Инновационное развитие экономики на основе стимулирования кластеризации предполагает инициативу и совместные действия не только бизнеса, но и государства. Функции администрации всех уровней, научно-образовательных учреждений и предпринимателей при развитии кластеров, должны быть взаимодополняющими. В частности, муниципалитет должен инициировать процессы кластеризации и всемерно оказывать поддержку потенциальным участникам объединения. Он должен проводить активную работу в построении взаимодействия между различными субъектами экономики. Развивать кластер в отрыве от развития территории в целом неэффективно. Недаром один из основоположников кластерного подхода М.Портер для успешного развития кластера называет наличие устойчивой стратегии [14].
Формирование и развитие инновационных кластеров неразрывно связано с созданием инновационной инфраструктуры. В настоящее время в регионах наблюдается значительный разрыв в цепочке создания и промышленного освоения новых знаний. С одной стороны, научный сектор, слабо ориентированный на потребности экономики, ограничен в производственных и финансовых ресурсах для самостоятельного освоения и вывода новшеств на рынок. С другой стороны, промышленность обладает свободными производственными мощностями, но не рискует вложениями в те инновации, которые не подтвердили свою состоятельность на рынке. В результате сохраняется разрыв между потенциальными звеньями инновационного кластера. Отсутствие взаимосвязи научно-исследовательских организаций, институтов с конкретными промышленными предприятиями и опыта коммерциализации высоких технологий являются серьезными причинами, сдерживающими развитие инновационных кластеров. Преодолению этого, должно способствовать формирование кластеров с центром ведущий вуз.
|
Как правило, в научной литературе выделяют три основных принципа формирования кластеров в зависимости от структуры, размера и вида деятельности [2]:
- общность интересов потенциальных участников - одни и те же или взаимосвязанные области деятельности, общий рынок или сфера активности;
- концентрация - расположение, удобное для регулярных контактов;
- взаимодействие - взаимосвязи, взаимозависимость с большим разнообразием формальных и неформальных отношений.
Соглашаясь с данными принципами, систематизируя основные положения научной литературы, можно выделить, на наш взгляд, следующие принципы формирования РМК, представленными на рис. 3.
1. Государственно-частного партнерства.
Под государственно-частным партнерством следует понимать общность интересов государства и всех элементов кластера, экономическую ответственность, оптимальный учет интересов, селективность, законодательную обеспеченность.
2. Системность, т.е. эволюционное саморазвитие, коммуникативность, непрерывность функционирования, синергетический эффект, получаемый в результате формирования и дальнейшего функционирования кластера.
3. Целеполагание.
К этой группе принципов, на наш взгляд, необходимо отнести эффективность деятельности, наличие долгосрочных стратегических целей по повышению инновационной активности всех элементов кластера, комплексное развитие, повышение конкурентоспособности результатов деятельности кластера.
|
4. Организационные принципы, т.е. коллективное принятие решений, непрерывность, гибкость при формировании кластера, общность интересов потенциальных участников - одни и те же или взаимосвязанные области деятельности, общий рынок или сфера активности; концентрация - расположение, удобное для регулярных контактов; взаимодействие - взаимосвязи, взаимозависимость с большим разнообразием формальных и неформальных отношений, развитие механизмов горизонтальной и вертикальной интеграции в инновационной сфере, создание инфраструктуры эффективного взаимодействия государственных органов, крупного, малого бизнеса, учебных и научных заведений.
В условиях, когда возникает необходимость не только предвидения изменений, но и реагирования на основе гибких экстренных решений, принцип непрерывности не может рассматриваться только как обеспечение преемственности развития организаций, входящих в РМК, но он предусматривает и необходимость предвидения возможных изменений на основе мониторинга наиболее значимых факторов внешней и внутренней среды. Одним из важнейших принципов, который необходимо обеспечить при формировании и дальнейшем функционировании РМК является принцип устойчивости. Он предполагает, что инновационное развитие, не является самоцелью и в процессе развития предприятия, необходимо определенное сочетание между инновационностью и здоровым консерватизмом. Это должно обеспечить необходимый уровень организационно-экономической устойчивости, что отражает адаптивность экономической системы [14]. Поэтому необходимо сделать определенные уточнения относительно содержания принципа гибкости, в соответствии с которыми гибкость характеризуется предельными значениями изменения параметров плана, в рамках которых сохраняется его устойчивость.
|
5. Ресурсная обеспеченность.
Эта группа принципов предполагает наличие возможности привлечения высококвалифицированных кадров, инновационных разработок и возможность их дальнейшего внедрения и продвижения, обеспеченности проведения научно-практических исследований, информационной обеспеченности, а также финансово-инвестиционными ресурсами.
Следует отметить, что реализация этих принципов в процессе формирования РМК имеет особенности для различных типов инноваций. Например, планирование базисных и радикальных инноваций, как правило, предполагает использование инструментария, позволяющего управлять инновационным процессом как на основе стратегических, так и гибких экстренных решений. Планирование инноваций реактивного типа (улучшающих), как правило, связано с несущественными рисками в сфере НИОКР. Однако они могут возрастать под влиянием внешних факторов (финансовые риски). Поэтому следует отметить, что существуют достаточно существенные различия в методах планирования и реализации инноваций различных типов в рамках РМК.
Формирование инновационного машиностроительного кластера предполагает проведение институциональных изменений, включающих создание нормативно-правовой базы, правил взаимоотношений участников кластера, процедур согласования и контроля за выполнением контрактов, развитие всех элементов инновационного кластера, начиная с разработки инновационных технологий и товаров, поставок сырья до обслуживания потребителей конечной продукции. Кроме того, обязательным требованием к инновационному машиностроительному кластеру должно выступать постоянное обновление всех элементов производственной системы на базе инновационных технологий, опережающее кадровой обеспечение.
Инновационный машиностроительный кластер обладает рядом преимуществ при организации взаимодействия между его элементами, т.к. сочетает организационно-плановые и рыночные механизмы. Как отмечалось, происходит снижение трансакционных издержек за счет возникновения организационного эффекта, который определяется созданием единого центра, позволяющего управлять технологической цепочкой, состоящих из различных по размеру предприятий, не поглощая их и не создавая малоуправляемую сверхкрупную иерархическую структуру. В рамках кластера, как правило, происходит стандартизация узлов, деталей, технологий и управленческих процедур, которые усиливают синергетических эффект, обеспечивают повышение производительности труда, снижение себестоимости и повышение качества продукции у всех участников кластера. Кроме того, в кластере наблюдается инновационный эффект, т.е. созданные инновации одним из участников кластера могут распространяться по всей технологической цепочке.
РМК несет в себе преимущества экономической интеграции на основе кооперационных связей. Обобщая выделенные в научной литературе основные механизмы, обеспечивающие реализацию кооперационных взаимодействий для совокупности малых предприятий [8], их необходимо дополнить в соответствии с особенностями кооперации в РМК.
Такими механизмами, на наш взгляд, являются:
- затратно-распределительный. Данный механизм должен обеспечивать оптимальное использование производственного потенциала элементов кластера, участвующих в процессе кооперации на основе субконтрактинга и аутсорсинга;
- кредитно-кооперационный. Данный механизм основан на взаимном кредитовании участников кластера, т.к. в его состав включены финансовые и инвестиционные организации, лизинговые фирмы;
- налогово-оптимизационный. Данный механизм должен способствовать использованию всех доступных методов снижения уровня налогооблагаемой базы. Налоговые проблемы финансового менеджмента компаний, образующих кластер, частично решаются путем операций, позволяющих использовать схемы, направленные на снижение налогового бремени [17];
- инновационный. Данный механизм предполагает использование льготного технологического трансфера для участников кластера (в том числе с использованием элементов франчайзинга), а также научно-техническую кооперацию в процессе НИР и ОКР;
- информационный. Данный механизм позволяет использовать преимущества известного брэнда всем участникам кластера, а также обеспечивать эффективные коммуникаций и общее информационное пространство.
Несмотря на выделенные преимущества, формирования регионального инновационного машиностроительного кластера, его деятельность могут сопровождать риски, которые приводят к снижению конкурентоспособности, к застою или его распаду. К ним относятся [15]:
- уязвимость. Специализация региона может вызвать уязвимость региона, технологическая прерывистость может подорвать определенные преимущества кластера.
- эффект замкнутости. Чрезмерная уверенность относительно локальных контактов и «молчаливого» знания, в комбинации с пренебрежением внешними связями и недостатком предвидения, может объяснить эффект замкнутости, обусловленный преобладанием устоявшихся практик.
- негибкость. Жесткие существующие структуры рискуют задерживать радикальную переориентацию или препятствовать необходимой перестройке.
- снижение уровня конкуренции. Кооперация может вызвать сокращение конкурентных давлений и, следовательно, движущих сил инновации.
- синдром самодостаточности. Являясь достаточно эффектной структурой и привыкая к прошлым успехам, кластер может быть не в состоянии распознать новые тенденции и изменения внешней среды.
- внутренний спад. Социальный капитал может быть необходим для формирования базиса развития кластеров, последний может подорвать и даже уничтожить социальную ткань, которая подкрепляла его.
Однако, на наш взгляд, прогнозирование и преодоление возможности возникновения таких рисковых ситуаций, зависит от грамотного управления, а также адаптации кластера к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, что обеспечит его долгосрочное конкурентоспособное функционирование.
На основании изложенного можно предложить следующие этапы обоснования и формирования регионального отраслевого (машиностроительного) кластера (рис. 4). Вся процедура формирования кластера, на наш взгляд, должна проходить в три этапа: подготовительный, организационный и заключительный. На первом этапе необходимо выявить возможности формирования регионального инновационного машиностроительного кластера (РМК). С этой целью проводится оценка потенциала кластеризации, выявляются необходимые ресурсы, организационные и экономические возможности, определяются и обосновываются преимущества использования кластерной формы повышения инновационной активности. Для этого под руководством Министерства промышленности и энергетики должна быть создана рабочая группа, в которую входят представители Министерства, руководство машиностроительных предприятий и представители научной сферы.
На втором этапе разрабатывается программ формирования РМК, в которой определяются участники кластера, этапы и сроки создания кластера, ответственные лица и основные исполнители, проводится технико-экономическое обоснование целесообразности его создания, предполагаемые инвестиции и прогнозируемые результаты, определяется мера участия и ответственности каждого участника как государства, так и частного сектора, разрабатываются проекты нормативно-правовых документов, которые должны быть приняты для успешной деятельности кластера.
На заключительном этапе создаются органы управления кластером. На наш взгляд, таким органом должен быть Совет РМК, в который войдут представители Министерства, директора предприятий-участников РМК, представители НИИ и университета, осуществляющего научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области машиностроения, а также осуществляющих подготовку специалистов. Итоговым результатов является принятие плана формирования и деятельности кластера.
Одним из этапов формирования РМК выступает создание механизмов управления. Экономический механизм - это сложная категория, включающая принципы, средства, методы, инструменты управления. Проведенный анализ научной литературы показал, что до сих пор отсутствует единый подход к определению понятия «механизм». В широком смысле слова «механизм» - это специфическая совокупность элементов, состояний и процессов, расположенных в данной последовательности, находящихся в определенных связях, отношениях и определяющих порядок управления.
Рассматривая экономический механизм, ученые выделяют отдельные его виды: хозяйственный механизм, рыночный механизм, механизм ценообразования, финансовый механизм и т.п. Балабановым И.Т. определяет финансовый механизм как систему управления финансовыми отношениями организации через финансовые рычаги с помощью финансовых методов. Элементами финансового механизма при этом являются финансовые отношения как объект финансового управления, финансовые рычаги, финансовые методы, правовое обеспечение и информационно-методическое обеспечение финансового управления [21].
Багриновский К.А. под механизмом научно-технологического развития понимает систему взаимоотношений между государством, объектом управления (научно-технической сферой) и рыночными силами, которая обеспечивала достижение цели (постоянное совершенствование и обновление технологической вооруженности производства) [14]. В данном определении подчеркивается, во-первых, наличие целевой ориентации механизма, его субъектная определенность, а во-вторых, его форма проявления как отношений между субъектами.
Другие ученые придерживаются точки зрения, что содержание механизма заключается в способе осуществления какой-либо деятельности, позволяющего достичь целевых установок через использование различных рычагов воздействия на интересы. Так, по мнению Колоколова В.А., инновационный механизм - это организационно-экономическая форма осуществления инновационной деятельности и способствования ее проведению, поиска инновационных решений, а также рычаг стимулирования и регулирования этой деятельности [8]. Автор данной работы отмечает, что существует множество механизмов, выполняющих конкретные функции. Причем, это множество не является закрытым, и появление новых механизмов является закономерным событием. Ставя перед собой задачу системного описания инновационного механизма, исследователь подчеркивает необходимость учета всех возможных средств, решающих проблему, и выделяет в системе инновационных механизмов следующие группы: механизмы организации, механизмы разработки и внедрения, механизмы финансирования и стимулирования, механизмы технологического трансфера и механизмы интеллектуальной собственности.
Общим в рассмотренных определениях является включение в механизм как целевых установок отношений между субъектами управления, так и средств воздействия на эти отношения. Критерием выделения категории механизма управления в ряду категорий системы и процесса управления являются основные признаки воздействия: связи, отношения (система), средства (механизм), взаимодействия (процесс) [13].
Выделение разнообразных средств воздействия обусловливает наиболее распространенную типологию механизмов управления, которая включает выделение организационных, экономических, социально-психологических механизмов управления. Такая классификация достаточно четко коррелирует с группами интересов человека. Однако следует подчеркнуть, что подобная классификация чаще всего используется при обосновании внутрифирменных механизмов.
Применительно к формированию РМК, на наш взгляд, можно предложить следующее определение: механизм формирования регионального машиностроительного кластера представляет собой совокупность законодательных, нормативно-правовых, организационных и экономических методов, инструментов и средств, обеспечивающих взаимоотношения предприятий, учреждений и организаций как элементов кластера, с целью развития инновационной активности и повышения конкурентоспособности как каждого участника, так и региона в целом.
В соответствии с данным определением система формирования РМК может состоять, на наш взгляд, из двух подсистем:
- управляющей, в качестве которой выступает управленческий аппарат региона, и управленческий аппарат организаций и предприятий;
- управляемой, в качестве которой выступает инновационная деятельности кластера.
Воздействие управляющей подсистемы на управляемую может осуществляться на основе различных методов и подходов. В научной литературе выделяются различные научные подходы к управлению инновационной деятельностью предприятий. Рассмотрим те из них, которые наиболее приемлемы, на наш взгляд, к формированию РМК. Фатхутдинов Р.А. выделяет следующие научные подходы к инновационному менеджменту: системный, маркетинговый, функциональный, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, динамический, процессный, оптимизационный, административный, поведенческий и ситуационный. Среди методов управления инновационной деятельностью он выделяет административные, экономические, социально-психологические, сетевые, методы анализа и прогнозирования [8].
Однако в данном комплексе отсутствует, как представляется, один из наиболее эффективных для подсистемы инновационной деятельности РМК - метод логистического управления [15]. Модель системы управления инновационной деятельности РМК представлена на рис. 5.
Функциональный аспект управляющей подсистемы управления инновационной деятельности РМК представлен в табл. 2.
Таблица 2 Функциональный аспект управляющей подсистемы управления инновационной деятельности РМК
Цикл управления | Элементы цикла управления | Функциональные задачи системы |
Разработка (принятие) решения | Прогнозирование | 1. Определение стратегических целей РМК 2. Прогнозы потребностей на рынке 3.Прогнозы реформирования РМК |
Планирование Координация | 1. Стратегия маркетинга 2. Планы приоритетных направлений деятельности 3. Планы разработки инноваций 4. Программы реформирования деятельности РМК 5. План первоочередных инновационных проектов 6. Планы ресурсного обеспечения инновационных проектов 7. Бюджеты центров ответственности | |
Реализация решения | Организация Координация | 1. Распределение ресурсов 2. Выделение центров инвестиций 3.Формирование команд исполнителей 4. Разработка инновационных проектов 5. Реинжиниринг неэффективных бизнес-проектов 6. Организация инновационных процессов в пространстве и во времени. |
Регулирование | Разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих равномерное выполнение планов и программ. | |
Стимулирование Мотивация | Разработка административных мер по стимулированию и мотивации качественной работы персонала инновационных процессов | |
Контроль выполнения решения | Контроль Учет Анализ | 1. Анализ финансового состояния предприятия 2. Анализ синергетического эффекта РМК 3. Оценка источников ресурсов; 4. Анализ инновационных результатов и возможностей; 5. Анализ деятельности каждого предприятия, входящего в РМК 6. Контроль выполнения планов и программ |
1) К функциям объекта управления можно отнести рисковое вложение капитала, а также организацию инновационного процесса. Формирование и функционирование системы управления инновационной деятельностью РМК должно строиться на определенных принципах. На наш взгляд, эти принципы должны лежать в основе функционирования субъекта и объекта управления данной системы, а также метода воздействия субъекта на объект. В соответствии с таким подходом принципы системы управления инновационной деятельности РМК можно классифицировать по трем группам (рис. 6):
1)принципы, направленные на формирование и функционирование управляющей подсистемы;
2) управляемой подсистемы (инновационный и инвестиционный процессы);
3) принципы воздействия субъекта управления в рассматриваемой системе на объект управления.
Управляющая подсистема инновационной деятельности РМК должна ориентировать деятельность предприятий, входящих в него на потребителя. Это предполагает создание маркетинговых структур, обеспечивающих инновационные процессы соответствующей информационной поддержкой о рынке.
При формировании организационной структуры управления инновационной деятельностью одним из основных принципов является принцип децентрализации полномочий и ответственности, что предполагает делегирование определенной части полномочий и ответственности на более низкий уровень управления. Выражением этой функции может быть внедрение бюджетирования как метода оперативного финансового планирования.
Одним из важнейших принципов является соотношение организационной структуры инновационным процессам, проходящим в кластере. Это предполагает создание специальных подразделений, обслуживающих инновационный процесс: службы маркетинга инноваций; подразделений, создающих инновации; обеспечивающих инвестиционный процесс; планирующих и контролирующих инновационную деятельность.
Диверсификация инноваций предполагает наличие богатого инновационного портфеля, содержащего инновации, находящихся на различных этапах своего жизненного цикла.
Деятельность РМК должна обеспечивать качественный скачок в инновационной деятельности, что является результатом реализации предыдущих принципов. Качественный скачек предполагает не только устранение отдельных недостатков в инновационной деятельности, но и революционный прорыв в технологии производства и продажи продукта.
Система управления инновационной деятельности должна использовать эффективные информационные технологии. Информация должна касаться инновационных продуктов, технологий, процесса организации и управления, а также изменений конкурентной и правовой среды. Информация должна быть оперативной, достоверной, полной.
Важным принципом формирования системы управления является сбалансированность материальных и финансовых ресурсов инновационного процесса на всех стадиях кругооборота авансированного капитала. Сбалансированность предполагает согласование потоков материальных и финансовых ресурсов во времени как по вертикали, так и по горизонтали.
Инвестиционная сфера должна быть сориентирована на инновационную сферу с точки зрения воспроизводства, распределения и контроля. Эффективность инновационной деятельности определяется многими параметрами инвестиционной деятельности (размерами и своевременностью инвестиций, а также организацией и условиями процесса инвестирования). Эти параметры влияют на скорость перелива инвестиций в различные сферы инновационной деятельности в зависимости от сложившейся на инновационном рынке деловой конъюнктуры.
Инвестиции должны охватывать разнообразные направления инновационного процесса в комплексе, поэтому РМК необходимо иметь различные альтернативные источники финансирования своей деятельности. Принцип альтернативности источников финансирования является одним из выражений принципа гибкости инвестиционного процесса. Кроме этого, гибкость предполагает разнообразие условий финансирования.
Принцип системности предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в инновационной деятельности кластера, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения должен отталкиваться от определения общей цели системы и подчинять деятельность всех подсистем достижению этой цели. Этот принцип предполагает создание системы показателей, методов и моделей, которые соответствовали бы содержанию системы управления кластером в целом.
Принцип тотальных затрат предполагает учет всей совокупности издержек управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками по всей цепи управления инновационной деятельности.
Принцип глобальной оптимизации предполагает согласование локальных целей функционирования с деятельностью для достижения глобального оптимума всего кластера.
Принцип координации и интеграции предполагает достижение согласованного, интегрального участия всех элементов кластера в управлении материальными, информационными и финансовыми потоками при реализации целевой функции инновационной деятельности.
При анализе, синтезе и оптимизации процессов в системе управления инновационной деятельностью могут широко использоваться различные модели: математические, экономико-математические, имитационные и другие. Принцип комплексности предполагает разработку необходимого комплекса мер, обеспечивающих процесс управления инновационной деятельностью кластера: технических, экономических, организационных, правовых, кадровых. Принцип TQM – всеобщего управления качеством предполагает обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента РМК.
Потенциал кластеризации представляет собой наличие конкурентных преимуществ отрасли, предприятий и инфраструктурных организаций, находящихся на территории региона, возможность объединения этих преимуществ и их использования для повышения инновационной активности в отрасли, ее конкурентоспособности. Формирование кластера возможно при условии наличия в регионе научно-исследовательского центра, подготовки специалистов по прогрессивным направлениям развития науки и производства. В качестве таких центров, на наш взгляд, должны выступать ведущие университеты региона или национальные исследовательские университеты. Ведущие университеты – это вузы, которые одинаково эффективно ведут образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Такие университеты должны не только генерировать знания, но и обеспечивать эффективное внедрение технологий в экономику, проводить широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований, иметь высокоэффективную систему подготовки магистров и кадров высшей школы, развитую систему программ послевузовской переподготовки и повышения квалификации. На 2009 г. каждому национальному исследовательскому университету выделяется по 200 млн. руб., а с 2010 по 2013 гг. – ежегодно по 400 млн. руб. эти средства университеты могут использовать на закупку оборудования для оснащения научно-исследовательских лабораторий современным оборудованием, подготовку кадров, создания новых образовательных программ и на гранты для молодых ученых [28]. Оборудовав лаборатории, университеты смогут участвовать в федеральной целевой программе «Исследования и разработки» и других программах с гораздо большим потенциалом. В связи с тем, что бюджетные средства этим университетам будут выделяться только первые пять лет, а дальше они могут зарабатывать сами через различные программы, актуальным является и объединение их с предприятиями. На наш взгляд, здесь возникает обоюдовыгодная заинтересованность: с одной стороны университеты обеспечивают формировании интеллектуального капитала, интеллектуальной собственности, которая принесет прибыль путем воплощения в конкретные инновационные технологи, продукту, услуги, необходимые производству, а с другой стороны, предприятия смогут через их внедрение обеспечивать повышение своей конкурентоспособности. Кроме того, предложение инноваций будет опережать, или хотя бы соответствовать потребностям рынка, спросу на них, а не наоборот. Еще один не мало важный фактор - это подготовка высококвалифицированных специалистов, также в соответствии с потребностями экономики, конкретных предприятий, а не на перенасыщение рынка одними специалистами и отсутствием других (как это сложилось по некоторым специальностям в настоящее время, тем более не секрет, что на перспективные специальности, конкурс, проходной балл ниже, а, следовательно, поступают не самые лучшие абитуриенты).