Методические указания к выполнению задания 3




Система «Экспресс» работает в диалоговом режиме (вопрос — ответ). Диалог кассира с нею осуществляется с помощью единого формализованного языка, который основан на простом и доступном методе чередования символов латинского и русского алфавитов, арабских цифр и графических обозначений.

Любой заказ в систему начинается вводом буквенного символа Р, за которым двумя цифрами обозначается вид работы. Виды работ подразделяются по декадам. Каждая декада обозначает определен­ные виды работы: 1—9 — служебные, 10—19 — для оформления, 20—29 — для возврата проездных документов, 30—39 — справоч­ные, 40—49 — международные и т.д.

В комплект билетно-кассовой аппаратуры входят системный блок (компьютер), монитор (экран, дисплей), печатающее устройство (принтер) и клавиатура, составляющие в совокупности терминал. Терминал билетного кассира позволяет заказывать и распечатывать все виды проездных документов, возвращать или погашать неисполь­зованные проездные документы, получать отчеты о работе кассира за смену. Кроме того, с помощью терминала можно получать справ­ки различных видов сложности, а также финансовые и статистичес­кие справки, бронировать места по заявкам и вводить брони или па­роли и др.

Система после обработки запроса выдает ответ по одному из трех вариантов: положительный, отрицательный (т.е. холостой) или ошиб­ка. При ошибке в ответе указан ключ, в котором набрана неверная информация, либо недостающий ключ. Отрицательный (холостой) ответ выдается с указанием причины, по которой система не может выполнить заказ (нет мест, поезд не ходит в указанную дату, такой станции нет и др.). При положительном ответе на дисплее высвечи­вается следующая информация:

ОТВЕТ ЭК — ответ выдан на экран дисплея;

ОТВЕТ ПЧ — ответ подготовлен для печати, может быть указа­но, на каком бланке;

ВЫПОЛНЕНО Н — XXX.XX и сумма, которая зачтена на счет­чик кассира по результату выполнения заказа с оплатой наличными.

Выполненный заказ можно просмотреть на экране после нажатия функциональной клавиши F8. Если что-то непонятно, то можно вер­нуться к тексту своего запроса (клавиша F7). От выполненного зака­за можно отказаться (клавиша F5),но только до начала печати про­ездного документа. После отказа следует обязательно получить рас­печатку на вспомогательном бланке. При согласии с выполнением заказа печатают проездной документ (клавиша F2).

Разработчики предусмотрели множе­ство вариантов дружественных подсказок и способов защиты от ошибок билетного кассира. По основным видам работы ключи под­сказываются автоматически после нажатия клавиши Alt,т.е. на эк­ране появляется вопрос, на который надо дать ответ. После нажатия клавиши F4 следующая буква воспринимается как ключ, т.е. не тре­буется переводить клавиатуру в режим латинских букв. Для коррек­тировки информации в ключах используется клавиша F3.Все исправ­ления возможны только до тех пор, пока запрос не отправлен в сис­тему. После нажатия клавиши Enterклавиатура блокируется до по­лучения ответа.

Информация о состоянии терминала выводится на экран в последней (девятой) сигнальной строке. При готовности к работе будет указа­но: ВВОДИТЕ, и на месте 16-го символа буква Ю. В следующем поле будут указаны причины возможных неисправностей.

Холостые ответы по поиску мест выдаются при оформлении про­ездного документа. Если невозможно удовлетворить указанные в запросе требования, то на терминал выдается ответ, который помо­гает определить причину холостого ответа. Если мест нет, то выво­дится «М-нетххх», где ххх — количество свободных мест; «К-нет» — нет мест в одном купе; РВххх — места в разных вагонах, где ххх — количество мест.

Холостые ответы выдаются в случае, если поиск мест невозможен при заданных в запросе требованиях. Варианты таких ответов: N3 — поезд «закрыт», НЗ — нитка «закрыта», ВЗ — вагон «закрыт». Если продажа возможна только по брони, то в ответе будет указано:

GN - продажа поезда только по брони;

GH - нитка только по брони.

Ответ «НЕТ ЭВЦ х » означает, что нет связи с информационно-вычислительным центром (ИВЦ), где хранятся запрашиваемые мес­та. Для обозначения каждого ЭВЦ используется знак, который в дан­ном случае высветится после слова ЭВЦ.

Если поиск мест производился, но указанные в заказе требования не могут быть удовлетворены, то в ответе будет указано, например: Н — нет нижних мест.

Если при оформлении проездного документа по виду работы Р 10 билетный кассир укажет название станции с ошибкой, то будет по­лучен ответ «НЕТ СТАНЦИЙ, НАЧИНАЮЩИХСЯ НА ……», после чего будет обозначено неправильно набранное название.

Ответ «уточните станцию» машина выдает, если две станции име­ют одинаковое название. В таких случаях за ключом С следует на­брать семизначный код станции.

