Условия включения юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, отделены ст. 13 (условия включения в реестр таможенных представителей); 19 (условия включения в реестр таможенных перевозчиков); 24 (условия включения в реестр владельцев складов временного хранения); 29 (условия включения в реестр владельцев таможенных складов); 34 (условия включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли); 39 (условия присвоения статуса уполномоченного экономического оператора) Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 61 (условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей); 67 (условия включения юридического лица в реестр таможенных перевозчиков); 70 (условия включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения); 76 (условия включения юридического лица в реестр владельцев таможенных складов); 82 (условия включения юридического лица в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли); 88 (условия получения юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора) Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 г.
Основания включения юридических лиц в реестры лиц. осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела:
1) обращение юридического лица в таможенный орган с заявлением в письменной форме. Таможенный орган рассматривает заявление о включении в реестр в срок, не превышающий 30 дней со дня его получения (общий срок), а заявление о включении в реестр уполномоченных экономических операторов — в срок, не превышающий 90 дней со дня его принятия (общий срок). За рассмотрение заявлений о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и включение лиц в указанные реестры, плата не взимается;
|
2) решение таможенного органа:
- о включении в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и выдача свидетельства о включении в такой реестр в течение трех рабочих дней (о включении юридического лица в реестр уполномоченного экономического оператора — не позднее 14 рабочих дней) со дня принятия такого решения;
- об отказе во включении в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, которое доводится до руководителя или иного уполномоченного представителя юридического лица в письменной форме не позднее трех рабочих дней (об отказе во включении в реестр уполномоченных экономических операторов — не позднее 14 рабочих дней) со дня принятия такого решения.
В случае изменения сведений, указанных в заявлении о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, юридическое лицо, включенное в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (его правопреемник в случае преобразования юридического лица), обязано сообщить таможенному органу в письменной форме об этих изменениях в течение пяти рабочих дней со дня наступления событий, повлекших изменения соответствующих сведений, или со дня, когда лицу стало известно об их наступлении, и представить документы, в которые внесены изменения либо которыми подтверждается изменение сведений. Таможенный орган в течение 15 рабочих дней (в отношении уполномоченного экономического оператора — в течение пяти рабочих дней) со дня следующего за днем получения информации, принимает решение о внесении изменений в указанный реестр и выдает новое свидетельство о включении в соответствующий реестр.
|
Деятельность юридических лиц в качестве таможенных представителей. владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли, включенных в соответствующие реестры лиц. осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, приостанавливается в следующих случаях:
1) подачи заявления юридического лица о приостановлении его деятельности;
2) подачи заявления юридического лица в случае возбуждения в отношении него процедуры банкротства;
3) принятия судом или уполномоченным органом решения о приостановлении деятельности юридического лица;
4) приостановления в соответствии с законодательством Российской Федерации действия разрешительного документа на осуществление определенного вида деятельности, если юридическое лицо, включенное в соответствующий реестр, осуществляет только такой вид деятельности.
Действие свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов может быть приостановлено уполномоченным таможенным органом в случае.
1) подачи заявления юридического лица о приостановлении его деятельности;
2) подачи заявления юридического лица при возбуждении в отношении него процедуры банкротства;
3) выявления несоблюдения уполномоченным экономическим оператором одного или нескольких условий присвоения данного статуса;
|
4) не предоставления отчетности;
5) возбуждения дела об административном правонарушении в области таможенного дела, предусмотренном ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.7, 16.9, 16.15, 16.17, 16.20 или 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
6) возбуждения в отношении руководителя и (или) работников уполномоченного экономического оператора уголовного дела, предварительное расследование по которому отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов.
Юридическое лицо подлежит исключению из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, по основаниям, предусмотренным соответственно ст. 14. 20, 25. 30 и 35 Таможенного кодекса Таможенного союза. Реорганизация юридического лица, включенного в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в форме преобразования не является основанием для исключения такого юридического лица из данного реестра.
Юридическое лицо подлежит исключению из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, по основаниям, предусмотренным ст. (основания для исключения из реестра таможенных представителей); 20 (основания для исключения из реестра таможенных перевозчиков); 25 (основания для исключения из реестра владельцев складов временного хранения); 30 (основания для исключения из реестра владельцев таможенных складов); 35 (основания для исключения из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли);94 (основания для отзыва свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов) Таможенного кодекса Таможенного союза.
Реорганизация юридического лица, включенного в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в форме преобразования, не является основанием для исключения такого юридического лица из данного реестра.
Решение об исключении юридического лица из соответствующего реестра лиц. осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, оформляется в письменной форме решением таможенного органа, принявшего решение о включении юридического лица в такой реестр, и доводится — не позднее дня. следующего за днем его принятия.
Порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела:
— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, ведет реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
— реестры ведутся в электронном виде по формам, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и размещаются на его официальном сайте;
— изменения в электронные формы реестров вносятся в течение трех рабочих дней со дня принятия уполномоченным таможенным органом соответствующего решения;
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает регулярное, не реже одного раза в месяц (в отношении уполномоченного экономического оператора — не реже одного раза в три месяца), опубликование в своих официальных изданиях реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
К субъектам, осуществляющим деятельность в области таможенного дела, относятся:
— Таможенный представитель — российское юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей.
Основные элементы правового статуса таможенного представителя определены Таможенным кодексом Таможенного союза (ст. 12-17) и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 г. (ст. 60-65).
Таможенный представитель вправе ограничить сферу своей деятельности:
— совершением таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТНВЭД);
— совершением таможенных операций в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и (или) вывозимых из Российской Федерации определенными видами транспорта;
— совершением отдельных таможенных операций;
— регионом деятельности в рамках региона деятельности одного таможенного органа (нескольких таможенных органов). Отношения таможенного представителя с декларантами и иными заинтересованными лицами строятся на основе договора, который заключается непосредственно между декларантом и таможенным представителем.
Отказ таможенного представителя от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается, за исключением случаев:
— когда исполнение такого договора будет выходить за сферу деятельности, ограниченной таможенным представителем;
— когда у таможенного представителя имеются достаточные основания полагать, что действия или бездействие декларанта или иного заинтересованного лица являются противоправными и влекущими уголовную либо административную ответственность в области таможенного дела.
Таможенный представитель не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения договора, за исключением проставления льгот в отношении цены и иных условий договора для отдельных категорий представляемых лиц.
Таможенный представитель может уплачивать таможенные пошлины. налоги, если содержание таможенной процедуры, определенной для декларирования товаров, предусматривает их уплату и если условиями договора, заключенным между декларантом и таможенным представителем предусмотрена уплата таможенных пошлин. налогов таможенным представителем.
Условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей:
1) наличие в штате пот лица не менее 2 (двух) работников (специалистов по таможенным операциям), имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям, установленным законодательством государств членов Таможенного союза;
2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Размер страховой суммы, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить вред лицам, чьим имущественным интересам он причинен (в соответствии с договором страхования риска своей гражданской ответственности. которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами), не может быть менее 20 млн.рублей;
3) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения;
4) отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей в размере 500 000 рублей и более:
5) отсутствие фактов неоднократного (два и более раза) привлечения юридического лица к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.15, 16.22 и частью 3 ст. 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение срока, когда юридическое лицо считается подвергнутым административному наказанию по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, предусмотренных указанными статьями, при условии, что сумма наложенных административных штофов в совокупности составила 250 000 рублей и более;
6) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств членов Таможенного союза.
Основания для исключения из реестра таможенных представителей:
1) несоблюдение условий включения в реестр таможенных представителей;
2) заявление таможенного представителя об исключении его ил реестра таможенных представителей;
3) ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза;
4) реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств — членов Таможенного союза.
Специалистом по таможенным операциям может быть: гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование, сдавший квалификационный экзамен, получивший квалификационный аттестат специалиста по таможенным операциям.
Основные элементы правового статуса специалиста по таможенным операциям определены Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 г. (ст. 63-65).
Специалист по таможенным операциям осуществляет свою деятельность в качестве работника таможенного представителя.
Квалификационный аттестат специалиста по таможенным операциям сроком действия не ограничивается.
Основания отзыва квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям:
1) установление факта получения квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям с использованием подложных документов;
2) вступление в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься деятельностью в качестве специалиста по таможенным операциям в течение определенного срока;
3) разглашение или использование в собственных целях информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну либо другой конфиденциальной информации, либо передача такой информации другим лицам;
4) неоднократное (два и более раза) привлечение специалиста по таможенным операциям к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.15 и 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение срока, когда он считается подвергнутым административному наказанию по делам об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями;
5) нарушение специалистом по таможенным операциям требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации. Специалист по таможенным операциям обязан каждые два года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям, проходить обучение по образовательным программам повышения квалификации.
Таможенный перевозчик — это российское юридическое лицо, включенное в реестр таможенных перевозчиков.
Основные элементы правового статуса таможенного перевозчика определены Таможенным кодексом Таможенного союза (ст. 18-22) и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 г. (ст. 66-68).
Отношения таможенного перевозчика с отправителями товаров либо экспедиторами осуществляются на основе договора.
Отказ таможенного перевозчика от заключения договора при наличии у этого таможенного перевозчика возможности осуществить перевозку товаров не допускается, за исключением случаев, когда имеются достаточные основания полагать, что действия или бездействие отправителя товаров или экспедитора являются противоправными и могут повлечь уголовную либо административную ответственность в области таможенного дела.
Таможенный перевозчик не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения договора, за исключением предоставления льгот в отношении цены и иных условий договора для отдельных категорий представляемых лиц.
Условия включения юридического лицо в реестр таможенных перевозчиков:
1) осуществление этим лицом деятельности по перевозке грузов в течение не менее 2 (двух) лет на день обращения в таможенный орган;
2) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем двумстам тысячам евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения;
3) наличие разрешительного документа на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности требует наличия указанного документа в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза;
4) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств, в т.ч. транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;
5) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
6) отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ст. 16.1, 16.2,16.3, 16.9, 16.11, 16.15 и ч. 2 и 3 ст. 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
7) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза.
Основания для исключения юридического лицо из реестра таможенных перевозчиков:
1) несоблюдение условий включения в реестр таможенных перевозчиков;
2) несоблюдение перевозчиком обязанностей;
3) заявление таможенного перевозчика об исключении его из реестра таможенных перевозчиков;
4) ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза;
5) реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств — членов Таможенного союза.
Владелец склада временного хранения (владелец таможенного склада) — это российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев складов временного хранения (владельцев таможенных складов).
1) талон, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения (таможенного склада) и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств — членов Таможенного союза;
2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Размер страховой суммы, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить вред лицам, чьим имущественным интересам он причинен (в соответствии с договором страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами), рассчитывается исходя из полезной площади, если в качестве склада временного хранения (таможенного склада) используется открытая площадка, и (или) полезного объема, если в качестве склада временного хранения (таможенного склада) используется помещение, и определяется из расчета 3 500 рублей за каждый полный и неполный квадратный метр полезной площади и (или) из расчета 1000 рублей за каждый полный и неполный кубический метр полезного объема, но не может составлять менее 2 млн. рублей;
3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
4) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
5) отсутствие фактов неоднократного (два и более раза) привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ч. 1 ст. 16.9, ст. 16.13, 16.14, 16.15, ч. 2 и 3 ст. 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
6) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза.
Основания для исключения юридического лица из реестра владельцев складов временного хранения:
1) несоблюдение условий включения в реестр владельцев складов временного хранения (таможенных складов);
2) несоблюдение владельцем склада временного хранения (таможенного склада) обязанностей;
3) заявление владельца склада временного хранения (таможенного склада) об исключении его из реестра владельцев складов временного хранения (таможенного склада);
4) ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза;
5) реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств — членов Таможенного союза.
Владелец магазина беспошлинной торговли это российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.
Основные элементы правового статуса владельца магазина беспошлинной торговли определены Таможенным кодексом Таможенного союза (ст. 33-37) и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 г. (ст. 81-84).
Условия включения юридического лица в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли:
1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, пригодных для использования в качестве магазина беспошлинной торговли и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств — членов Таможенного союза;
2) наличие регистрационных или разрешительных документов на розничную торговлю, если обязанность их получения предусмотрена законодательством государств — членов Таможенного союза;
3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
4) отсутствие фактов неоднократного (два и более раза) привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ст. 16.2, 16.13, 16.14, 16.19 ч. 3 ст. 16.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
5) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере не менее 2,5 млн. рублей;
6) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза.
Основания для исключения юридического лица из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли:
1) несоблюдение условий включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли;
2) несоблюдение владельцем магазина беспошлинной торговли обязанностей;
3) заявление владельца магазина беспошлинной торговли об исключении его из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли;
4) ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза;
5) реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств — членов Таможенного союза.
Уполномоченный экономический оператор — это юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющее ввоз товаров в Российскую Федерацию для использования в производственной и иной предпринимательской деятельности и вывоз товаров из Российской Федерации, включенное в реестр уполномоченных экономических операторов. Основные элементы правового статуса уполномоченного экономического оператора определены Таможенным кодексом Таможенного союза (ст. 38-42) и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 г. (ст. 85-96).
Условия получения юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора:
1) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения, за исключением случая, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) осуществление внешнеторговой деятельности в течение срока, определенного законодательством государств — членов Таможенного союза, но не менее одного года до дня обращения в таможенный орган;
3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней;
4) отсутствие на день обращения в таможенный орган задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и сборах (налоговым законодательством) государств — членов Таможенного союза;
5) отсутствие фактов неоднократного (два и более раз) привлечения лица в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.7, 16.9, 16.15, 16.17, 16.20 и 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии, что сумма наложенных административных штрафов по указанным статьям в совокупности составила 500 000 рублей и более;
6) отсутствие судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности у руководителя юридического лица, его сотрудников, в чьи должностные обязанности входят организация совершения таможенных операций и (или) их совершение, а также у руководителя и сотрудников, совершающих таможенные операции, таможенного представителя, который будет применять специальные упрощения от имени и по поручению юридического лица в случае присвоения ему статуса уполномоченного экономического оператора;
7) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, открытых площадок и иных территорий, предназначенных для временного хранения уполномоченным экономическим оператором иностранных товаров;
8) наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций в соответствии с требованиями, определенными законодательством государств — членов Таможенного союза;
9) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза.
Свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов отзывается в следующих случаях:
1) подачи юридическим лицом заявления об исключении его из реестра уполномоченных экономических операторов;
2) ликвидации юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) реорганизации юридического лица, за исключением его преобразования;
4) не подтверждения соблюдения юридическим лицом условии присвоения статуса уполномоченного экономического оператор и (или) не предоставления отчетности в течение установленного срока;
5) неоднократного (два и более раза) привлечения уполномоченного экономического оператора к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.7, 16.9, 16.15, 16.17, 16.20 и 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию по делам об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, при условии, что сумма наложенных административных штрафов в совокупности составила 500000 рублей и более:
6) вступления в силу приговора суда о привлечении к уголовной ответственности руководителя и (или) сотрудников уполномоченного экономического оператора за совершение преступления, предварительное расследование по которому в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции таможенных органов.