ТЕМА 2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Вопрос 1. Административные правонарушения в области таможенного дела
Вопрос 2. Административная ответственность в области таможенного дела
Вопрос 1. Административные правонарушения в области таможенного дела
Законодательство об административных правонарушениях в области таможенного дела состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Ко АП РФ), который основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.
Характеристика законодательства об административных правонарушениях в области таможенного дела включает рассмотрение задач, принципов и действия данного законодательства.
Задачами законодательства об административных правонарушениях в области таможенного дела являются:
1) защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений:
2) предупреждение административных правонарушений.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится таможенное регулирование. Применительно к административной ответственности за нарушения в области таможенного дела к ведению Российской Федерации относится установление:
1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях в области таможенного дела;
2) перечня видов административных наказаний и правил их применения:
3) административной ответственности в области таможенного дела;
4) Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к адми нистративной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
5) Презумпция невиновности. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
6) Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
7) Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
8) Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Принцип гуманизма. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
9) Принцип справедливости. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
10) При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
11) Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
12) Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Действие законодательства об административных правонарушениях в области таможенного дела во времени. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Действие законодательства об административных правонарушениях в области таможенного дела в пространстве. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных, международным договором Российской Федерации.
Административным правонарушением в области таможенного дела признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Признаки административного правонарушения в области таможенного дела:
Противоправность есть юридическое выражение материального содержания (общественной опасности, вредности) административного правонарушения в области таможенного дела. Она свидетельствует о том, что лицо, совершившее административное правонарушение, нарушило запрет, который содержится в административно-правовой норме. Противоправность означает, что в качестве административного правонарушения в области таможенного дела может рассматриваться только такое поведение, которое специально предусмотрено в диспозициях Особенной части главы 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Виновность. Российское законодательство предусматривает возможность административной ответственности, следовательно, и признание в поведении лица административного правонарушения только при наличии вины, выраженной в форме умысла или неосторожности. Виновность — это психическое отношение лица к совершенному правонарушению и наступившим последствиям. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
— Наказуемость. Административное правонарушение неразрывно связано с административным наказанием. За совершение каждого административного правонарушения предусмотрена возможность назначения административного наказания.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В качестве самостоятельного признака, позволяющего отграничить указанные правонарушения от других видов административных правонарушения, можно выделить область их совершения — это область таможенного дела.
Виды административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил):
— незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки (ст. 16.1 КоАП РФ);
— недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (ст. 16.2 КоАП РФ);
— несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации (ст. 16.3 КоАП РФ); недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 16.4 КоАП РФ):
— нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП РФ):
— непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы (ст. 16.6 КоАП РФ):
— представление недействительных документов при совершении таможенных операций (ст. 16.7 КоАП РФ);
— причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам (ст. 16.8 КоАП РФ): недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата това|юв или недоставка документов на них (ст. 16.9 КоАП РФ);
— несоблюдение порядка таможенного транзита (ст. 16.10 КоАП РФ);
— уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации (ст. 16.11 КоАП РФ);
— несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений (ст. 16.12 КоАП РФ); совершение грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа (ст. 16.13 КоАП РФ);
— нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций (ст. 16.14 КоАП РФ);
— непредставление в таможенный орган отчетности (ст. 16.15 КоАП РФ);
— нарушение сроков временного хранения товаров (ст. 16.16 КоАП РФ);
— представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации (ст. 16.17 КоЛП РФ): невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами (ст. 16.18 КоАП РФ);
— несоблюдение таможенной процедуры (ст. 16.19 КоАП РФ); незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами (ст. 16.20 КоАП РФ);
— незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка (ст. 16.21 КоАП);
— нарушение сроков уплаты таможенных платежей (ст. 16.22 КоАП РФ);
— незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела (ст. 16.23 КоЛП РФ);
— незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами (ст. 16.24 КоАП РФ).
Состав административного правонарушения в области таможенного дела — его правовая форма, т. е. система объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение.
Элементами состава административного правонарушения являются; Объект административного правонарушения в области таможенного дела — общественные отношения в области таможенного дела, охраняемые кодексом РФ об административных правонарушениях.
Виды объектов:
1) общий объект это экономические интересов физических и юридических лиц, общества и государства;
2) родовой объект — общественные отношения в области таможенного дела;
3) непосредственный объект — это порядок перемещения товаров и транспортных средств, порядок временного хранения, порядок декларирования, порядок помещения под таможенную процедуру, порядок осуществления деятельности в области таможенного дела и др., предусмотренные конкретными статьями главы 16 КоАП РФ.
Предмет административного правонарушения в области таможенного дела — предметы материального мира, путем воздействия на которые происходит посягательство на непосредственный объект. К их числу относятся товары, транспортные средства, валюта, таможенная декларация, формы отчетности, таможенные платежи и др.
Объективная сторона административного правонарушения в области таможенною дела — совокупность предусмотренных законом признаков, отражающих внешнее проявление административного правонарушения.
Основным содержанием объективной стороны является действие или бездействие. Факультативным содержанием объективной стороны являются время, место, способ, средства, обстановка совершения правонарушения.
Субъект административного правонарушения в области таможенного дела — это лицо (физическое, юридическое), совершившее правонарушение.
Физическое лицо должно отвечать следующим признакам:
1) возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лег.
2) вменяемость способность лица осознавать фактический характер и опасность своих действий (бездействия) и руководить ими:
3) специальные признаки.
Специальным субъектом административного правонарушения в области таможенного дела является должностное лицо.
В качестве юридического лица как субъекта административного правонарушения в области таможенного дела может выступать таможенный представитель, таможенный перевозчик, владельцы складов временного хранения, таможенных складов.
Субъективная сторона административного правонарушения в области таможенного дела — это внутренняя, психологическая сущность административного правонарушения, т.е. психическое отношение лица к совершенному деянию (действию, бездействию), которое характеризуется конкретной формой вины — умыслом или неосторожностью.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя дат ж но было и могло их предвидеть.
Квалификация административного правонарушения — это установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава административного проступка.
Правовое назначение квалификации административных правонарушений:
— позволяет установить и закрепить юридический факт (событие административного проступка), т.е. выступает правовым обоснованием привлечения лица к административной ответственности;
— определяет права и обязанности субъектов возникшего административно-деликтного правоотношения (выбор мер административно-процессуального принуждения, наложение административного взыскания и т. п.);
— выступает правовым обоснованием самой административной ответственности, основанной на констатации в действиях виновного конкретного состава административного правонарушения.
Этапы процесса квалификации административных правонарушений:
— установление фактических обстоятельств дела;
— выбор и анализ административно-правовой нормы законодательства об административной ответственности за административные правонарушения;
— принятие решения и закрепление его в административно- процессуальном акте.