Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, в первую очередь, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кино и др.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.
Естественно, на любом этапе воспитательного процесса какой-то способ может быть применен изолированно. Но он должен подкрепляться другими, поскольку без их взаимодействия он утратит свое значение, а также замедлит движение этого процесса к конкретной цели. В этом качестве обычно выступают виды воспитания в педагогике:
- умственное, которое ориентируется на развитие и формирование интеллектуальных способностей человека, а также познавательных интересов к миру и себе;
- нравственное, определяемое этическими требованиями общества и направленное на развитие личности;
- трудовое воспитание нацелено на развитие и подготовку к деятельности, добросовестному, ответственному и творческому отношению к труду, накоплению опыта;
- эстетическое должно формировать чувство красоты;
- физвоспитание способствует правильному физическому развитию, развитию характера, воли.
Но нужно иметь в виду, что методы воспитания в педагогике должны быть нацелены на то, чтобы естественным образом побуждать ребенка к самовоспитанию и саморазвитию.
Г.И. Щукина предлагает следующую классификацию методов воспитания, которая построена на основе простейшей структуры личности:
|
-методы формирования сознания;
-методы формирования поведения;
-методы формирования чувств и отношений.
1. Методы формирования сознания: предназначены для того, чтобы передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Сознание как знание и понимание — это основа мировоззрения, поведения, отношений. Среди этой группы методов центральное место занимает метод убеждений (рассказ, разъяснение, объяснение, беседа, лекция, диспут, внушение, работа с книгой, метод примера).
Метод убеждений в воспитании — это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе. Этот метод служит для формирования взглядов, которых в сознании учащегося раньше не было или они не были закреплены, или для актуализации имеющихся знаний.
Самоутверждение и самовыражение личности школьника происходит в условиях нечетко им осознанных и сформулированных представлений, понятий, принципов. Не обладая твердыми и глубокими знаниями, ученик не всегда может сделать анализ происходящих событий, допускает ошибки в суждениях.
2. Методы организации деятельности и формирования поведения — это практические методы. Человек — субъект деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому в процессе познания он не только созерцатель, но и деятель. К этой группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и пр. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека.
|
Метод упражнений — это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения. С помощью этого метода организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (разные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показ образцов и примера, создание ситуаций успеха). Этот метод способствует формированию сознания и поведения. Реализуется этот метод через поручения. Они создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Приучение школьников к самостоятельному инициативному, добросовестному выполнению поручений — дело длительное и требует постоянного внимания.
3. Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания в деятельности. Стимулировать — значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия. К этим методам относятся поощрение, порицание, наказания, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.
К методам формирования сознания относятся рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с книгой.
К методам формирования поведения относятся упражнение поручение, приучение, педагогическое требование.
|
К методам формирования чувств и отношений относятся поощрение, отрицание, наказание, контроль, оценка.
При каких психологических условиях формирование свойств личности будет наиболее успешным?
· Воспитательное воздействие на эмоциональную сферу должно затрагивать всю личность, весь субъективный мир человека Искусство воспитателя состоит в том, чтобы установить связь между тем, что мы хотим сформировать у школьника и тем, что субъективно значимо для него.
· Активность и самостоятельность самих учащихся.
· Принцип развития в деятельности. Деятельность ребенка — необходимое условие формирования личности. При этом надо помнить, что для формирования нужных мотивов, деятельность ребенка должна быть организована соответствующим образом. В деятельности формируются и привычные способы поведения.
· Подкрепление. Отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешает ребенку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к угасанию мотива.
Далее принципы воспитания:
1.Принцип комфортности. Учащиеся в жизнедеятельности класса должны ощущать защищённость, сотрудничество.
2.Принцип интеграции. Создание существенных взаимодействий в воспитательном процессе усилий семьи, внешкольных учреждений школы.
3.Принцип личностно-ориентированного воспитания. Воспитывая, следует опираться на социальную среду и природу ребёнка.
4.Принцип развития. Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности.
Воспитание школьника немыслимо без знания возрастного, гендерного и индивидуального своеобразия его личности. Индивидуальный подход в воспитании к учащимся предполагает учет их дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развития тех или иных способностей и т.д.), т.е. выяснение того, чем этот ученик отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу. Индивидуальный подход в воспитании имеет педагогический и психологический аспекты. В первом случае индивидуальный подход является частью педагогического такта. Психологический аспект индивидуального подхода выражается в изучении своеобразия личности школьника с целью организации педагогически целесообразного процесса воспитания.
Далее поговорим о современных и традиционных методах воспитания.
Современные методы воспитания
Современные методы воспитания направлены на формирование полноценной личности с четким мировоззрением, самоопределением и раскрытыми способностями.
Особенности современных методов обучения и воспитания
Современное воспитание строится с учетом интересов и потребностей детей, а основу воспитательного процесса составляют педагогические концепции и принципы.
Основной целью современных методов воспитания является решение педагогических задач и достижение положительного результата в воспитании личности.
Анализ современного метода воспитания (на примере дискуссии, беседы)
+ Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения;
+ Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность.
- Ход дискуссии трудно прогнозировать, легко можно перейти в "к обмену глупостями".
- Некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию и начинают нервничать. Для них такие занятия малополезны.
Традиционные методы воспитания
Люди с консервативным характером, не считают нужным воспитывать своих детей как-то иначе, чем воспитывали их. Потому в их арсенале методов традиционное убеждение, путем объяснений, приучение ребенка к труду, воспитание на личном примере, поощрение и наказание.
Наказание и поощрение как метод воспитания
Всем нам знакомый метод «кнута и пряника» для многих родителей основной способ воспитания своего чада. За плохой поступок ребенок должен понести заслуженное наказание, а вот, например, за хорошую учебу можно и вознаградить. Главное, не перегнуть палку, чтобы ребенок не стал вымогателем. Если малыш по природе бунтарь, он не должен постоянно подвергаться родительским репрессиям. Под наказаниями подразумевается лишение чада, каких-то благ, но никак не телесное наказание.
Игра, как метод воспитания
Замечательно раскрывают внутренний потенциал малыша занятия, которые проводятся в игровой форме. Ведь это так свойственно детям, и они даже не подозревают, что обыгрывая какую-либо ситуацию, они учатся находить правильное решение и в жизни. Различные психологические проблемы малыша легче поддаются корректировке с помощью игр и сказкотерапии.
Беседа, как метод воспитания
Детей, которые вступили в подростковый возраст целесообразно воспитывать методом разговоров по душам, ведь в основном все остальные способы уже не действенны. Взрослый ребенок чувствует, что его воспринимают как личность, а это хорошо сказывается на отношениях между ним и родителями.
Метод свободного воспитания
Смысл этого метода состоит в том, чтобы без какого-либо давления со стороны взрослых, с пеленок растить самостоятельную личность. Ребенок с рождения свободен, он не рожден для родителей, а принадлежит сам себе. Но не следует путать свободное воспитание с попустительством и равнодушием к судьбе ребенка. К сожалению и это присутствует в некоторых семьях, но такой метод является преступным по отношению к ребенку.
Таким образом, методы воспитания в педагогике школы и семьи должны быть нацелены на то, чтобы дети и подростки смогли выработать определенную, свою систему взглядов и мнений на жизнь. Помимо этого, значительное внимание нужно уделить формированию качеств, необходимых для того, чтобы решать новые, актуальные задачи. Благодаря правильному воспитанию, подрастающее поколение должно приобрести систему навыков, которые помогут приспособиться к изменяющимся условиям труда и жизни.
Анализ традиционного метода воспитания (на примере свободного воспитания)
Плюсы
1.Отсутствуют шаблоны и стереотипы. Нет уравниловки, навязанной модели поведения: что и как должен делать. Ребенку не прививают стадного чувства «Быть как все!». У человека формируется личная позиция, видение мира и собственное мнение.
2.Открытость и коммуникабельность. Дети, воспитанные свободой, открыты миру. В любой ситуации чувствуют себя уверенно. Имеют обширный словарный запас и не стесняются выражать собственную точку зрения. Им будет проще завоевать признание общества и пробиться по карьерной лестнице.
3.Хорошая самооценка. Возможность высказывать личное мнение повышает чувство собственного достоинства, значимости. Развивается здоровая самооценка. Такие дети уверены в себе, целеустремлённые, нацелены на успех. У них отсутствуют внутренние запреты и преграды.
Минусы
1.Нет требовательности к себе. На самом деле, дети любят правила и требования. Для них это своего рода маячки, по которым они ориентируются в мире взрослых и серьезных людей. Зачастую дети, воспитанные свободой, не умеют быть требовательными к себе и от этого страдают. Столкнувшись с запретами и строгостью, они не понимают, чего от них хотят. Реальная действительность может вызвать в них агрессию.
2. Не всем подходит. Есть дети, которым правила просто необходимы. Они плохо чувствуют границы «хорошо-плохо».
3. Баловство. Поскольку многое позволено и практически нет запретов, дети часто вырастают избалованными. Если внутри семьи родитель и ребенок смогли найти некий компромисс, то вне дома возникают проблемы. В детском саду, в школе, где установлена дисциплина и определенные нормы поведения, ребенка может встретить жесткая критика и нетерпимость к его шалостям.
Спасибо за внимание!