Действия кассира при получении ошибок набора заключаются в проверке набранной информации и исправлении допущенной ошибки:

ОШР — ошибка по ключу; следует проверить набор ключа Р, раз­решен ли данный вид работы данному терминалу;

ОШК — нет, выдается, если в запросе не указан один или несколько обязательных ключей, будет указан ключ, в котором допущена ошибка;

ОШМ — граница мест. Проверить наличие информации за клю­чом М;

OШBD — воинский вид расчета;

OШNB — при оформлении ошибка по номеру вагона; ОШ N — ошибка по номеру поезда; ОШ D — ошибка по ключу даты; ОШ С — ошибка по ключу станции;

ОШ Т — ошибка по требованию к местам при оформлении; ОШ Т — для Р52 и Р99 (справка и отчет с неисправного терминала); ОШ Т — для Р21 ошибка набора по ключу время до отправления поезда;

ОШ I — для Р21 неверно набран защитный код;

ОШ X — проверить всю информацию за X (при оформлении про­ездного документа);

ОШ X — в Р01 для отчета. Проверить, правильно ли набраны серия и номер бланка проездного документа.

Допущенные ошибки следует исправить и послать запрос повтор­но. Билетный кассир нажимает клавишу F3, затем неверно набран­ный ключ, и курсор оказывается в том месте запроса, где необходи­мо сделать исправления.

Вывод:

 

Практическая работа №3

Тема: Ознакомление с технологией работы АСУ «Экспресс 3»

 

Цель работы: освоить технологические особенности запроса информации в системе АСУ «Экспресс», научиться выполнять запросы в АСУ «Экспресс» на получение различных видов справок о проезде в поездах.

 

Задание 1

Вариант №1

 

а.Получите справку о проезде в поездахпо маршруту Красноярск-Иркутск Пассажирский05 февраля с 15.00 до 20.00, станция отправления является станцией установки терминала.

б. Получите справку о вариантах проезда (с пересадкой) по маршруту Ангарск- Шира.

в. Получите справку о наличии мест в поездах следующих по маршруту Новосибирск -Иркутск Пассажирский на 25 января в период с 15.00 до 20.00.

г. Получите справку о наличии мест и стоимости проезда в плацкартном вагоне поезда №077В следующем по маршруту Иркутск Сортировочный -Тайшет отправляющегося 15 декабря, билет приобретают 11 декабря,вид документа «полный».

д.Получите справку о стоимости проезда по маршруту Москва-Воронеж,по всем категориям поездов дата отправления 20 апреля.

 

Вариант №2

а.Получите справку о проезде в прямых и обратных поездахпо маршруту Красноярск - Иркутск Сортировочный на 15 февраля с 10.00-20.00.

б.Получите справку о вариантах проезда (с пересадкой) по маршруту Иркутск Пассажирский – Братск.

в.Получите справку о наличии мест в купе поездов, следующих по маршруту Иркутск Пассажирский - Красноярск 7 января в период с 01.00 до 20.00.

г.Получите справку о наличии мест в купейном вагоне и стоимости проезда в поезде №660В следующим по маршруту Нижнеудинск - Иркутск Пассажирский отправляющегося 15 декабря, билет приобретают 11 декабря, вид документа «детский».

д.Получите справку о стоимости проезда по маршруту Москва - Воронеж в поезде №010А, дата отправления 20 апреля.

Вариант №3

 

а.Получите справку о проезде в поездах по маршруту Иркутск Пассажирский - Красноярск на 15 февраля в период с 10.00-20.00.

б.Получите справку о вариантах проезда (с пересадкой) по маршруту Ангарск – Абакан.

в.Получите справку о наличии мест в общем вагоне поезда №339В следующего по маршруту Красноярск - Иркутск Пассажирский на 7 января.

г.Получите справку о наличии мест в плацкартном вагоне и стоимости проезда в поезде №660В следующим по маршруту Нижнеудинск-Иркутск Пассажирский отправляющийся 15 декабря билет приобретают 11 декабрявид документа «школьный».

д.Получите справку о стоимости проезда по маршруту Красноярск - Иркутск Сортировочной дата отправления 20 января.

 

Вариант №4

а.Получите справку о проезде впоездах, следующих по маршруту Иркутск Пассажирский - Новосибирск 15 февраля;

б.Получите справку о вариантах проезда (с пересадкой) из Иркутска Пассажирского в Абакан;

в.Получите справку о наличии мест в купейном вагоне во всех поездах, следующих по маршруту Иркутск Пассажирский - Красноярск 7 января в период с 01.00 до 20.00;

г.Получите справку о наличии мест и стоимости проезда в купейном вагоне во всех поездах, следующих по маршруту Красноярск-Иркутск Пассажирский 15 февраля, билет приобретают 11 февралявид документа «детский»;

д.Получите справку о стоимости проезда по маршруту Иркутск Пассажирский-Красноярск на 20 января.

 

Задание 2

Вариант 1

 

Сделайте запрос в систему на получение короткой справки о наличии мест в прямом и обратном направлениях: станция назначения Иркутск Пассажирский, дата отправления 12 ноября, обратный выезд 18 ноября.

Вариант 2

 

Сделайте запрос в систему на получение короткой справки о наличии мест в прямом и обратном направлениях: станция назначения Тайшет, дата отправления 2 ноября, обратный выезд 8 ноября.

 

Вариант 3

Сделайте запрос в систему на получение короткой справки о наличии мест в прямом и обратном направлениях: станция назначения Тайшет, дата отправления 22 сентября, обратный выезд 27 сентября.

 

Вариант 4

Сделайте запрос в систему на получение короткой справки о наличии мест в прямом и обратном направлениях: станция назначения Улан - Уде, дата отправления 12 сентября, обратный выезд 17 сентября.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: