Воображение
1) Воображение относится к высшим познавательным психическим процессом.
Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воображение – это создание новых образов на основе старых восприятий.
Воображение – это отношение человека к будущему
Воображение позволяет представить результат труда до его начала
Воображение тесно связано с мышлением. Связь в том, что оба эти процесса возникают в проблемной ситуации
Воображение — это опережающее отражение действительности
Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не воспринимавшиеся человеком в действительности.
Сущность воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как субъекта деятельности.
Воображение есть только у человека. Оно родилось и связано с трудом.
«Сознание не только отражает мир, но и творит его», - В.И. Ленин
Воображение взаимосвязано со всеми психическими процессами и сторонами личности.
Существуют различные виды воображения.
- По степени активности воображение может быть пассивным и активным.
Пассивное воображение не стимулирует человека к действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами. Примерами пассивного воображения могут стать грезы, сновидения, галлюцинации.
Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности. Ярким проявлением активного воображения является мечта.
|
Воображение различным образом связано с волей человека, на основании чего выделяются непроизвольное и произвольное воображение.
- По связи с прошлым опытом выделяют два вида активного воображения: воссоздающее, творческое.
Воссоздающее воображение — это создание образов на основании прошлого опыта, где лишь часть образа отличается новизной.
Творческое воображение — создание абсолютно новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опоре на прошлый опыт.
Приемы создания творческих образов
Создание образов воображения осуществляется посредством сложных процессов переработки актуально воспринимаемой информации и представлений памяти. В отличие от мышления в воображении человек более свободно обращается с элементами предметов, воссоздавая новые целостные образы.
- Достигается это с помощью комплекса специфических для воображения процессов. Основными из них являются преувеличение (гиперболизация) и преуменьшение реально существующих объектов или их частей (например, создание образов великана, джина или Дюймовочки);
- акцентирование — подчеркивание или утрирование реально существующих объектов или их частей (например, длинный нос Буратино, голубые волосы Мальвины);
- агглютинация — соединение различных, реально существующих частей и свойств объектов в необычных сочетаниях (например, создание вымышленных образов кентавра, русалки).
|
Воображение теснейшим образом связано с творческой деятельностью, которая всегда направлена на создание нового — материальных ценностей, научных идей или художественных образов.
Существуют различные виды творчества. Ни один из них не возможен без участия воображения. Ученому воображение помогает увидеть изучаемое явление в новом свете.
У всех людей способности к творчеству различны. Они могут определяться: врожденными задатками, особенностью окружающей среды, условиями обучения и воспитания. В широком смысле способность к творчеству обозначается термином «креативность».
Креативность может характеризовать личность в целом, отдельные ее стороны, продукты деятельности или процесс их создания. Все основные достижения людей, преобразующие мир, есть результат их креативности, реализации творческого потенциала.
Сущность креативности в самом общем понимании состоит в ярко выраженной индивидуальности человека, в отходе от стереотипных форм поведения, в желании и готовности всегда идти своим путем.
Таким образом, воображение и творчество являются основой более высокой ступенью познания реальности. Суть творческой деятельности состоит не просто в глубоком осмыслении реальности, но ее преображении и создании нового. Творческая деятельность основана на работе воображения, а особенности развития воображения включаются в понятие креативность, характеризующее свойство личности.
|
Итог: можно сказать, что познание окружающей реальности строится постепенно на основании разных психических процессов.
Первичной ступенью является чувственное познание отдельных свойств и целостных образов предметов или явлений. Здесь ведущую роль играют элементарные психические процессы ощущений и восприятий.
Второй ступень познания является мышление. Оно позволяет вскрыть суть и взаимосвязи предметов и явлений действительности. Поэтому мышление называют высшей ступенью познания – рационального познания.
Внимание и память связывают эти две ступени познания в единый процесс познания реальности и являются неотъемлемыми условиями протекания психической познавательной активности.
Третья, наивысшая ступень познания реальности связана с работой воображения и творчеством. Они позволяют человеку развиваться как социальному существу, позволяют расширять границы своей адаптивности при взаимодействии со средой.