Инновационная деятельность РМК представляет собой целенаправленную и организованную творческую деятельность, состоящую из совокупности различных видов работ, взаимоувязанных в единый процесс по созданию, производству и коммерциализации инноваций. Она направлена на использование результатов научных исследований и разработок, их коммерциализацию, т.е. эффективную реализацию на внутреннем и внешнем рынках. Инновационная деятельность состоит из целого комплекса научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые формируют инновацию и включает в себя изучение рынка с целью определения потребностей в инновациях, инновационный процесс, а также деятельность, связанную с распространением инновации.
Результативность способов и средств управляющего воздействия во многом определяется классификацией инноваций, самой классификационной схемой и научной обоснованностью ее.
Основоположник экономического описания инноваций Й. Шумпетер впервые выделил пять типов нововведений:
- использование новой техники или новых технологий производства и/или сбыта;
- внедрение новой продукции с новыми свойствами;
- использование нового сырья;
- изменения в организации производства и управления предприятием;
- появление новых рынков сбыта.
В соответствии с системой классификации инноваций, в основе которой лежит их влиянии на поведение социальной группы, предложенной Т. Робертсоном, новые продукты делятся на:
- непрерывные - модификация существующих продуктов, а не совершенно новое изделие;
- динамически непрерывные - создание нового продукта или вариация уже существующего, который не изменяет устоявшиеся схемы поведения потребителей при покупке и использовании товаров;
|
- прерывные - абсолютно новые товары, которые в корне меняют («прерывают») модели поведения покупателей.
Кроме того, существует классификация инноваций по отдельным сферам деятельности предприятия. Так, например, Бездудный Ф.Ф, Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. с этих позиций выделяют научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные, экономические и торговые инновации; Краюшкин О.В. – технологические, производственные, экономические, инновации [12]; Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. – технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления; Хучек М. - технические, технологические; организационные и экономические; общественные (внепроизводственные).
Завлин П.В., Казанцев А.К., Миндели Л.Э., на наш взгляд, предлагают наиболее полную классификацию инноваций:
- по степени радикальности: базовые (отраслеформирующие, проникающие в другие отрасли, основные); улучшающие (связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов); псевдоинновации (рационализирующие);
- по направленности воздействия на процесс производства: расширяющие (нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли рынка имеющихся базисных инноваций); рационализирующие (по сути близки к улучшающим); замещающие (предназначены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), основанными на выполнении тех же функций);
- по этапам жизненного цикла продукции: инновации на ранней стадии (от возникновения идей до ее технической проработки); на средней стадии (от технической до коммерческой проработки идей); на заключительной стадии (до массового производства);
|
- по отношению к разработке: инновации разработанные силами данного предприятия; инновации, разработанные внешними силами;
- масштабам распространения: для создания новой отрасли и для применения во всех отраслях;
- по роли в процессе производства: основные (продуктовые и технологические) и дополняющие (продуктовые и технологические);
- по месту в системе: на входе, на выходе, в структуре;
- по месту в производственном цикле: сырьевые, обеспечивающие, продуктовые;
- по новизне для рынка: мировые, в стране, в регионе, на данном предприятии;
- по охвату ожидаемой доли рынка: локальные, системные, стратегические;
- по потенциалу и степени новизны: радикальные, комбинированные, совершенствующие;
- по степени интенсивности инноваций: «бум», равномерные, слабые, массовые;
- по темпу осуществления: быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные, циклические;
- по масштабам: трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие;
- по преемственности: заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретроведения;
- по характеру удовлетворяемых потребностей: новые потребности, существующие потребности;
- по степени новизны: на основе научного открытия, на основе нового способа применения давно открытым явлениям;
- по времени выхода на рынок: инновации-лидеры, инновации-последователи;
|
- по причинам возникновения: стратегические, реактивные;
- по сфере приложения: научно-технические, социально-культурные;
- по предмету: продуктовые (новые продукты, новые материалы), рынки (новые сферы применения, новые рынки), процессы производства, управления и администрирования.
Фатхутдинов Р.А. классифицирует инновации по следующим признакам:
- уровень новизны: радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов) и ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т.д.);
- стадия жизненного цикла товара, на которых внедряется инновация или разрабатываются инновации, внедряемые на стадии: стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производств (включая тактический маркетинг), сервисного обслуживания, осуществляемого изготовителем или специализированной организацией;
- масштаб новизны: инновации новые в мировом масштабе (открытия, патенты, изобретения), новые в стране, новые в отрасли, новые для фирмы;
- отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация: в сфере науки, в сфере образования, в социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т.д.), в материальном производстве (промышленность строительств и т.д.);
- сфера применения: для внутреннего применения, для накопления на фирме, в основном для продажи;
- частота применения: разовые, повторяющиеся (диффузия);
- форма: открытия, изобретения, патенты; рационализаторские предложения; ноу-хау; товарные знаки, торговые марки, эмблемы; новые документы, описывающие технологические, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п.;
- вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации: научно-технический, социальный, экологический, экономический (коммерческий), интегральный;
- подсистема системы инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация: подсистема научного сопровождения, целевая подсистема, обеспечивающая подсистема, управляемая подсистема, управляющая подсистема.
Недостатком последних классификаций является признание инновациями различные по новизне товары и технологии, т.е. они могут быть новыми для отдельного предприятия и т.д. Однако, на наш взгляд, инновациями являются только те результаты, которые ранее не использовались и имеют новизну по всем параметрам.
Пригожин А.И. выделяет девять классификационных признаков:
- по типу новшеств: материально-технические (техника, технология, материалы), социальные, экономические, организационно-управленческие, правовые, педагогические;
- по инновационному потенциалу: радикальные (базовые), комбинаторные (использование различных сочетаний), модифицирующие (улучшающие, дополняющие);
- по принципу отношения к своему предшественнику: замещающие (вместо устаревшего), отменяющие (исключают выполнение операций), возвратные (к предшественнику), открывающие (новые, аналогов нет);
- по объему применения: точечные, системные (технологические, организационные и т.п.), стратегические (принципы управления производством);
- по социальным последствиям: вызывающие социальные издержки, новые виды монотонного труда, вредные условия и т.п.;
- по эффективности (целям): эффективность производства, эффективность управления, улучшение условий труда и т.д.;
- по особенностям механизма своего осуществления: единичные (на один объект), диффузные (на многие объекты), завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные;
- по особенностям инновационного процесса: внутриорганизационные, межорганизационые;
- по источнику инициативы: прямой социальный заказ, в результате изобретения.
Хучек М. предлагает классифицировать инновации с точки зрения:
- оригинальности характера изменений: оригинальные (творческие), неоригинальные (подражающие);
- степени сложности: несвязанные (мелкие усовершенствования), связанные (коллективный результат);
- отрасли хозяйства: материализованные (твердые), нематериализованные (мягкие, управленческие);
- степени новизны: новинки в мировом масштабе, новинки в стране или отрасли, новинки на предприятия;
- социально-психологических условий внедрения: рефлекторно осознаваемые, внедрение без длительного обдумывания, запланированные, внеплановые;
- по сфере применения: технические, технологические; организационные и экономические; общественные (внепроизводственные).
Горшков В.В. и Кретова Е.А. выделяют всего два классификационных признака: структурная характеристика инноваций (инновации на «входе» предприятия и инновации на «выходе»); целевые изменения (технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, инновации в области управления).
Уткин Э.А., Морозова Г.И., Морозова Н.И. предлагают классифицировать инновации по причине возникновения на реактивные и стратегические; с точки зрения предмета и сферы приложения – на продуктовые, рыночные и инновации-процессы; по характеру удовлетворяемых потребностей - ориентированные на существующие потребности, ориентированные на формирование новых потребностей [Цит. по 274]. На наш взгляд, последние две классификации ограничены и не дают представления о широте и возможностях инновационных процессов и инновационной деятельности. Кроме того, классификация инноваций на продуктовые, рыночные и инновации процессы не совсем обосновано, т.к. для любого предприятия, фирмы, общества большинство инноваций является прямо или опосредованно рыночным, дающим тот или иной эффект (прибыль, убыток, улучшение условий, экология и т.д.).
Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. предлагают классифицировать инноваций [8]:
- в зависимости от технологических параметров на продуктовое и процессные;
- по новизне – на новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране, новые для предприятия;
- по месту на предприятии – инновации на входе, инновации на выходе, инновации системной структуры;
- в зависимости от глубины вносимых изменений – радикальные (базовые), улучшающие, модификационные;
- по сфере деятельности: технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления.
Классификация инноваций по глубине вносимых изменений во многом дополняет рассмотренную выше и позволяет более детально проследить переходы от инноваций низкого уровня к инновациям более высокого уровня. Данная классификация предложена чехословацким экономистом Ф. Валентой [22]:
- инновации нулевого порядка (регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций);
- инновации первого порядка (изменение количественных свойств системы);
- инновации второго порядка (перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования);
- инновации третьего порядка (адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу);
- инновации четвертого порядка (новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений, первоначальные признаки системы не меняются, происходит некоторое улучшение их полезных свойств;
- инновации пятого порядка (новое поколение, меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется);
- инновации шестого порядка (новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа);
- инновации седьмого порядка: новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип).
Таким образом, проведенный анализ научной литературы, посвященной сущности инноваций и различных подходов к их классификации, применительно к инновационным процессам в РМК позволил выделить следующие основные группы инноваций, различающихся по:
- сфере приложения - научно-технические, организационно-экономические и социально-культурные;
- характеру удовлетворяемых потребностей - создающие новые потребности и развивающие существующие;
- предмету приложения - инновация-продукт, инновация-процесс, инновация-сервис, инновации-рынки;
- степени радикальности - базисные, системные, прирастающие, псевдоинновации;
- глубине изменений - регенерирование первоначальных свойств, количественные изменения, адаптивные изменения, новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род;
- причинам возникновения - стратегические и реактивные (адаптивные);
- характеру воздействия на рыночно-технологические возможности предприятия - архитектурные, революционные, нишесоздающие, регулярные;
- масштабам распространения - применяемые только в машиностроении и применяемые и в других отраслях;
- роли в процессе производства - основные и дополняющие;
- характеру связи с научным знанием - восходящие и нисходящие.
Первые две группы инноваций не нуждаются в дополнительном объяснении. Что касается некоторых других групп, то содержание входящих в них инноваций требует, на наш взгляд, комментария.
Инновация-продукт — это новшество, имеющее физическую форму готового, принципиально нового или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме (прежде всего в форме товара) за пределы предприятия. Этот тип инноваций требует значительных инвестиций, так как разработка новых продуктов предполагает проведение НИОКР, разработку инноваций-процессов.
Инновация-процесс - это техническое, производственное и управленческое усовершенствование, снижающее стоимость производства существующего продукта. Данные инновации менее рискованны, чем продуктовые, а в ряде случаев являются и менее капиталоемкими.
Инновация-сервис - инновация, связанная с обслуживанием процессов использования продукта за пределами машиностроительного предприятия.
Инновации-продукты и инновации-процессы тесно связаны и могут переходить друг в друга. Так, разработанные оборудование и инструмент, применяющиеся при производстве товарной продукции внутри предприятия и не выходящие за его пределы, являются инновациями-процессами. Если эти оборудование и инструмент продаются на сторону, то они становятся инновациями-продуктами.
Рассмотрим другой подход классификации инноваций с делением их на базисные (радикальные), системные, улучшающие (прирастающие), псевдонововведения.
Базисные инновации - это инновации, возникшие на базе крупных изобретений, дающие начало новым, ранее неизвестным продуктам или процессам, основанным на новых научных принципах. Базисные инновации требуют наибольших инвестиций, процесс их разработки является длительным, а их коммерциализация приводит к появлению новых технологических укладов.
Системные инновации представляют собой новые функции посредством объединения составных частей радикальных инноваций новыми способами. Улучшающие инновации - это малые, но важные улучшения продуктов, процессов, сервиса. Прирастающие инновации продолжают техническое улучшение и распространяются на приложения радикальных и системных инноваций. Псевдоинновации - это внешние изменения продуктов или процессов, не приводящие к изменению их потребительских характеристик.
Внедрение инноваций оказывает влияние на продуктово-техно-логические и рыночные возможности предприятия. Инновации могут сохранять или разрушать эти возможности. В связи с этим можно выделить четыре типа инноваций: архитектурные, революционные, нишесоздаюшие и регулярные [11].
Архитектурные инновации - это инновации, приводящие к устареванию существующих технологий и продуктов, а также рыночно-потребительских связей.
Революционные инновации приводят к устареванию продуктово-технологических возможностей, но не разрушают рыночно-продуктовые связи. Данный тип инноваций революционизирует традиционные рынки.
Нишесоздающие инновации сохраняют продуктово-технологические возможности, но разрушают существующие рыночно-потребительские связи. Они создают новые рыночные ниши для существующих технологий и продуктов.
Регулярные инновации консервируют как продуктово-технологические возможности, так и рыночные связи. Данный тип инноваций имеет место тогда, когда происходит совершенствование продуктов и технологий, например, с помощью прирастающих инноваций, которые приводят к закреплению предприятий на старых рынках. Описанные выше четыре типа инноваций можно схематично представить в матричном виде (табл. 3).
Таблица 3 Рыночная продуктово-технологическая классификация инноваций
Рыночные связи | Продуктово-технологические возможности | |
Сохранение | Регулярные | Революционные |
Разрушение | Нишеобразующие | Архитектурные |
Выделенные по причинам возникновения реактивные инновации - это инновации, обеспечивающие выживание предприятия, как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом, т. е. эти инновации предприятия вынуждено произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Стратегические инновации - это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые. По роли в процессе производства можно выделить основные и дополняющие. Основные продуктовые создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей; дополняющие продуктовые инновации расширяют рынок в соответствующих областях. Основные технологические инновации составляют базис крупных технологических систем, а дополнительные технологические инновации развивают имеющиеся базисные технологии.
По масштабам распространения могут быть выделены инновации, ставшие основой для машиностроения, и инновации, которые находят применение во всех отраслях. Как правило, эти два типа инноваций во времени следуют друг за другом.
Восходящие инновации создаются на основе новых знаний, нисходящие инновации имеют в своей основе имеющуюся базу знаний и их коммерциализацию. Можно также говорить об инновациях, вытекающих из знаний, и инновациях, происходящих из практической деятельности [19].
Таким образом, наиболее традиционным подходом к типологии инноваций является разделение их на инновации-продукты и инновации-процессы. Также общепринято разделение инноваций на технологические (относятся как к изменениям свойств материи, так и к сфере услуг) и организационные. Последние часто связаны с образованием, подготовкой и использованием рабочей силы.
По своему технико-экономическому содержанию инновации могут быть радикальными (принципиальными, революционными) и эволюционными (постепенными, модернизационными). Кроме того, методически полезно инновации разделить на непрерывные и скачкообразные, или прерывистые. Последняя классификация связана с понятием «продуктовая платформа», т.е. «набор подсистем и интерфейсов, которые формируют базовую структуру, позволяющую эффективно разрабатывать и выпускать поток производственных продуктов» [21]. Продуктовая платформа – это некий базовый набор потребительских свойств, который позволяет в дальнейшем его значительно дифференцировать путем сочетания стандартных и изменяемых элементов продукции и услуг. В рамках одной продуктовой платформы возможно широкое разнообразие конкретных изделий, которые позволяют осваивать дифференцированные сегменты рынка и существенно снижать производственные и сбытовые издержки.
Понятие «продуктовая платформа» применимо для инновационных процессов РМК, т.к. инновации в рамках одной продуктовой платформы рассматриваются как непрерывные, создание новой продуктовой платформы и выпуск ее на рынок - как прерывистые.
В последнее время этот набор критериев дополняется новыми, которые еще окончательно не утвердились в научной литературе. Так, М. Портер и Г. Бонд предлагают подразделять инновации на восходящие (upstream) и нисходящие (downstream) [41]. Первые тесно связаны с научными исследованиями, вторые - с процессом коммерциализации. Соответствующим образом предлагается разделять и факторы, формирующие инновационную среду.
Д. Спенер использует другой подход: инновации «вытекающие из знаний» (knowledge-driven) и «управляемые использованием» (use-driven). Одни и те же организации используют оба источника, но они мотивируются сильно отличающимися целями. В одном случае необходим другой подход, чтобы решить проблему, в другом необходимо полностью новое знание [18].
Схематично эти подходы представлены на рис. 8.
В рамках процесса восходящих нововведений идеи трансформируются в технологические возможности, представленные в виде прототипов продуктовых концепций или платформ. После создания технологической базы это знание, взаимодействуя с исследованиями рынка, в ходе нисходящих инноваций превращается в коммерческую продукцию или услуги.
Приведенные точки зрения уточняют подходы к достаточно традиционной для теории инноваций дискуссии об их первопричинах. В качестве таковых рассматриваются либо «технологический толчок» (technology push), либо «вызов спроса» (demand pull). Соответственно тому, какой из указанных стимулов является ведущим, используется разделение на «нововведения предложения» и «нововведения спроса». Согласно, например, Й. Шумпетеру и его сторонникам (К. Фриман, Н. Розенберг, Р. Нельсон, А. Филипс и др.), исходными являются научно-технические предпосылки, в то время как И. Шмуклер, Г. Менш, Э. Вонхиппель и другие полагают, что определяющим является спрос. На наш взгляд, в практике существуют и те и другие. Первые формируют спрос, а вторые возникают в качестве обратной волны на запросы потребителей.
Эволюционные нововведения происходят непрерывно. Со второй половины XX века частота их возрастала, поскольку они появляются в результате целенаправленно организованных исследований и разработок. Они часто являются и следствием идей и предложений, поступающих из сферы производства, сбыта, потребления. Особенности современной конкуренции (научно-техническое соперничество, расширение масштабов глобального переплетения экономик, наличие достаточно широкого набора альтернативных вариантов удовлетворения потребностей) приводят к сокращению жизненных циклов, прежде всего, нововведений модернизационного характера. Значение эволюционных нововведений чрезвычайно велико, хотя часто каждое из них само по себе дает относительно небольшой полезный эффект. Они служат важным источником роста производительности труда, экономии ресурсов и повышения качества. Их роль в увеличении экономической эффективности радикальных нововведений сразу после создания последних становится определяющей.
Каждую из рассмотренных классификаций инноваций, на наш взгляд, в той или иной мере можно считать справедливой. Довольно часто в практике ведущих развитых стран для определения инноваций применяется следующая простая схема ответов на вопросы: Что производится? Как производится? Для кого производится? В зависимости от ответов на них формируется та или иная классификация инноваций, с точки зрения того, что они изменяют на предприятии. Как правило, это предполагает четыре основных вида инноваций: инновации продукции; инновации процессов (технологические); инновации персонала (человеческого фактора); инновации управленческой деятельности.
Применительно к РМК основу инновационной политики должны создавать инновационные технологии и инновационная продукция. Это залог конкурентоспособности и экономического роста. Но главным по значимости считаются управленческие инновации, так как именно они создают предпосылки для осуществления всех остальных видов инноваций.
Если на ранних этапах проведения инноваций главная цель предприятия состояла в поиске рыночной «ниши» и достижении минимально необходимого уровня конкурентоспособности производимой продукции, то в настоящее время акцент смещается на «закрепление» достигнутых результатов и позиций на рынке, прежде всего, путем повышения качества продукции и производства таких изделий, которые по своим характеристикам не уступают зарубежным аналогам.
В соответствии с этим, на наш взгляд, применительно к РМК инновациями являются создание и использование новых или усовершенствованных технологий, технологических методов и средств при:
- производстве продукции производственно-технического и научно-технического назначения, материалов и конструкций;
- ремонте технологического оборудования, изготовлении и реализации техоснастки и нестандартного оборудования;
- диагностике, сервисном обслуживании и ремонте продукции предприятия;
- оказании различных услуг юридическим и физическим лицам;
- торгово-закупочной и коммерческо-посреднической деятельности;
- производстве пуско-наладочных, ремонтных, проектно-сметных и конструкторских работ;
- информационном обслуживание посредством вычислительной техники;
- управлении и других сферах деятельности направленной на обеспечение и повышение качества продукции, сокращение удельных затрат на производство продуктов, выпуск новых продуктов;
- проведении экологических мероприятий;
- обеспечении социальных условий на производстве.
Обобщая все вышеизложенное, на наш взгляд, можно предложить следующую классификацию инноваций РМК (табл. 4).
Таблица 4 Классификация инноваций РМК
Классификационный признак | Классификационные группировки инноваций |
тип инновации | - продуктовые (новые продукты, услуги); - процессные (технологии, организация производства, управленческие процессы, экологические, условия труда) |
инновационный потенциал | - радикальные (базовые); - комбинаторные (использование различных сочетаний); - модифицирующие (улучшающие, дополняющие) |
отношение к своему предшественнику | - замещающие (вместо устаревшего); - отменяющие (исключают выполнение операций); - возвратные (к предшественнику); - открывающие (новые, аналогов нет) |
цель | - повышающие эффективность производства; - повышающие эффективность управления кластером; - улучшающие условия труда; - повышающие уровень подготовки специалистов |
сфера деятельности РМК | - научные; - технические; - технологические; - конструкторские; - производственные; - управленческие; - информационные; - снабженческо-сбытовые; - социальные; - экологические; - юридические |
место в РМК | - внутриуниверситетские - обслуживающие организации; - производственные организации; - организации-потребители; - внутрикластерные; - оказывающие влияние на организации за пределами кластера |
стадии жизненного цикла товара, на которых внедряется инновация | - на стадии стратегического маркетинга; - на стадии НИОКР; - на стадии организационно-технологической подготовки; - на стадии производства; - на стадии сервисного обслуживания, осуществляемого изготовителем |
место возникновения | - внутри РМК (университет, НИИ, специализированные фирмы, малые научные предприятия, технопарки, бизнес-инкубаторы и т.д. – элементы РМК); - вне РМК (организации, не входящие в РМК, у которых могут приобретаться патенты) |
масштаб распространения | - применяется только в РМК; - применяется и в других организациях, не входящих в РМК |
степень новизны | - на основе научного открытия; - на основе нового способа применения давно открытого явления |
временной параметр | - стратегические; - тактические; - реактивные |
форма | - открытия, изобретения, патенты; - рационализаторские предложения; - ноу-хау; - товарные знаки, торговые марки, эмблемы; - новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п. |
вид эффекта, полученного в результате внедрения | - научно-технический; - социальный; - экологический; - экономический (коммерческий); - интегральный |
характер удовлетворения потребностей | - удовлетворение существующих потребностей; - формирование новых потребностей |
потребности в инвестициях | - требующие инвестиций; - не требующие инвестиций |
форма инвестиций | - финансовые средства (собственные средства предприятия; кредиты банков; бюджетное; средства венчурных и других фондов; смешанное финансирование); - лизинг; - франчайзинг; - форфейтинг |
Классификация инноваций по предлагаемым признакам позволит, на наш взгляд:
- осуществлять «привязку» к типу инноваций того или иного вида стратегии, иными словами - тип инновационной стратегии любого уровня зависит от преобладающего типа инноваций;
- конструировать экономические механизмы и организационные формы управления в зависимости от типа инноваций;
- определять положение, формы реализации и продвижения на рынке, которые неодинаковы для различных типов инноваций;
- формировать инвестиционную политику инновационной деятельности РМК.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенное в первой главе исследование, позволяет сделать следующие выводы:
- кластер представляет собой индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой и выступающих альтернативой секторальному подходу. Кластер позволяет получать положительный синергетический эффект за счет территориальной агломерации, т.е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах, диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и развития бизнеса. При этом отсутствуют границы между секторами и видами деятельности, и все они рассматриваются во взаимосвязи;
- проведенный анализ и систематизация научной литературы позволили определить региональный машиностроительный кластер как устойчивый постоянно развивающийся элемент национальной инновационной системы, дающий синергетический эффект и включающий машиностроительные и взаимосвязанные с ними предприятия, а также организации научной и учебной сферы, малые инновационные предприятия, деятельность которых направлена на проведение прикладных исследований, разработку, внедрение и коммерциализацию инноваций;
- признаками регионального машиностроительного кластера: производственно-технологическая взаимосвязь предприятий, формирующих кластер; территориально-производственная общность взаимосвязей; наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей трансфер знаний и технологий; гибкость состава и структуры, отсутствие жестких формальных ограничений и барьеров, препятствующих расширению и сужению кластера; открытость кластера как системы;
- предложена классификация РМК по следующим признакам: построение, эволюция процесса образования, степень развития, жизненный цикл, структура управления, глубина и сложность связей, структура взаимодействия элементов кластера, зависимость от интеграции производственных процессов, организация и степень развития межфирменных связей, участие государства, форма собственности, источники финансирования;
- определены следующие принципы формирования РМК: государственно-частного партнерства, системность, целеполагание, организационные принципы, ресурсная обеспеченность;
- механизмами кооперации в РМК являются: затратно-распределительный, кредитно-кооперационный, налогово-оптимизационный, инновационный, информационный;
- механизм формирования регионального машиностроительного кластера представляет собой совокупность законодательных, нормативно-правовых, организационных и экономических методов, инструментов и средств, обеспечивающих трансформацию взаимоотношений предприятий, учреждений и организаций как элементов кластера, с целью развития инновационной активности и повышения конкурентоспособности как каждого участника, так и региона в целом;
- обосновано, что центром (ядром) РМК должен выступать национальные исследовательские университеты, что обеспечит непрерывность инновационного процесса;
- применительно к РМК под инновацией следует понимать результат научно-исследовательской, научно-технической и творческой деятельности, являющийся объектом интеллектуальной собственности, и направленный на совершенствование процесса производства и управления на предприятии. На машиностроительном предприятии можно выделить следующие инновации: технико-технологические, проявляющиеся в форме новых продуктов, технологий их изготовления, средств производства; организационные, выступающие в качестве новых форм и методов организации процессов воспроизводства; управленческие, проявляющиеся в изменении состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированного на замену элементов системы управления (или всей системы в целом); экономические, фиксирующие положительные изменения в системе экономических отношений на машиностроительном предприятии; социальные, проявляющиеся в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения продуктивных стимулирующих и мониторинговых систем на предприятии; экологические, предотвращающие негативное воздействие деятельности всех элементов РМК на окружающую среду и улучшающие ее;
- инновационная деятельность РМК представляет собой целенаправленную и организованную творческую деятельность, состоящую из совокупности различных видов работ, взаимоувязанных в единый процесс по созданию, производству и коммерциализации инноваций. Она включает в себя изучение рынка с целью определения потребностей в инновациях, инновационный процесс, а также деятельность, связанную с разработкой и распространением инноваций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч. М.: Экономика и финансы АКДИ, 2003 г.
2. Балабанов И. Т. Финансовый менеджмент. - М.:Финансы и статистика, 2006 г.
3. Ефимова О. В. Финансовый анализ - М.: Бухгалтерский учет, 2003 г.
4. Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. - М.: Финансы и статистика, 1996.
5. Холт Роберт Н. Основы финансового менеджмента. - Пер. с англ. - М.: Дело, 1993.