Глава 1. Особенности осуществления местного самоуправления.




ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СУДЕБНЫХ ЭКСЕРТИЗ

 

 

Реферат на тему: «Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения»

 

 

Выполнил(а):

Дрямина Диана Александровна, СЭс-5902

Проверила: Ложкина Татьяна Евгеньевна

 

Киров 2020

 

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Особенности осуществления местного самоуправления. 7

Глава 2. Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения. 11

Заключение. 15

Список используемой литературы.. 22

 

 

Введение

В 1998 году Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, в соответствии с которой органы местного самоуправления, обеспечивающие одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление, признаны одной из базовых основ демократического строя. Согласно статье 3 Европейской Хартии местного самоуправления, местное самоуправление - это право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного значения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного тайного равного прямого и всеобщего голосования. На основании статьи 15 части 4 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Эти нормы и принципы закрепляются в международных пактах, конвенциях, иных международно-правовых документах.

Они могут непосредственно применяться при рассмотрении и разрешении юридических споров и служить основанием для возникновения у граждан России, создаваемых ими объединений и у органов власти юридических прав и обязанностей. И среди них следует особо выделить Европейскую Хартию местного самоуправления, которая была принята Советом Европы 15 октября 1985 года, где в статье 2 говорится о том, что «принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в ее Конституции». Являясь членом Совета Европы, Россия на практике выполняет требования этой статьи Европейской Хартии. Конституция Российской Федерации закрепила основы федеративного устройства и субъектный состав РФ, признала и гарантировала осуществление местного самоуправления (статья 12), что привело к формированию трех уровней публичной власти - федерального, субъектов Федерации и местного. Местное самоуправление - это самая близкая к гражданину власть, которая не входит в систему государственной власти, призванная решать его повседневные проблемы. «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

В статье 12 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. В Санкт-Петербурге федеральное и региональное законодательство ограничивает права не столько муниципалитетов, сколько местного сообщества. В связи с этим изучение правовых проблем местного самоуправления в Санкт-Петербурге является актуальной темой для исследования. Необходимо помнить, что главная цель муниципальной реформы - создание эффективной системы управления территориями с целью их социально-экономического развития. Говоря о научной степени разработанности, следует отметить, что вступая в новый этап реформирования системы местного самоуправления, необходимо учитывать тот факт; что эта реформа имеет свою историю. В 1995 году, когда принимался Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», невозможно было не то что прописать законодательно, но даже предположить, какие организационные формы и модели самоуправления возникнут в различных субъектах Федерации с учетом местных, исторических и иных условий. Не апробировав на практике, нельзя было оценить их достоинства и недостатки, выбрать наиболее оптимальные из них. Недостатки федерального законодательства перекочевали затем в законы субъектов Федерации. В результате в большинстве субъектов Федерации, в том числе и в Санкт-Петербурге, сложилась система местного самоуправления, которая на данный момент уже не удовлетворяет ни государственную власть, ни самих муниципалов. Особенностью муниципальных образований в городах федерального значения является то, что вновь сформированные органы местного самоуправления не являются чьими-либо правопреемниками и начали работу с «чистого листа». Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отдельной статье 79 определил особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, суть которых - в закреплении за указанными субъектами РФ права своими законами регулировать ключевые вопросы организации местного самоуправления на внутригородских территориях, а именно: установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование; вопросы местного значения внутригородских муниципальных образований; источники доходов местных бюджетов; состав муниципального имущества, необходимого для решения вопросов местного значения. О том, что вопросы местного значения играют основополагающую роль в организации и существовании местного самоуправления, в литературе сказано немало. Эти вопросы «образуют стержень, вокруг которого строится вся работа местного самоуправления». Именно для решения вопросов местного значения согласно действующему законодательству. Образуются муниципальные образования в различных организационно-территориальных формах. Создаются и наделяются соответствующими полномочиями органы и должностные лица местного самоуправления. Органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты. Предназначается муниципальное имущество. Формируется и исполняется местный бюджет. Социологические исследования среди горожан Санкт- Петербурга показывают то, что 8 из 10 граждан не знают, чем должно заниматься местное самоуправление и в чем его суть. Для сравнительного анализа стоит отметить, что в Европе постоянно фиксируется высокая явка избирателей именно в органы местного самоуправления - 70-80%. Практическая значимость работы заключается в том, что в настоящий момент требуется разработка обоснованной по показателям (например, территория, численность населения, социально-экономическая инфраструктура) типологии муниципальных образований, в основу которой должны быть положены полномочия и бюджетный потенциал муниципальных образований; уточнение вопросов ведения. В этой связи особенное значение приобретают изучение опыта работы муниципальных образований Санкт-Петербурга, анализ существующих правовых проблем, что и является предметом исследования, а объектом исследования - сами органы местного самоуправления Санкт-Петербурга. Цель настоящей работы - на основе анализа теоретических положений, реальной практики федеральных и региональных законодательных актов органов Российской Федерации, Указов Президента РФ, подзаконных актов Правительства РФ, высших должностных лиц субъектов России и муниципальных образований разработать предложения по внесению поправок в действующее федеральное и региональное законодательство.

 

Глава 1. Особенности осуществления местного самоуправления.

Понятие «самоуправление» не имеет вполне точного и единого научного значения и разными авторами понимается неодинаково. Термин «местное самоуправление» имеет свою историю. Наиболее полное и широкое толкование этому понятию было дано еще в XVII столетии в Англии («selfgovernment»), оттуда заимствовано в прошлом веке государствоведами Германии и России. Любопытно, что во Франции соответствующего термина вовсе не существует, и он заменен понятиями «децентрализация» («decentralization») или «муниципальная власть» («pouvoirmunicipal»). Исторически сложилось так, что современное определение понятия «местное самоуправление», его основополагающие идеи в нашей стране нашли отражение только в 1990 г. в общесоюзном законе «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». В законе СССР давалась следующая трактовка этого понятия: «Местное (территориальное) самоуправление... - это самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей административно-территориальных единиц, на основе законов и соответствующей материальной и финансовой базы». В этом определении впервые в советской литературе наиболее ёмко раскрыто содержание местного самоуправления, даны ориентиры в понимании сути самоуправления. Этот закон повлиял на содержание других одноименных законов, принятых в бывших республиках СССР. В Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» (1991 г.) в ст. 1 записано: «Местное (территориальное) самоуправление... - система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции РСФСР и законов РСФСР, конституций и законов республик в составе РСФСР». Как самостоятельный уровень публичной власти в России местное самоуправление состоялось 21 апреля 1992 г., когда в Конституцию Российской Федерации были внесены соответствующие изменения. В основу российской правовой системы местного самоуправления были положены правовые идеи общественной теории местного самоуправления. Сейчас понятие «местное самоуправление» можно рассматривать в ряде аспектов. Во-первых, местное самоуправление - это право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведование местными делами. Согласно статье 3 Европейской Хартии местного самоуправления, местное самоуправление - это право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного значения. Из определения видно, что местное самоуправление рассматривается именно как право и реальная способность. Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Право на местное самоуправление может быть реализовано как непосредственно через формы прямого волеизъявления (выборы, референдум, территориальное общественное самоуправление, опрос и т. д.), так и опосредованно через систему органов местного самоуправления. Во-вторых, местное самоуправление - это деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения. В части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определялось, что местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В-третьих, местное самоуправление - форма народовластия, то есть способ осуществления народом принадлежащей ему власти. В частях 1, 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» записано, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В-четвертых, местное самоуправление - разновидность социального управления, которое существует наряду с государственным управлением. Самоуправление - это управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управляемых одни и те же лица. Данный аспект самоуправления воплощается в таких его социальных (не правовых) характеристиках, как самоорганизация, самодеятельность, саморегулирование, самоконтроль. В-пятых, местное самоуправление - важная составляющая основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения власти определяет систему управления. В статье 12 Конституции Российской Федерации указывается, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Наиболее значительным представляется последний аспект. Местное самоуправление во всех развитых странах признается и закрепляется в качестве одной из основ конституционного строя, в качестве демократического института, который не может быть ликвидирован. Например, в части 2 статьи 28 Конституции ФРГ говорится о том, что общинам должно быть предоставлено право решать местные вопросы в рамках закона под их собственную ответственность. Объединения общин в рамках их законной сферы деятельности также имеют право на самоуправление в соответствии с законом. Иными словами, самоуправление как форма организации принципиально неприкосновенно. В США действует принцип самоуправления (homerule), который означает управление местными делами без вмешательства со стороны законодательного или иных органов штатов в деятельность муниципальных органов. Аналогичная норма появилась и в Конституции Российской Федерации. Судья Конституционного Суда РФ Бондарь Н.С. отмечает, что сущность местного самоуправления обусловливает его трех аспектное конституционное значение. Во-первых, оно является важнейшим институтом гражданского общества в Российской Федерации и в этом качестве - одной из основ конституционного строя; во-вторых, это форма (сегмент) народовластия, неотъемлемая органическая часть политической системы; в-третьих, местное самоуправление можно признать институтом правового положения личности. Этим обусловлены богатство нормативно-правового содержания и сложный, многоструктурный характер институтов местного самоуправления в их конституционном и текущем законодательном оформлении. Местное самоуправление является составной частью демократического правового государства. Демократия - власть народа. Например, Токвиль А. определял демократическое общество, как «общество, которое правит собой само и для себя».


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: