Метод обратной мозговой атаки




Теоретические предпосылки. В основе обратной мозговой атаки лежит закон прогрессивной конструктивной эволюции ТО. По этому закону переход к новым образцам техники происходит через выявление и устранение дефектов (недостатков) в существующем поколении ТО при наличии необходимого научно-технического потенциала.

Поэтому при создании любого нового значительно улучшенного изделия решаются две задачи:

1) выявление в существующих изделиях максимального числа недостатков;

2) максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии.

Первая задача относится к постановке изобретательских и проектно-конструкторских задач, вторая — к синтезу нового технического решения. Первая задача оказывается не менее простой, поскольку необходимо выявить полный список недостатков, который состоит из двух частей:

· недостатки, обнаруженные при изготовлении, эксплуатации, ремонте и утилизации выпускаемых изделий;

· недостатки, которые возникнут в обозримом будущем у разрабатываемого изделия.

Таким образом, методы решения первой задачи должны обеспечивать не только выявление всех известных недостатков, но и прогнозировать все будущие недостатки. Гипотетически существует некоторый идеальный полный список недостатков, каждый из которых может быть устранен или учтен в новом изделии, в результате чего новое изделие будет реализовывать максимально возможный скачок для существующего научно-технического уровня. Поэтому наилучшее решение первой творческой задачи соответствует наибольшему приближению к такому идеальному списку недостатков.

Говоря иначе, полный список недостатков (независимо от причины их возникновения) должен отражать все возможные отклонения действительно существующего положения от желаемого.

Область применения метода. Метод обратной МА ориентирован на решение первой творческой задачи, т. е. цель обратной МА заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика. Объектом обратной МА может быть конкретное изделие или его узел, технологический процесс или его операция, сфера обслуживания и т. д.

Обратная МА может быть использована при решении, например, следующих вопросов и задач:

· уточнение постановки изобретательских и рационализаторских задач;

· разработка технического задания или технического предложения;

· экспертиза проектно-конструкторской документации на любой стадии разработки (техническое задание, техническое предложение, эскизный, технический или рабочий проект, экспериментальный или опытный образец);

· оценка эффективности закупаемых изделий.

Формулировка задачи. Формулировка задачи для обратной МА должна содержать краткие и достаточно исчерпывающие ответы на следующие вопросы:

а) Что представляет собой объект, который требуется улучшить?

б) Какие известны недостатки объекта, связанные с его изготовлением, эксплуатацией, ремонтом и т. д.?

в) Что требуется получить в результате МА?

г) На что нужно обратить особое внимание?

Изложение по п. а) желательно сопроводить наглядным эскизом, слайдами, кинофильмом, показом макета и натурного образца («лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). Наиболее полно и объективно информация по п. б) может быть собрана у изготовителей, пользователей, наладчиков и ремонтников.

По п. в) МА должна дать максимально полный список недостатков и дефектов у рассматриваемого объекта. Во время сеанса МА мы должны прозорливо угадать все будущие недостатки на 10—20 лет вперед, чтобы полученный полный список недостатков обеспечивал наиболее длительную конкурентоспособность созданного объекта.

По п. г) нужно указать, в каком направлении особенно нетерпимы недостатки и дефекты (например, прочность определенных деталей, надежность работы системы, экономия жидкого топлива, охрана окружающей водной среды и т. п.).

При составлении формулировки задачи следует также принять во внимание рекомендации п. 2.

Формирование творческой группы. Здесь остаются в силе рекомендации п. 2, кроме одного пожелания. В творческую группу необходимо включить технологов, наладчиков, ремонтников, эксплуатационников, работников по сбыту и продаже.

Правила для участников сеанса МА. Эти правила совпадают с правилами проведения прямой МА

Обязанности ведущего (руководителя) в сеансе МА. Совпадают с обязанностями, изложенными в п. 2.Для обеспечения непрерывности высказывания идей и полноты формируемого списка недостатков ведущему рекомендуется использовать следующий список вопросов:

· У каких параметров объекта или его элемента ожидаются отклонения от нормы?

· Какие ожидаются трудности изготовления, сборки, контроля изделия или его отдельных узлов?

· Какие могут возникнуть затруднения с материалами и комплектующими деталями и узлами в настоящее время и через 10—20 лет?

· Какие ожидаются трудности энергоснабжения в данное время и через 10—20 лет?

· Какие неудобства в обслуживании, или какие могут возникнуть ошибки оператора?

· Могут ли возникнуть опасные моменты для пользователей и обслуживающего персонала?

· Какие возможны трудности доставки и транспортирования в настоящее время и через 10—20 лет?

 

Таблица 1

Пример анализа недостатков прототипа

Наименование недостатка Фактические или возможные следствия проявления недостатка Фактические или возможные причины возникновения недостатка
1. Плохая подвижность шарнирной передачи   2. Неучет гололеда на автодороге   3. Отказ шариковой авторучки   1.1.Потеря мощности   1.2.Ускоренное изнашивание шарнира   1.3.Разрушение шарнира   2.1.Скольжение транспорта с потерей управления   3.1.Шариковая авторучка перестает оставлять след на бумаге в виде слоя пасты   1.1. Некачественная обработка   1.2. Малый зазор поверхностей трущейся пары   1.3. Непредусмотренные температурные перепады   2.1.Наличие в атмосфере повышенной влажности и низкой температуры   3.1. Понижение давления в баллоне с пастой   3.2. Заклинивание шарика   3.3. Увеличение вязкости пасты в связи с понижением температуры  

 

Организация проведения МА. Она совпадает с описанной в п. 2. Для стимулирования мышления на экране показывают отдельные предложения из межотраслевого, проблемно и объектно-ориентированного списков недостатков изделий и списков их параметров.

Запись и оформление результатов МА. Проводится в соответствии с рекомендациями п. 2. В дополнение выполняется классификация недостатков по родственным группам. Могут быть выделены, например, следующие группы: основные функциональные требования, производство, сбыт, эксплуатация, защита окружающей среды. Проводится ранжирование недостатков от самых больших (главных) до малых (второстепенных). Ранжирование можно выполнить также путем отнесения каждого недостатка к главным, средним или второстепенным недостаткам.

Если список недостатков составляется с целью последующего его использования в постановке и решении изобретательских или рационализаторских задач, то желательно еще составить таблицу анализа недостатков (табл. 1), где приведены примеры заполнения.

При составлении табл. 1 время, отведенное на составление отредактированного списка идей (см. п. 2), может быть увеличено до 1—1,5 ч, а заполнение столбцов по следствиям проявления и причинам недостатков можно проводить с помощью дополнительной мозговой атаки.

Выбор учебно-тренировочных задач. При выборе следует учитывать рекомендации п. 2, где также приведены темы для формулирования и решения учебных задач.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: