2.1 Обязательная сертификация
Со дня вступления Федерального закона Российской Федерации (ФЗ) "О техническом регулировании" прекратили свое действие законы РФ "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг". Под этим следует понимать, что ФЗ подчиняет себе сферы распространения ранее действовавших законов РФ "О стандартизации" и "О сертификации …" при этом вносит в эти сферы, которые теперь становятся одной сферой технического регулирования, дополнительные изменения.
Следует выделить три области распространения технического регулирования. Во - первых, это область обязательных требований к продукции, которые до 2003 г. устанавливались, как правило, в государственных стандартах (ГОСТ) и назывались обязательными требованиями ГОСТ. В настоящее время обязательные требования к продукции устанавливаются техническими регламентами (новый для нашей страны нормативный документ).
Во-вторых, это область требований к продукции на добровольной основе, которые устанавливаются стандартами (национальными или международными). Ранее "рекомендуемые" требования к продукции также приводились в государственных стандартах (ГОСТ). В-третьих, это регулирование отношений в области оценки соответствия. Понятие "оценка соответствия" имеет более широкий смысл, чем "сертификация продукции и услуг". Сейчас сертификация – одна из форм подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.
|
Перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации, был утвержден Постановлением Правительства РФ, на основании которого Госстандартом России была разработана "Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация". В этом документе вся продукция представлена кодами Общероссийского классификатора продукции и указаны пункты обязательных требований государственных стандартов, которым она должна соответствовать. Обязательная сертификация продукции на соответствие требованиям технических регламентов осуществляется аналогично применявшейся до 2003г. обязательной сертификации продукции на соответствие требованиям государственных стандартов, но сократилось. Номенклатура продукции и услуг, в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация". Это объясняется тем, что обязательное подтверждение соответствия части продукции теперь осуществляется в форме декларирования соответствия.
Все, что не входит в номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации и декларированию соответствия подвергается добровольной сертификации.
Со дня вступления в силу Федерального закона услуги не являются объектом обязательного подтверждения соответствия, а также обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции.
|
Применительно к обязательной сертификации услуг это означает следующее.
Если в договоре на сертификацию услуг заявителя с органом по сертификации проведение инспекционного контроля не было предусмотрено, то возможны две ситуации:
- заявитель отказывается от проведения инспекционного контроля, (это означает нарушение условий договора, что регулируется на основании гражданского кодекса Российской Федерации);
- заявитель согласен на проведение инспекционного контроля (в этом случае инспекционный контроль подтверждает, что сертификационная услуга продолжает соответствовать требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована).
Порядок передачи сведений о выданных сертификатах соответствия в единый реестр выданных сертификатов устанавливается федеральным законом исполнительной власти по техническому регулированию.
Отсюда следует, что такой порядок носит чисто рекомендательный характер и поэтому не понятно как в этой связи можно быть "ответственным за выполнение полученных задач".
При сертификации проводится квалификационная оценка соответствия экспертами.
Следует указать на принципиальное отличие экспертизы от процесса сертификационных испытаний. Задачей экспертизы является не оценка на соответствие конкретным стандартам или нормативным документам, т.е. уровня определенного качества, а отнесение какой-либо продукции к определенному типу или виду, учитывая специфику предметной области и новизну задачи. При этом многие наименования показателей качества в сертификате соответствия и в протоколе технологических испытаний при экспертизе могут пересекаться и совпадать: эффективность, надежность, сопровождаемость, показатели универсальности и другие.
|
2.1.1 Организация обязательной сертификации
Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Орган по сертификации:
- привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном правительством Российской Федерации (далее – аккредитованные испытательные лаборатории (центры));
- осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;
- ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;
- информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
- приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия;
-обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;
- устанавливает стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством Российской Федерации методики определения стоимости таких работ.
Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр выданных сертификатов соответствия.
Порядок ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия, порядок предоставления содержащихся в едином реестре сведений и порядок оплаты за предоставление содержащихся в указанном реестре сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок передачи сведений о выданных сертификатах соответствия в единый реестр устанавливается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
2.1.2 Испытания продукции
Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями, (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе.
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.
2.1.3 Знак обращения на рынке
Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.
Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом.
Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.
2.1.4 Схемы сертификации продукции
Схемы сертификации продукции, применяемые в Российской Федерации, разработанные с учетом рекомендаций ИСО/МЭК, приведены в таблице № 1.
Таблица № 1
Номер схемы | Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях и другие способы доказательства | Проверка производства (системы качества) | Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства) |
I | |||
Испытание типа | ~ | ~ | |
1a | То же | Анализ состояния производства | |
-"- | - | Испытания образцов, взятых у продавца | |
2а | -"- | Анализ состояния производства | Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства |
-"- | - | Испытания образцов, взятых у изготовителя | |
За | -"- | Анализ состояния производства | Испытания образцов, взятых у изготовителя, Анализ состояния производства |
Испытание типа | - | Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя | |
4а | -"- | Анализ состояния производства | Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя |
-"- | Сертификация производства или сертификация системы качества | Контроль сертифицированной системы качества (производства). Испытания образцов, взятых у продавца и(или) у изготовителя | |
Рассмотрение декларации о соответствии (с прилагаемыми документами) | Сертификация систем качества | Контроль сертифицированной системы качества (производства) | |
Испытание партии | - | - | |
Испытание каждого образца | - | - | |
Рассмотрение декларации о соответствии (с прилагаемыми документами) | - | - | |
9а | То же | Анализ состояния производства | - |
- | - | Испытания образцов, взятых у изготовителя и у продавца | |
10а | - | Анализ состояния производства | Испытания образцов, взятых у изготовителя и у продавца. Анализ состояния производства |
Из таблицы видно, что в качестве способов доказательства используют: испытание типа, проверку производства, инспекционный контроль и рассмотрение декларации о соответствии (с прилагаемыми документами).
Один или совокупность нескольких способов доказательства определяют содержание схемы определенного номера.
Содержание способов доказательства сводится к следующему. Испытаниетипа, т. е. испытание одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями. В схеме 7 производится испытание партии продукции, которая отбирается с использованием метода статистического контроля, а в схеме 8 испытанию подвергается каждая единица продукции, т. е. имеет место ужесточение контроля испытаний при переходе от схемы 1 к схеме 5.
Проверкапроизводстваприменяется тогда, когда для объективной оценки качества недостаточно испытаний, а необходим анализ технологического процесса для оценки стабильности качества продукции. Этот способ доказательства является главным для оценки производства скоропортящейся продукции, так как сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в ИЛ.
Наиболее высокая надежность проверки производства достигается при сертификации системы качества (схемы 5 и 6).
Инспекционныйконтроль(ИК)предусмотрен в большинстве схем. ИК проводят после выдачи сертификата. Он может проводиться в форме испытания образцов (схемы 2, 2а, 3, За, 4, 4а) либо в форме контроля сертифицированной системы качества (производства).
Рассмотрение заявки-декларации— это способ доказательства, который представляет первая сторона-изготовитель. Заимствован и введен из практики сертификации в ЕС. Способ заключается в том, что руководитель предприятия представляет в орган по сертификации заявку-декларацию с приложением к ней протоколов испытаний, а также информации об организации на предприятии контроля качества продукции. Этот способ находит применение при сертификации продукции зарубежных изготовителей, имеющих высокую репутацию на рынке, а также при сертификации продукции малых предприятий, продукции, например, фермеров и т. п.
Область применения и содержание схем сертификации, приведенных в таблице 1, сводится к следующему.
Схема1ограничивается испытанием в аккредитованной лаборатории типа, т. е. типового образца, взятого из партии товара. Схема применяется для изделий сложной конструкции.
Схема1авключает дополнительно к схеме 1 анализ (оценку) состояния производства.
Схема 2 усложняется, так как помимо испытания образца, после чего заявитель получает сертификат соответствия, в ней предусмотрен инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, находящейся в торговле. Для этого образцы отбираются в торговых организациях и подвергаются испытаниям в лаборатории.
Схема2асодержит дополнение к схеме 2 — анализ (оценку) состояния производства до выдачи сертификата.
Схема 3предусматривает испытание образца, а после выдачи сертификата — инспекционный контроль путем испытания образца, отбираемого на складе готовой продукции предприятия-изготовителя перед отправкой потребителю. Образец подвергается испытанию в лаборатории.
Схема Запредусматривает испытание типа и анализ (оценку) состояния производства до выдачи сертификата, а также инспекционный контроль по схеме 3.
Схема 4состоит в испытании типового образца, как в предыдущих схемах, с усложненным инспекционным контролем: образцы для контрольных испытаний отбираются как со склада изготовителя, так и у продавца.
Схема 4ав дополнение к схеме 4 включает анализ состояния производства до выдачи сертификата соответствия на продукцию.
Схема 5самая сложная. Она включает испытание типового образца, проверку производства путем сертификации системы обеспечения качества, либо сертификацию самого производства, более строгий инспекционный контроль, который проводится в двух формах: как испытание образцов сертифицированной продукции, отобранных у продавца и у изготовителя и, в дополнение к этому, — как проверка стабильности условий производства и действующей системы управления качеством.
Схема 6подтверждает выгодность для предприятия иметь сертификат на систему качества. Дело в том, что эта схема заключается в оценке на предприятии действующей системы качества органом по сертификации, но если сертификат на систему качества предприятие уже имеет, ему достаточно представить заявление-декларацию. Заявление-декларация регистрируется в органе по сертификации и служит основанием для получения лицензии на использование знака соответствия.
Схема 7заключается в испытании партии товара. Это значит, что от партии товара, изготовленной предприятием, отбирается по установленным правилам средняя проба (выборка), которая проходит испытания в лаборатории с последующей процедурой выдачи сертификата. Инспекционный контроль не проводится.
Схема 8состоит из испытания каждого изделия, изготовленного предприятием, в испытательной лаборатории и дальнейшего принятия решения, органом по сертификации о выдаче сертификата.
Схема 9-10аопирается на заявление-декларацию изготовителя с последующим инспекционным контролем за сертифицируемой продукцией. Такой принцип сертификации подходит для небольших предприятий и товаров, выпускаемых малыми партиями. В отдельных случаях предусматривается анализ состояния производства. Заявление-декларацию подписывает руководитель предприятия, прилагает протокол испытаний продукции на предприятии, информацию о надежности системы контроля качества ее при производстве. Документы рассматривает орган по сертификации однородной продукции, который принимает решение о возможности признания заявления-декларации и выдаче сертификата соответствия.
2.1.5 Порядок обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции
Заявители при обращении в аккредитованный орган по сертификации информируются о порядке отбора образцов, объеме выборки, нормативных документах, на основании которых производится отбор, и о порядке обращения (движения) образцов в процессе сертификации в данном органе по сертификации.
Отбор образцов проводят в соответствии с Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации и оформляют актом. Отобранные образцы изолируют от основной продукции, упаковывают, пломбируют, или опечатывают на месте отбора.
На всех стадиях хранения, транспортирования и подготовки образцов к испытаниям, а также в процессе испытаний должны соблюдаться требования, установленные в нормативных документах на продукцию (в том числе в инструкции по эксплуатации конкретной продукции); нарушение которых может привести к порче образцов или выходу их из строя.
При сертификации продукции у заявителя-изготовителя в присутствии его представителя отбирают образцы готовой продукции, проверенной и принятой соответствующими службами и должностными лицами организации-изготовителя и подготовленной для использования (реализации) по назначению.
Отпуск отобранных образцов продукции оформляется в установленном в организации порядке.
При сертификации продукции заявителя-продавца отбор образцов продукции проводится в присутствии заявителя или его представителя, а для импортной продукции, не прошедшей сертификацию до поступления на таможню, отбор образцов для испытаний проводится в присутствии также должностных лиц таможенных органов.
Все этапы движения образцов продукции в ходе работ по сертификации регистрируются в журнале и подтверждаются подписью лиц, ответственных за отбор и хранение образцов.
По окончании испытаний не использованные в процессе испытаний пробы (или остатки проб) возвращаются заявителю с оформлением определяемым порядком сертификации однородной продукции.
В случаях, когда при испытаниях отобранные образцы израсходованы или приведены в непригодное для дальнейшего использования по прямому назначению состояние, составляется акт на их списание.
Акт составляется представителем заявителя и руководителем лаборатории или лицами, ими уполномоченными.
Испытательная лаборатория (центр) или орган по сертификации, если это установлено порядком сертификации однородной продукции, может включить в отбираемую для сертификационных испытаний выборку дополнительно по одному образцу каждого вида продукции (кроме скоропортящейся) для хранения их в лаборатории (органе) в качестве контрольных экземпляров с целью сохранения наглядности сертифицированной продукции при возможном в дальнейшем возникновении необходимости ее идентификации и (или) внешнего описания. Лаборатория (орган) обеспечивает условия хранения контрольных образцов, установленные нормативными документами на данную продукцию.
Срок хранения контрольных образцов или испытываемых образцов в лаборатории (органе) должен соответствовать сроку действия сертификата по истечении которого образцы возвращаются заявителю. Срок хранения, требования к маркировке образцов, порядок их возврата и списания - устанавливаются в документах лаборатории (органа) (руководстве по качеству),и по каждой конкретной заявке эти условия согласовываются с заявителем.
Отбор образцов при инспекционном контроле за сертифицированной продукцией должен осуществляться аккредитованной лабораторией или органом в соответствии с порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации, а их обращение — в соответствии с настоящим документом.
2.1.6 Порядок проведения сертификации продукции
Бланки для проведения сертификации продукции расположены в приложении А "Методическое указание по сертификации продукции"
Орган по сертификации рассматривает заявку на продукцию и приложенные к заявке документы. Срок рассмотрения заявки три дня.
2.1.6.1 Принятие решения по заявке
Решение по заявке содержит все основные условия сертификации, указывается схема сертификации, перечень документов, которые должен представить заявитель, перечень испытательных лабораторий, в которых будут проводиться испытания продукции. Выбор конкретной испытательной лаборатории осуществляет заявитель.
2.1.6.2 Заключение договора на сертификацию
Заключается договор на проведение работ по сертификации, в котором оговариваются условия, сроки и сумма оплаты работ по сертификации.
2.1.6.3 Идентификация образцов
Перед проведением сертификационных испытаний орган по сертификации проводит идентификацию заявленной продукции:
- на соответствие наименованию, применению соответствующих тканей (материалов), правильности маркировки и состава сырья материала и представленным заявителем документам;
- на принадлежность к заявляемой партии, на законность ее производства;
- при недостаточности или ненадежности полученной документальной информации для идентификации продукции орган по сертификации по согласованию с заявителем назначает проведение дополнительных испытаний продукции по показателям идентификации и физико-химическим показателям во время проведения сертификационных испытаний.
Идентификация проводится по признакам, параметрам, показателям и требованиям, которые в совокупности достаточны для подтверждения соответствия конкретной продукции образцу и техническому описанию.
Если в результате идентификации установлено, что продукция не соответствует заявленному наименованию, то заявитель извещается о том, что дальнейшие работы по сертификации проводиться не будут.
Результаты идентификации оформляются отдельным протоколом (Приложение А "Методическое указание по сертификации продукции"). Для проведения испытаний отбираются типовые представители. Типовые представители формируются исходя из: наименования продукции; половозрастной принадлежности; состав сырья.
2.1.6.4 Отбор образцов
Отбор образцов для целей сертификации осуществляется соответствии с требованиями НД. Образцы готовых изделий отбираются для проведения испытаний:
-неразрушающими методами контроля (визуальной оценки, определения линейных размеров и др.);
- разрушающими методами контроля (физико-химические и физико-механические показатели).
Количество образцов для проведения испытаний разрушающими методами контроля должно быть не менее одного изделия при условии его достаточности для проведения испытаний.
Отобранные образцы после проведения испытаний подлежат возврату заявителю по его требованию.
Отбор образцов осуществляет эксперт по сертификации или по поручению органа по сертификации испытательная лаборатория. Количество образцов, порядок отбора, правила идентификации устанавливаются в соответствии с нормативными и организационно-методическими документами. Орган по сертификации вправе корректировать количество отбираемых образцов с учетом определяемых показателей безопасности, если это им документально обосновано. Отбор образцов оформляется актом согласно приложению А "Методическое указание по сертификации продукции". Допускается для проведения испытаний разрушающимися методами контроля использовать образцы ткани (материала), из которой изготовлены швейные изделия. Отобранные образцы упаковываются, пломбируются и направляются для проведения испытаний в аккредитованных ИЛ с направлением. В соответствии с "Общим порядком обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции" орган по сертификации при отборе проб может включить в отбираемую пробу дополнительно по одному образцу каждого вида отбираемой продукции для хранения ее в органе или в аккредитованной ИЛ в качестве контрольных экземпляров с целью решения возникающих разногласий или апелляций, сохранения наглядности сертифицированной продукции при возможном возникновении необходимости (в дальнейшем) ее идентификации. Срок хранения контрольных или испытываемых образцов должен соответствовать сроку действия сертификата.
Испытания продукции проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных на проведение тех испытаний, которые предусмотрены в нормативных документах, используемых при сертификации данной продукции. В случае значительной отдаленности фактического места производства заявленной продукции от органа по сертификации или испытательных лабораторий, аккредитованных на компетентность и независимость, что усложняет транспортирование отобранных образцов и их сохранность для проведения испытаний допускается принимать для целей сертификации протоколы испытаний, проведенных в рамках программы производственного контроля в аккредитованных испытательных лабораториях.
Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией обеспечивает орган по сертификации. По решению органа по сертификации допускается сокращать объем сертификационных испытаний, при условии наличия документов соответствующих государственных служб Российской Федерации, подтверждающих безопасность продукции, а также документов соответствующих служб других государств, с которыми Россия заключила соглашение о взаимном признании документов или признала документы в одностороннем порядке.
2.2.6.5 Оценка производства
В зависимости от схемы сертификации на основании распоряжения руководителя органа по сертификации проводится анализ состояния производства продукции. Основными задачами оценки производства являются:
- подтверждение того, что заявленная продукция действительно производится на данном предприятии;
- проверка наличия необходимой документации и средств технологического оснащения для специальных технологических процессов;
- проверка соответствия приемочного контроля и испытаний готовой продукции требованиям НД.
При этом экспертом составляется Программа анализа состояния производства, которая утверждается руководителем органа по сертификации и включает следующие этапы:
- описание технологического процесса, в том числе описание имеющегося технологического оборудования, производственных помещений, соблюдение температурных режимов, наличие технологических журналов;
- наличие технологической и нормативной документации;
- организация входного контроля сырья и вспомогательных материалов;
- организация приемочного контроля готовой продукции;
.организация упаковки и маркировании продукции, соблюдение условий хранения и реализации продукции.
В результате анализа состояния производства оформляется акт, и результаты анализа состояния производства отражают в заключении, которое учитывают при выдаче сертификата.
2.1.6.6 Выдача сертификатов соответствия
Анализ полученных результатов и выдача заключения эксперта
Орган по сертификации проводит анализ результатов испытаний, анализа состояния производства, готовит решение о выдаче (невыдаче) сертификата соответствия. Результаты испытаний должны полно и достоверно подтвердить соответствие продукции показателям безопасности, на соответствие которых была сертифицирована продукция.
Принятое решение о возможности выдачи сертификата соответствия Орган по сертификации после анализа представленных с заявкой документов, результатов протоколов испытаний, акта оценки состояния производства (если это установлено схемой сертификации), анализа других документов о соответствии продукции, осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. Результаты этой оценки отражаются в заключении эксперта. На основании данного заключения орган по сертификации принимает решение о выдаче (невыдаче) сертификата. В случае отказа в выдаче сертификата соответствия заявителю в трехдневный срок направляется письменное обоснование принятого решения. Оформляет сертификат и регистрирует его.
В сертификате указываются все документы, служащие основанием для выдачи сертификата, в соответствии со схемой сертификации.
Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретной продукции, на которую распространяется его действие. В приложении к сертификату следует детализировать наименование продукции до 6 знака с указанием конкретного наименования.
При отрицательных результатах оценки соответствия продукции орган по сертификации выдает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин. Сертифицированная продукция должна маркироваться знаком соответствия.
2.1.6.7 Инспекционный контроль
Инспекционный контроль (если он предусмотрен схемой сертификации) за сертифицированной продукцией осуществляется на основании договора на проведение инспекционного контроля, заключенного между органом по сертификации и заявителем. Инспекционный контроль проводится в течение всего периода действия сертификата в форме периодических и внеплановых проверок, обеспечивающих получение информации о состоянии сертифицированной продукции, производства, системы качества, о соблюдении условий и правил применения сертификата и знака соответствия, с целью подтверждения того, что продукция и условия ее производства в течение времени действия сертификата продолжают соответствовать установленным требованиям. Способы проведения и периодичность проведения инспекционного контроля устанавливаются органом по сертификации в каждом конкретном случае и фиксируются договоре на ИК. Периодичность проведения указывается в сертификате в графе "Дополнительная информация".
В зависимости от схемы сертификации инспекционный контроль может включать:
- отбор образцов и их испытания по полной или частичной программе в аккредитованной лаборатории или в случае значительной отдаленности фактического места производства сертифицированной продукции от органа по сертификации или аккредитованных испытательных лабораторий, допускается проводить испытания и принимать для целей ИК протоколы испытаний, проведенных в рамках программы производственного контроля в аккредитованных испытательных лабораториях, -анализ информации о рекламациях на продукцию за проверяемый период;
· анализ информации о продукции от основных потребителей, надзорных органов и т.д.;
· анализ применения знака соответствия; -проверку на месте состояния производства;
· анализ на месте внесенных изменений в продукцию и (или) технологический процесс;
· другие действия, учитывающие специфику продукции и способы ее производства.
Результаты ИК оформляются актом, в котором дается оценка результатов испытаний образцов и других проверок и делается заключение о возможности сохранения действия выданного заключения.
2.1.6.8 Корректирующие мероприятия
В случае установления нарушения требований нормативных документов орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата соответствия и права применения знака соответствия. Информация о приостановке или аннулировании сертификата соответствия доводится органом по сертификации до сведения заявителя, потребителей и всех заинтересованных участников системы сертификации. В случае приостановки действия сертификата орган по сертификации устанавливает срок проведения корректирующих мероприятий и контролирует выполнение заявителем корректирующих мероприятий. Заявитель определяет масштаб установленных нарушений, количество произведенной с нарушением продукции и уведомляет потребителей и заинтересованные органы об опасности применения продукции. После того, как корректирующие мероприятия выполнены и их результаты являются удовлетворительными, орган по сертификации принимает решение о подтверждении (возобновлении) действия сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
При невыполнении заявителем корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата и информирует об этом участников сертификации.
Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, контролирующих органов и всех заинтересованных участников сертификации. По результатам внеплановых проверок орган по сертификации действует по вышеуказанной схеме.
Орган по сертификации представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
Документы для сдачи в архив оформляются в соответствии с Порядком комплектования документов по выдаче сертификата соответствия и Порядком комплектования документов по инспекционному контролю, разработанными в Руководстве по качеству. Выданные сертификаты и их заверенные копии, документы и материалы, используемые при сертификации, хранятся в органе в течение пяти лет.
2.1.6.9 Оплата
Работы по сертификации выполняются за счет заявителя, а также согласно документам, регламентирующим оплату "Порядок оплаты работ по сертификации, утвержденным Госстандартом России". На основании порядка разработки и утверждением калькуляции.
Обязательная сертификация продукции распространяется на продукцию и услуги, связанные с обеспечением безопасности окружающей среды, здоровья и имущества. Так как согласно новому закону безопасность промышленной продукции должна быть подтверждена сертификатом соответствия либо декларацией о соответствии, следовательно, доказательства безопасности работ и услуг не требуется, хотя услуги могут быть – и бывают – не менее опасными.
Сертификация соответствия качества товара проверяется по отдельным для каждой отрасли правилам, которые могут быть общими в рамках единого органа, но все, же важным является решение вопроса, какие именно фирмы имеют право заниматься сертификацией вообще.
2.2 Порядок проведения сертификации продукции, ввозимой из-за рубежа
Актуальность сертификации импортируемой продукции для России связана со значительным увеличением доли импортных товаров в общем объеме продаж на внутреннем рынке. В связи с этим возникает необходимость защиты интересов потребителей и российского рынка в области безопасности продукции.
2.2.1 Контроль соблюдения требований к безопасности товаров
Такой контроль выполняют: изготовители, государственные ораны добровольной сертификации, негосударственные экспертные (инспекционные) организации, общественные организации потребителей и потребители.
Государственный контроль является главным препятствием для доступа опасных товаров на потребительский рынок. Он проводится на стадии производства товаров, при допуске их на рынок, в том числе при ввозе импортных товаров, и в торговле.
В России, как и во многих других странах, безопасность потребительских товаров проверяется и негосударственными о