего искупления и спасения; и таким образом будет в состоянии уразуметь апостола, который для здравых умом как бы правилом каким поставляет добрую в этом совесть, когда говорит: ибо любыХристова обдержит нас суждших сие: яко аще един за всех умре, то убо вси умроша; и за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему (2 Кор. 5:14-15). Такое расположение и таковую готовность должен иметь приобщающийся Хлеба и Чаши».

(Правила кратко изложенные в вопросах и ответах, вопрос 172. Творения, часть 5, стр.249, СТСЛ. 1901г.)

«Вопрос 309. Если с кем случится нечто обычное и естественное, то надо ли ему приступать к общению Святых [Таин]?

Ответ. Апостол показал, что спогребшийся Христу в крещении выше природы и навыка (Рим. 6:4), когда в сем месте о крещении в воде после сказанного выше говорит: сие ведяще, яко ветхий наш человек с ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху (Рим. 6:6), а в другом месте повелевает: умертвите убо уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение, ихже ради грядет гнев Божий на сыны противления (Кол. 3:5-6); еще в другом месте дает правило, говоря: а иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5:24). Но я изведал, что, по благодати Христовой, и мужи, и жены достигают сего искренней верой в Господа. А на того, кто, находясь в нечистоте, приближается ко Святым [Тайнам], и в Ветхом Завете видим страшный суд. Если же церкве боле есть зде (Мф. 12:6), то есть страшнее, то вразумит нас апостол, сказав: ядый и пияй недостойне, суд себе яст и пиет (1 Кор. 11:29)».

(Правила кратко изложенные в вопросах и ответах, вопрос 309. Творения, часть 5, стр.313, СТСЛ. 1901г.)

«Вопрос 67. Что такое нечистота (ἀκαθαρσία) и что такое распутство (ἀσέλγεια)?

Ответ. Что такое нечистота, показал Закон, употребив сие наименование в означение того, что случается непроизвольно по естественной необходимости. А распутство выясняет, кажется мне, премудрый Соломон, наименовав [распутного] любосластным и безпечальным (Притч. 14:23); посему распутство есть такое расположение души, которое не имеет и не терпит тяготы подвига; следовательно, оно есть и невоздержание, не имеющее власти над мятежными похотями».

(Правила кратко изложенные в вопросах и ответах, вопрос 67. Творения, часть 5, стр.210, СТСЛ. 1901г.)

«Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать святое тело и кровь Христову: потому что Сам Христос ясно говорит: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имат живот вечный (Иоан. 6, 54.). Ибо кто сомневается, что непрестанно быть причастником жизни не иное что значит, как жить многообразно? Впрочем приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого. А что ни мало не опасно, если кто, во время гонений, за отсутствием священника или служащего, бывает в необходимости принимать причастие собственною своею рукою, излишним было бы это и доказывать; потому что долговременный обычай удостоверяет в этом самым делом. Ибо все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня причастие в доме, сами себе приобщают. А в Александрии и Египте и каждый крещенный мирянин по большой части имеет причастие у себя в доме, и сам собою приобщается, когда хочет. Ибо, когда иерей единожды совершил и преподал Жертву; принявший ее как всецелую, причащаясь ежедневно, справедливо должен веровать, что принимает и причащается от самого преподавшего. Ибо и в церкви иерей преподает часть, и приемлющий с полным правом держит ее, и таким образом собственною своею рукою подносит к устам. Потому одну имеет силу, [187] приемлет ли кто от иерея одну часть, или вдруг многие части».

(Письмо 93(89) К Кесарии, жене патриция. Творения,т.2,стр.594, Сибирская благозвонница, М. 2009г.)

Свт. Иоанн Златоуст.

 

«Время приобщения определяется не праздником или торжеством, но чистою совестью и безукориз-

ненною жизнью. Как человеку, не сознающему за собой ничего худого, можно приобщаться каждый

день, так напротив погрязшему во грехах и не раскаявшемуся не безопасно приступать к этой трапе-

зе и в праздник. «…» Посему увещеваю всех вас приступать к божественным таинствам не по пово-

ду праздника только; но если вы пожелаете приобщиться этого святого приношения, то за несколько

дней должны очищать себя покаянием, молитвою, милостынею и занятием духовными предметами,

и не возвращаться назад, как пёс на свою блевотину (2 Петр. 2:22)».

(Творения, том 1, кн. 2, М.,- 1991г., с.554)

 

«Кого нам одобрить? Тех ли которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, кото-

рые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистою совестью, с чистым сердцем,

с безукоризненною жизнью».

(том 12, Спб.Д.А.,- 1906г., с.153)

 

«В древности многие приступали к Святым Тайнам без разбора и как случалось, особенно в то время

когда Христос преподал их (видимо имеется в виду Великий Четверг - день воспоминания Тайной

Вечери—прим. составителя). Заметив вред какой бывает от небрежного приступления, отцы, собрав-

шись вместе, назначили сорок дней поста для молитв, слушания Слова Божия, и церковных собраний

дабы все мы тщательно очистив себя в эти дни молитвою, милостынею, постом, всенощными бдени-

ями, слезами, исповедью, и всеми другими средствами, приступили таким образом чистою совестью,

сколько нам это возможно».

(том 1, кн.2, с.674)

 

«Главное благо в том, чтобы приступать к ним (Св.Тайнам) с чистою совестью. «…» Не так, как поступаем теперь мы, сообразуясь более со временем, нежели с душевным расположением. Мы стараемся не о том, чтобы приступить приготовившись, очистившись от всего злого и с полным благоговением, но - чтобы бы в праздники и тогда, когда приступают все».

(том 10, кн.1, с.277)

 

«…нам не должно касаться этой трапезы с порочными пожеланиями. Под именем порочных пожела-

ний я разумею, как телесные, так и душевные – любостяжание, гнев, злопамятность, и вообще все по-

рочные наклонности. Приступающему должно очиститься от всего такого, и тогда касаться этой чис-

той жертвы».

(Свт. Феофан Затворник. Толкование первого послания

ап. Павла к Коринфяном. М.,- 1998г., с.426)

 

«Повинны мы в нечестии против Господа,когда без достаточной готовности тела приступаем к соеди-

нению с Его Телом…».

(том 8, Спб.Д.А.,-1902г., с.932)

 

«Немалое предстоит наказание тем, которые недостойно приобщаются. «…» Насколько же чист должен быть тот, кто наслаждается этою жертвою? Насколько чище лучей солнечных должны быть – рука, раздробляющая эту плоть, уста, наполняемые духовным огнём, язык, обагряемый страшною кровию?».

(том 7, кн. 2, с.826)

 

«Приобщившись такой трапезы, тебе следовало бы сделаться смиреннее всех и уподобиться ангелам, а ты сделался жестокосерднее всех; «…» после принятия крови Господней, когда тебе следовало бы соблюдать пост и воздержание, ты предаёшься пьянству и безчинию. «…» Вспомни, что делали апостолы, причастившись священной вечери; не к молитвам ли и песнопениям обратились они, не к священному ли бдению, не к учению ли продолжительному и исполненному великого любомудрия? «…» А ты, если прежде причащения постишься, чтобы сколько-нибудь оказаться достойным причащения, то после причащения, когда надлежало бы усилить воздержание, погубляешь всё. Но не одно и тоже поститься прежде или после: должно быть воздержанным и в то и в другое время, но особенно после принятия Жениха; прежде для того, чтобы сделаться достойным принятия, а после для того, чтобы не оказаться недостойным принятых даров. Неужели же, скажешь, должно поститься после причащения? Я не говорю этого, я не принуждаю; хорошо разумеется, делать и так, однакож и не насилую, а лишь увещеваю не предаваться безмерному пресыщению. «…» Или не знаешь сколько зол происходит от пресыщения? Неуместный смех, непристойные речи, пагубные шутки, бесполезное пустословие и многое другое о чём и говорить неприлично».

(том 10, кн.1, с.274)

 

«Тот, Кто совершил их тогда, на той вечери, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученик Христов, то пусть удалится; трапеза не допускает тех, которые не таковы. Со ученики Моими, говорит Христос, сотворю пасху (Матф. XXVI, 18). Это та же самая трапеза, которую предлагал Христос, и ничем не менее той. Нельзя сказать, что ту совершает Христос, а эту человек; ту и другую совершает сам Христос. Это место есть та самая горница, где Он был с учениками; отсюда они вышли на гору Елеонскую. Выйдем и мы туда, где простерты руки нищих; это именно место есть гора Елеонская; множество же нищих - это маслины, насажденные в доме Божием, источающие елей, который будет полезен для нас там, который имели пять дев, и которого не взявши, другие пять погибли. Взявши этот елей, войдем, чтобы нам с горящими светильниками выйти на встречу Жениха. Взявши этот елей, выйдем отсюда. Не должен приступать сюда ни один бесчеловечный, ни один жестокий и немилосердый, словом ни один нечистый.

Это говорю вам, которые приобщаетесь, и вам, которые служите. Нужно побеседовать и с вами, чтобы вы со многим тщанием разделяли эти дары. Не малое наказание ожидает вас, если вы, признавши кого-либо нечестивым, позволите причаститься этой трапезы. Кровь Его взыщется от рук ваших. Хотя бы кто был полководец, хотя бы высший начальник, хотя бы сам царь, носящий диадему, но если приступает недостойно, то запрети ему: ты имеешь больше власти, нежели он. Если бы тебе поручено было сохранять в чистоте источник воды для стада, и ты увидел овцу, имеющую на устах много грязи, то не позволил бы ей наклониться и возмутить источник. Но теперь вручен тебе источник не воды, а крови и Духа, - и ты, видя некоторых имеющих грех, который хуже земли и грязи, и приступающих к этому источнику, не вознегодуешь, не воспрепятствуешь? Какое ты можешь получить прощение? Для того Бог удостоил вас этой чести, чтобы вы разбирали такие дела. В этом состоит ваше достоинство, ваша важность, ваш венец, а не в том, чтобы вы облекались в белую и блистательную одежду. Но как, скажешь, я могу знать того и другого? Я говорю не о неизвестных, но о известных людях. Скажу нечто более страшное: не столько опасно приступать к этому таинству бесноватым, сколько тем, которые, как говорит Павел, попирают Христа, кровь завета не почитают за святыню, и ругаются над благодатию Духа (Евр. X, 29). Приступающий во грехах хуже бесноватого. Последний не наказывается, потому что он беснуется; а приступающий недостойно предается вечному мучению. Итак, будем удалять не только бесноватых, но и всех, которых увидели бы недостойно приступающими. Никто не должен приобщаться, если он не из числа учеников Христовых. Никто не должен принимать дары, подобно Иуде, чтобы не потерпеть участь Иуды. Это собрание верующих есть также тело Христово. Поэтому ты, служитель таинств, смотри, чтобы тебе не раздражить Владыку, если не будешь очищать это тело, смотри, чтобы не дать меча, вместо пищи. Но хотя бы кто и по неразумию пришел для причащения, воспрети ему, - не бойся. Бойся Бога, а не человека. Если будешь бояться человека, то от Бога будешь уничижен; а если будешь бояться Бога, то и от людей почитаем. Если ты сам не смеешь, то приведи ко мне: я не позволю этой дерзости. Скорее предам душу свою, нежели причащу крови Господней недостойного; скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной крови того, кого не должно. Если же кто после многих испытаний не найдет недостойного, то не будет виновен. Это сказано мною об известных людях. Если мы исправим этих, то Бог и неизвестных скоро соделает нам известными. Если же мы оставим без внимания известных нам, то для чего Ему делать других нам известными? Это говорю я не для того, чтобы мы только удаляли и отсекали, но для того, чтобы мы исправляли и возвращали их, чтобы имели попечение о них. Таким образом мы и Бога умилостивим, и найдем много достойных причастников, и получим за свое старание и попечение о других великую награду, которой да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.».

(том 7, кн. 2, 827- 829)

 

Прп. Исидор Пелусиот.

 

«Падающие и не осмеливающиеся приступить к Священным Тайнам, благосознательны и скоро могут достигнуть того, чтобы не грешить. А согрешающие и осмеливающиеся нечистыми руками касаться Пречистых Тайн…достойны тьмочисленных наказаний. Ибо по неложному слову Павлову, делают они себя повинными телу и крови Господни (1 Кор. 11:27). Почему к первым не с такою силою приступает диавол, зная, что хотя они и падают, но сознавая сие, хранят уважение к Божественному, а на последних, которые грешат и не сознают того, или хотя и сознают, но пренебрегают тем и осмеливаются касаться Священных Тайн, диавол, справедливо почитая сие признаком совершенного бесчувствия и развращения, нападает всеми силами. Так поступил он и с предателем. Ибо вошёл в него не потому, что пренебрёг…Владычнюю Кровь, но потому, что из лукавства Иуды заключил о неисцельной болезни его. Поскольку Иуда замышляет предать, но не отказывается от приобщения, то диавол увлекает его. А если бы увидел его сохраняющим благоговение к Божественному Таинству и отрекшимся, то, может быть, миновал бы его как ещё трезвенного. Но поскольку увидел, что он отуманен любостяжательностью, что нет уже в нём правого помысла, но выходит он из себя от ненасытного упоения, а сверх того осмелился прикоснуться к тому, к чему в таком состоянии и касаться не надлежало, то познав его безчуствие, всецело вошёл в него».

(Письма. Часть 2. М.,-1860г., с.359)

Прп. Иоанн Кассиан Римлянин.

 

«Со всем тщанием, сколько для нас возможно, мы должны стараться, чтобы сохранить не осквернённою чистоту целомудрия, особенно в то время, когда хотим приступить ко святому жертвеннику…».

(Писания. Собеседования египетских отцов, авва Феона. Т.С.Л.,-1993г., с. 569)

 

«Кто будет есть…эту небесную пищу не отличая от маловажной, обыкновенной пищи и не считая её такою, которую бы надобно принимать только с чистым духом и телом;…духовные немощи и смерти происходят от такого причащения. Ибо многие, которые недостойно причащаются, становятся немощны верою, слабы духом, т.е. подвергаются недугам страстей, засыпают сном греха, от этого смертного усыпления никак не пробуждаются для спасительной заботливости».

(с. 570)

 

 

«Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаём себя грешниками; но ещё более и более с жаждою надобно поспешать к нему для уврачевания души и очищения духа, однакож с таким смирением духа и верою, чтобы считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые, живя в монастырях, достоинство, освящения и благотворность небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные; а лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми. Они, подлинно, больше гордости высказывают, нежели смирения, как им кажется; потому, что когда принимают их, то считают себя достойными принятия их. А гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Тайн, в каждый господский день принимали их для уврачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия их».

(с. 605)

 

«Если бы мы считали себя недостойными принятия таинств, всякий раз, как подвергаемся ране греховной, то прилагали бы старание, чтобы, исправившись чрез покаяние, мы могли достойно приступить к ним, и не наказывались от Господа, как недостойные, жестокими бичами немощей для того, чтобы, хоть таким образом сокрушаясь, мы прибегли к уврачеванию наших ран, чтобы иначе, быв признаны недостойными краткого вразумления в этом веке, не были осуждены в будущем вместе с грешниками этого мира».

(с. 570)

 

 

Прп. Феодор Студит.

 

«Весьма удивляюсь, видя, что мы не имеем ревности и усердия часто причащаться. Причащаемся только в день воскресный, а если в иной день бывает Литургия, нет. Между тем как монахам, в особенности общежительным, если бы можно было, надлежало бы всем и каждому повседневно причащаться святых Тайн…это я говорю об очищающих и душу и тело, а не то, чтобы причащаться как случится, просто и без испытания себя».

(Огласительные поучения и завещание. М.,-1998г., с.221)

 

«Хлеб этот даёт вечную жизнь; и блажен тот, кто вкушает его, не зная за собой ни одной злой похоти, или вражды, или пьянства, или чревобесия, или сребролюбия, или малакии и всякой иной нечистоты».

(с.221)

 

«А оскверняющий плоть свою не член Христов, и злопамятный не член Христов, и недостоин причащения, и всякую иную страсть питающий не член Христов. Поэтому каждому надлежит испытать себя, чтобы не был он нечист и злопамятен. И когда очистится и исправится чрез исповедь, тогда пусть причастится Тела и Крови Христовых. Ибо кто недостойно причащается, подвергается великому осуждению, не рассуждая тела Господня. Посему многие и умирают, когда недостойно причащаются, и одержимые недугами не исповедаются».

(с. 249)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: