Основные категории и понятии дидактики




Тема 9

ДИДАКТИКА КАК ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

1. Общее понятие о дидактике. Ее объект, предмет и задачи.

2. Основные категории и понятии дидактики.

 

Общее понятие о дидактике

Педагогическая наука изучает обучение и воспитание в их единстве и целостности как особую, социально и личностно детерминированную, целенаправленную деятельность по приобщению подрастающих поколений к жизни общества. Это объект общей педагогики.

Однако для лучшего, более детального и конкретного рассмотрения каждой из двух частей этой деятельности и их наиболее эффективного объединения выделяют, соответственно, педагогические дисциплины – теорию обучения и теорию воспитания. Педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом, наиболее общем, уровне, называется дидактикой. Отсюда следует, что дидактика – это отрасль педагогики, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Дидактика – это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения.

Термин «дидактика» произошел от греческого слова «didaktikos», что в переводе означает «поучающий». Впервые этот термин был введен в научный оборот немецким педагогом Вольфгангом Ратке в работе «Краткий отчет из дидактики или искусство обучения Ратихия» для обозначения искусства обучения. В этом смысле употреблял этот термин и Я.А. Коменский, подразумевая под ним «универсальное средство обучения всех всему» («Великая дидактика», 1657 г.).

Предметом дидактики выступает «обучение как средство образования и воспитания человека» (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Дидактика в конечном счете должна дать ответ на два наиболее общих вопроса: «Чему учить?» (содержание образования) и «Как учить?» (методы обучения). Однако на пути к ответу на эти вопросы возникает множество других, среди которых есть и весьма существенные, например, «Как протекает обучение, какие ему свойственны закономерности?» (закономерности и принципы обучения), «Кого учить?» (личность учащегося), «Для чего учить?» (цели и задачи обучения) и «Где учить?» (формы обучения) и др.

Таким образом, предметом дидактики является обучение, его цели, закономерности, принципы, содержание, методы, формы, средства.

Теми же вопросами, что и дидактика, занимаются методики преподавания частных учебных дисциплин, но в пределах одного конкретного учебного предмета (математики, истории, биологии и т.д). Их потому и называют частной дидактикой. Общая дидактика отвечает на вопросы: чему и как учить по всем предметам и на всех уровнях. Частные дидактики (методики) исследуют проблемы обучения отдельным предметам или на различных уровнях образования (методика обучения русскому языку, математике; дидактика начальной школы, дидактика высшей школы).

Задачи дидактики состоят в том, чтобы:

- описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;

- разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии.

В дидактике также разрабатываются вопросы, связанные с источниками и методами исследования проблем обучения; рассматриваются перспективы развития и совершенствования содержания, форм, методов и организации образования. Дидактика анализирует и обобщает конкретные данные частных дидактик, вместе с тем общая дидактика сама служит научной основой частных методик и выполняет для них роль методологии.

Дидактика имеет непосредственную связь с гносеологией (теорией познания), формальной логикой (воспитание культуры мышления), психологией, социологией, историей педагогики, кибернетикой (организация обратной связи в процессе обучения) и другими науками.

Наряду с другими отраслями педагогики дидактика постоянно развивается. С одной стороны, она анализирует и обобщает реальный опыт учителей, имеющих заметные успехи в учебной работе. С другой – экспериментирует, выдвигает новые подходы в разных направлениях дидактики. Таковы, например, опыт педагогов-новаторов 80-х гг., исследование проблем развивающего обучения в разных вариантах, компьютеризация обучения и другие проблемы. Все они обогащают дидактику.

 

Основные категории и понятии дидактики

Дидактика оперирует рядом понятий. Одни их них являются общенаучными («система», «структура», «функция»), другие – общепедагогическими («воспитание», «образование», «педагогическая деятельность», «ученик», «учитель»), третьи – специфическими. Особо важные понятия дидактики носят название категорий. К числу важнейших категорий относятся: образование, обучение, преподавание и учение.

Под образованием понимается целенаправленный процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений и навыков и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей (Ю.К. Бабанский).

Под обучением подразумевается совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание. Обучение представляет собой единство процессов учения и преподавания.

Преподавание – педагогическое управление учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Учение – это процесс деятельности учащихся по усвоению содержания образования как части общечеловеческой культуры.

В дидактике «прижились» понятия ряда смежных наук, приобретяспецифический оттенок, например, из философии – «содержание и форма», «общее и особенное», категории методологии и методов. Естественно, многие понятия психологии воспринимаются вполне как общедидактические, например, умения, навыки, мотивы, направленность: «учебные умения», «навыки письма», «мотивы учения», «познавательные интересы»,«восприятие учебного материала», «мыслительная деятельность в обучении» и др. Они отражают объективные межпредметные связи дидактики с психологией, как и с другими науками.

Категории дидактики находятся в постоянном развитии. Каждой исторической эпохе присуща своя система обучения, его содержание, методы и формы.

 

Вопросы и задания

1. Кто является основоположником дидактики?

2. Каковы основные задачи дидактики как отрасли научно-педагогического знания?

3. Какое понятие шире «образование» или «обучение»? Почему?

4. Дайте определение основным категориям дидактики.

 

 

Тема 10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: