Вопрос 1. Административные правонарушения в области таможенного дела




ТЕМА 2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Вопрос 1. Административные правонарушения в области таможенного дела

Вопрос 2. Административная ответственность в области таможенного дела

 

Вопрос 1. Административные правонарушения в области таможенного дела

Законодательство об административных правонарушениях в области таможенного дела состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Ко АП РФ), который основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнан­ных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации уста­новлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила меж­дународного договора.

Характеристика законодательства об административных право­нарушениях в области таможенного дела включает рассмотрение задач, принципов и действия данного законодательства.

Задачами законодательства об административных право­нарушениях в области таможенного дела являются:

1) защита законных экономических интересов физических и юри­дических лиц, общества и государства от административных право­нарушений:

2) предупреждение административных правонарушений.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится таможенное регулирование. Применительно к административной ответственности за нарушения в области тамо­женного дела к ведению Российской Федерации относится установ­ление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях в области таможенного дела;

2) перечня видов административных наказаний и правил их при­менения:

3) административной ответственности в области таможенного дела;

4) Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к адми ­ нистративной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуро­ров), устанавливаются Конституцией Российской Феде­рации и федеральными законами.

5) Презумпция невиновности. Лицо подлежит административ­ной ответственности только за те административные правонару­шения, в отношении которых установлена его вина.

6) Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, и установлена вступив­шим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

7) Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

8) Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Принцип гуманизма. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

9) Принцип справедливости. При назначении административно­го наказания физическому лицу учитываются характер совер­шенного им административного правонарушения, личность вино­вного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчаю­щие административную ответственность.

10) При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юриди­ческого лица, обстоятельства, смягчающие административную ответ­ственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответ­ственность.

11) Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой администра­тивное наказание было назначено.

12) Никто не может нести административную ответственность дваж­ды за одно и то же административное правонарушение.

Действие законодательства об административных право­нарушениях в области таможенного дела во времени. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответ­ственности на основании закона, действовавшего во время соверше­ния административного правонарушения.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответ­ственность за административное правонарушение либо иным обра­зом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постанов­ление о назначении административного наказания не исполнено.

Закон, устанавливающий или отягчающий административную от­ветственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время произ­водства по указанному делу.

Действие законодательства об административных право­нарушениях в области таможенного дела в пространстве. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственно­сти в соответствии с Кодексом Российской Федерации об админи­стративных правонарушениях.

Лицо, совершившее административное правонарушение за пре­делами Российской Федерации, подлежит административной ответ­ственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных, международным договором Российской Федерации.

Административным правонарушением в области таможен­ного дела признается противоправное, виновное действие (бездей­ствие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения в области таможенного дела:

Противоправность есть юридическое выражение матери­ального содержания (общественной опасности, вредности) административного правонарушения в области таможенного дела. Она свидетельствует о том, что лицо, совершившее ад­министративное правонарушение, нарушило запрет, который содержится в административно-правовой норме. Противо­правность означает, что в качестве административного право­нарушения в области таможенного дела может рассматриваться только такое поведение, которое специально предусмотрено в диспозициях Особенной части главы 16 Кодекса Российской Фе­дерации об административных правонарушениях.

Виновность. Российское законодательство предусматривает воз­можность административной ответственности, следовательно, и признание в поведении лица административного правонаруше­ния только при наличии вины, выраженной в форме умысла или неосторожности. Виновность — это психическое отношение лица к совершенному правонарушению и наступившим последствиям. Юридическое лицо признается виновным в совершении админи­стративного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответствен­ность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

— Наказуемость. Административное правонарушение неразрывно связано с административным наказанием. За совершение каждо­го административного правонарушения предусмотрена возмож­ность назначения административного наказания.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлече­ние к административной или уголовной ответственности физическо­го лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В качестве самостоятельного признака, позволяющего отграни­чить указанные правонарушения от других видов административных правонарушения, можно выделить область их совершения — это об­ласть таможенного дела.

Виды административных правонарушений в области та­моженного дела (нарушений таможенных правил):

— незаконное перемещение через таможенную границу Таможен­ного союза товаров и (или) транспортных средств международ­ной перевозки (ст. 16.1 КоАП РФ);

— недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (ст. 16.2 КоАП РФ);

— несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Тамо­женного союза или из Российской Федерации (ст. 16.3 КоАП РФ); недекларирование либо недостоверное декларирование физиче­скими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 16.4 КоАП РФ):

— нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП РФ):

— непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы (ст. 16.6 КоАП РФ):

— представление недействительных документов при совершении таможенных операций (ст. 16.7 КоАП РФ);

— причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам (ст. 16.8 КоАП РФ): недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата това|юв или недоставка документов на них (ст. 16.9 КоАП РФ);

— несоблюдение порядка таможенного транзита (ст. 16.10 КоАП РФ);

— уничтожение, удаление, изменение либо замена средств иденти­фикации (ст. 16.11 КоАП РФ);

— несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или пред­ставления документов и сведений (ст. 16.12 КоАП РФ); совершение грузовых и (или) иных операций без разрешения та­моженного органа (ст. 16.13 КоАП РФ);

— нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций (ст. 16.14 КоАП РФ);

— непредставление в таможенный орган отчетности (ст. 16.15 КоАП РФ);

— нарушение сроков временного хранения товаров (ст. 16.16 КоАП РФ);

— представление недействительных документов для выпуска това­ров до подачи таможенной декларации (ст. 16.17 КоЛП РФ): невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами (ст. 16.18 КоАП РФ);

— несоблюдение таможенной процедуры (ст. 16.19 КоАП РФ); незаконные пользование или распоряжение условно выпущен­ными товарами либо незаконное пользование арестованными то­варами (ст. 16.20 КоАП РФ);

— незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка (ст. 16.21 КоАП);

— нарушение сроков уплаты таможенных платежей (ст. 16.22 КоАП РФ);

— незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела (ст. 16.23 КоЛП РФ);

— незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами (ст. 16.24 КоАП РФ).

Состав административного правонарушения в области та­моженного дела — его правовая форма, т. е. система объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как админи­стративное правонарушение.

Элементами состава административного правонарушения являются; Объект административного правонарушения в области таможен­ного дела — общественные отношения в области таможенного дела, охраняемые кодексом РФ об административных правонарушениях.

Виды объектов:

1) общий объект это экономические интересов физических и юридических лиц, общества и государства;

2) родовой объект — общественные отношения в области тамо­женного дела;

3) непосредственный объект — это порядок перемещения товаров и транспортных средств, порядок временного хранения, порядок де­кларирования, порядок помещения под таможенную процедуру, порядок осуществления деятельности в области таможенного дела и др., предусмотренные конкретными статьями главы 16 КоАП РФ.

Предмет административного правонарушения в области таможенного дела — предметы материального мира, путем воздействия на которые происходит посягательство на непосредствен­ный объект. К их числу относятся товары, транспортные средства, валюта, таможенная декларация, формы отчетности, таможенные платежи и др.

Объективная сторона административного правонарушения в об­ласти таможенною дела — совокупность предусмотренных за­коном признаков, отражающих внешнее проявление администра­тивного правонарушения.

Основным содержанием объективной стороны является действие или бездействие. Факультативным содержанием объективной сторо­ны являются время, место, способ, средства, обстановка совершения правонарушения.

Субъект административного правонарушения в области тамо­женного дела — это лицо (физическое, юридическое), совершив­шее правонарушение.

Физическое лицо должно отвечать следующим признакам:

1) возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонаруше­ния возраста шестнадцати лег.

2) вменяемость способность лица осознавать фактический ха­рактер и опасность своих действий (бездействия) и руководить ими:

3) специальные признаки.

Специальным субъектом административного правонарушения в области таможенного дела является должностное лицо.

В качестве юридического лица как субъекта административного правонарушения в области таможенного дела может выступать тамо­женный представитель, таможенный перевозчик, владельцы складов временного хранения, таможенных складов.

Субъективная сторона административного правонарушения в об­ласти таможенного дела — это внутренняя, психологическая сущность административного правонарушения, т.е. психическое отношение лица к совершенному деянию (действию, бездей­ствию), которое характеризуется конкретной формой вины — умыслом или неосторожностью.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознатель­но их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возмож­ность наступления вредных последствий своего действия (бездей­ствия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчи­тывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя дат ж но было и могло их предвидеть.

Квалификация административного правонарушения — это установление и юридическое закрепление точного соответствия меж­ду признаками совершенного деяния и признаками состава админи­стративного проступка.

Правовое назначение квалификации административных правонарушений:

— позволяет установить и закрепить юридический факт (событие административного проступка), т.е. выступает правовым обосно­ванием привлечения лица к административной ответственности;

— определяет права и обязанности субъектов возникшего ад­министративно-деликтного правоотношения (выбор мер ад­министративно-процессуального принуждения, наложение адми­нистративного взыскания и т. п.);

— выступает правовым обоснованием самой административной от­ветственности, основанной на констатации в действиях виновно­го конкретного состава административного правонарушения.

Этапы процесса квалификации административных право­нарушений:

— установление фактических обстоятельств дела;

— выбор и анализ административно-правовой нормы законодатель­ства об административной ответственности за административные правонарушения;

— принятие решения и закрепление его в административно- процессуальном акте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: