На 4 курсе землеустроительного факультета




Вопросы по Земельному кадастру

Для подготовки к экзамену по «Земельному кадастру и мониторингу земель»

на 4 курсе землеустроительного факультета

 

1. Понятие земель сельскохозяйственного назначения, их состав.

Землями сельскохозяйственного назначения являются все земли, предназначенные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей в соответствии с территориальным планированием. Целевое назначение земель устанавливается при их отводе в порядке межхозяйственного землеустройства, хозяйственное использование конкретизируется в процессе внутрихозяйственного землеустройства, мелиорации и других проектных работ.

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены юридическим лицам на правах коллективной собственности, срочного пользования, в том числе аренды земель, кооперативным хозяйствам, акционерным обществам, товариществам, ассоциациям крестьянских хозяйств и другим. Сельскохозяйственным предприятиям земли могут быть предоставлены для производства сельскохозяйственной продукции, кооперативам граждан – для садоводства, животноводства, огородничества. Несельскохозяйственным предприятиям, организациям, учреждениям земли предоставляются для ведения подсобного хозяйства. Физическим лицам земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены на праве частной собственности или аренды для следующих целей:

– Ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

– Личного подсобного хозяйства;

– Садоводства;

– Животноводства;

– Огородничества.

Колхозы, кооперативные хозяйства, акционерные общества, товарищества могут иметь земли в коллективной совместной и долевой собственности, в пользовании, а также в аренде.

Коллективная долевая собственность образуется как сумма земельных долей (паев) отдельных работников хозяйства. каждый работник предприятия, а также пенсионеры, проживающие на его территории получают земельный пай бесплатно в пределах средних норм, установленных в данном административном районе.

Правовой режим земель выше названных предприятий определяется статьями 40, 41, 59 ЗК РФ. Данные хозяйства обязаны использовать землю по целевому назначению, рационально, осуществлять меры по охране земель, проводить мелиоративные и культурные мероприятия в целях сохранения почвенного плодородия.

Государственные сельхозпредприятия обладают теми же правами и обязанностями, что и другие землепользователи.

К землям населенных пунктов, находящихся в ведении городских, поселковых и сельских органов власти, относятся территории, предназначенные для размещения и развития городов, поселков и сельских поселений.

Основным целевым назначением данной категории земель является удовлетворение жилищных, производственных, социальных, культурно-бытовых нужд граждан, проживающих на территории населенных пунктов.

Землями населенных пунктов являются все земли в пределах городской, поселковой черты или черты сельского населенного пункта.

 

2. Технология составления оценочных шкал, замкнутые и разомкнутые шкалы.

Относительная ценность земель, выраженная баллом, получается в результате составления оценочной шкалы.

Оценочная шкала — система оценочных показателей, количественно характеризующая свойства и качество различных земельных участков при их сопоставлении.

Шкалы бывают открытые разомкнутые и закрытые замкнутые. При установлении относительной ценности земель в оцениваемых населенных пунктах строятся закрытые или замкнутые шкалы. В закрытой шкале наилучшему показателю присваивается наивысшая величина 100 баллов, а наихудшему, или в случае отсутствия показателя — 0 баллов, т.е. вся шкала имеет размеры только от нуля до 100. Для показателей, которые безусловно должны присутствовать, применяется открытая шкала, где за 100 баллов принимается лучший показатель, остальные могут увеличиваться в ту или иную сторону. Открытые шкалы не имеют максимальной и минимальной размерностей.

Ряд относительных чисел баллов, составляющих оценочную шкалу, изображается показывается в виде рядов распределения статистических таблиц или соответствующих графиков. Основным требованием при построении оценочной шкалы является ее наглядность и простота. Оценочная шкала разрабатывается последовательно, исходя из порядка проведения экономической оценки земли в данном районе, области или республике

 

3. Задачи и принципы ведения Государственного земельного кадастра.

· Общая задача ГЗК федерального уровня заключается во всестороннем количественном и качественном описании земельных ресурсов страны в целом и земельных участков, расположенных на территории двух и более субъектов Федерации, характеристике их природного состояния, хозяйственного использования и правового статуса, организации проведения оценки земель и использования ее результатов, обеспечении земельно-кадастровой информацией органов управления государства.
Решение этой общей задачи достигается посредством решения частных, к которым относятся:

· разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области управления земельными ресурсами, контроль за их соблюдением;

· разработка, утверждение и реализация федеральных программ развития Государственного земельного кадастра;

· определение перечня основных сведений Государственного земельного кадастра;

· установление порядка финансирования деятельности по ведению Государственного земельного кадастра;

· координация деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Задача ГЗК уровня субъекта Российской Федерации заключается в количественном и качественном описании земельных ресурсов субъекта РФ в целом и земельных участков, расположенных на территории двух и более муниципальных образований данного субъекта РФ, характеристике их природного состояния, хозяйственного использования и правового статуса, проведении оценки земель и использовании их результатов, обеспечении земельно-кадастровой информацией органов управления субъекта РФ.
Решение этой общей задачи достигается посредством решения частных задач, к которым относятся:

· организация кадастрового деления подведомственной территории;

· установление (восстановление) границ муниципальных образований;

· кадастровый учет земельных участков, расположенных на территории двух и более муниципальных образований;
· кадастровый учет территориальных зон;

· кадастровая оценка земель;

· хранение и предоставление земельно-кадастровой информации (информационно-аналитическая задача).
Задача ГЗК уровня муниципального образования заключается во всестороннем количественном и качественном описании каждого земельного участка, земельных ресурсов муниципального образования в целом, характеристике их природного состояния, хозяйственного использования и правового статуса, проведении оценки земель и использовании их результатов, обеспечении земельно-кадастровой информацией органов управления муниципального образования.
Решение этой общей задачи достигается посредством решения частных, к которым относятся:
· организация кадастрового деления подведомственной территории;
· кадастровый учет земельных участков;

· кадастровый учет территориальных зон;

· кадастровая оценка земель;

· хранение, обработка и предоставление земельно-кадастровой информации (информационно-аналитическая задача).
Поставленные задачи определили содержание современного государственного земельного кадастра как одной из функций управления земельными ресурсами регионального уровня. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 г.) устанавливает четкое разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, подчеркивает самостоятельность последних (ст. 12, 131, 132 Конституции РФ). Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (от 28.08.1995 г.) и последующие его изменения и дополнения еще более акцентировали самостоятельное положение органов местного самоуправления в вопросах предметов ведения местного самоуправления, включая и земельные отношения [5, ст. 6].
Широкие полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений на территории муниципального образования подтверждены Земельным кодексом [6, ст. 10, 11, 71, 72]. Более того, Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" четко определены основания для отнесения земельных участков к собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности [3, ст. 4 и 5].
В связи с этим было бы логично представить содержание ГЗК отдельно для различных уровней следующими разделами:

· для субъекта Федерации:

кадастровое деление кадастрового округа;

установление (восстановление) границ муниципальных образований;

кадастровый учет земельных участков;

кадастровый учет территориальных зон;

кадастровая оценка земель;

· для муниципального образования:

кадастровое деление кадастрового района;

кадастровый учет земельных участков;

кадастровый учет территориальных зон;

кадастровая оценка земель.

Принципы ведения ГЗК
Статья 5 Федерального закона "О Государственном земельном кадастре" устанавливает, что ведение ГЗК должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:

· единство системы и технологии ведения Государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации;

· непрерывность внесения в Государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;

· открытость сведений Государственного земельного кадастра;

· сопоставимость и совместимость сведений Государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других Государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
Приведенные в законе принципы ведения ГЗК являются основными, определяющими общие правила функционирования земельного кадастра. Применительно к ведению ГЗК на региональном уровне названные общие принципы необходимо дополнить частными принципами, которые в современных условиях реформирования земельных отношений требуются для более четкой ориентации работ:

· использование уже накопленной земельно-кадастровой информации, конвертация имеющихся баз данных ГЗК;

· последовательная модернизация методики работ и структур баз данных;

· ведение кадастровой документации на бумажных и электронных носителях, приоритет записей на бумажных носителях;

· постоянное (вечное) хранение земельно-кадастровой документации (ЕГРЗ, кадастровые дела, кадастровые карты).

 

 

4. Порядок проведения частной экономической оценки земель, показатели.

Частная экономическая оценка земли предусматривает определение степени эффект. возделыв. конкрктных с/х культур на почвах. Материалы частной экономической оценки земли содержат сведения о пригодности земель для возделывания различных с/х культур.

Предметом экономической оценки выступают конкретные формы проявления экономического плодородия- относительное и абсолютное плодородие.

Основными показателями экономической оценки земли как средства производства в с/х выступают:

- урожайность с/х культур

- окупаемость затрат

- дифференциальный доход

 

5. Учет земель по целевому назначению, формам собственности и срокам пользования.

 

6. Процесс бонитировки почв при экономической оценке земель.

Бонитировка почв (БП) – сравнительная (бальная) оценка их плодородия по свойствам самих почв при сопоставимых агроклиматических условиях и интенсивности земледелия.

БП устанавливает относительную пригодность почв по основным факторам естественного плодородия для возделывания с/х-х культур. БП строится на объективных признаках и свойствах почв, которые имеют ведущее значение в развитии и росте с/х-х культур. БП является логическим продолжением комплексных обследований земель и предшествует их экономической оценке.

Основная цель БП состоит в определении относительного достоинства почв по их плодородию, т.е. в установлении во сколько раз одна почва лучше или хуже другой по своим естественным и устойчиво приобретенным свойствам.

БП проводят по почвенным разновидностям или группам почв, равноценным по хозяйственно достоинству, залегающих на одних и тех же элементах рельефа, сходным по условиям увлажнения и, вследствие этого, близким по агрохимическим, агрофизическим и др. естественным свойствам, влияющим на урожайность с/х-х культур.

Критериями БП являются их природные признаки и признаки, приобретенные в процессе длительного окультуривания, коррелирующие с урожайностью с/х-х культур.

БП производится в последовательности:

определение средних значений показателей, характеризующих отдельные признаки и свойства почвы;

определение средней многолетней урожайности основных с/х-х культур на различных почвах;

выбор основных признаков и составление шкалы БП по естественным свойствам и урожайности основных с/х-х культур.

Оценочными признаками служат свойства почв, выраженные определенными показателями, которые тесно коррелируют с урожайностью с/х-х культур. Такими признаками являбтся: тип почв, мех.состав, сумма поглащенных оснований, степень насыщенности основаниями, рН, содержание гумуса в А-пахотном слое, мощность А-пахотного слоя.

 

7. Понятие земельного кадастра и учета земель (Федеральный закон о Государственном земельном кадастре).

государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра);

государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера;

 

8. Исторические аспекты возникновения земельно-оценочных мероприятий. (ХЗ!!)

В развитии теории рос. кадастра 3 периода:

1 ) Дореволюционный: необходимые сведения в Рос о землях содержались в поземельной и межевой книгах. В межевой книге описывались границы землевлад-я и отражались изменения в положениях границ. В поземельной книге фиксировались обладатели прав, описанных в межевой книге, и отражались сведения о совершаемых с землей сделках. Такое документир-е сведений о земле соответствовало тем земельным отношениям. Гос-во имея такие сведения о земле, могло выполнять фискальную функцию, а землевладельцы могли защищать в суде свои права на землю и разрешать межевые споры.

2) Советский: после октябрьской революции земельные отнош-я резко изменились. Вся земля была национализирована и объявлена всенародным достоянием и единой гос-ой собственностью. Не стало необх-ти в поземельной и межевой книгах, в налогообложении. Но в то же время гос-во нуждалось в сведениях о земле. Эта потреб-ть определялась с введением в стране плановой экономики. Кадастр представлял собой сведенные в единую книгу таблицы дифференцируемые по пользователям сведения о качественных характеристиках земель. Основа ведения ЗК – развернутая система обследования земель с-х назначения. Сведения о других землях приводились укрупнено и достаточно объективно. Получение сведений о землях обеспечивалось принятой системой распоряжения землей. Любой переход права на землю осуществлялся путем изъятия земельных участков у одних лиц и предоставления их другим на основании решения органов власти. Это закреплялось Гос. актами на право владения и пользования землей.

3) Перестроечный: земля становится объектом налогообложения, гражданского оборота. Распоряжение землей осуществляется без издания нормативных документов органов власти. Это приводит к тому, что органы местной и гос. власти теряют информацию фискального характера о земле и не могут правильно исчислять и собирать плату за землю. В это же время активизируется оборот земельных участков, которые были переданы гражданам в собственность для инд. строительства и ведения садоводства. При этом стали возникать межевые споры, которые невозможно было разрешить из-за отсутствия необходимых ЗК сведений. Все это создало предпосылки пересмотреть состав необходимых сведений и документов, которые должны содержаться в ЗК и пересмотреть порядок ведения ЗК.

 

9. Съемки и обследования, осуществляемые для целей Государственного земельного кадастра.(не до конца!)

Обследования подразделяют на специальные и хозяйственные. К специальным обследованиям относятся экономические, строительные, почвенные, геоботанические и мелиоративные. При хозяйственных обследованиях по внешним признакам и состоянию каждого контура угодья на местности определяют его качество и возможность дальнейшего, более рационального использования. В этих целях используют все имеющиеся материалы на учитываемую территорию. Обмеры могут быть сплошными и выборочными. При сплошных обмерах учитывают всю площадь, при выборочных - часть территории.

 

10. Значение данных Государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий для осуществления аграрных преобразований в РФ.

 

11. Понятие и состав земель промышленности, транспорта, связи… и иного не сельскохозяйственного назначения

К землям промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения относятся земли, предоставляемые соответствующим предприятиям, учреждениям для выполнения возможных на них задач.

Земля может быть предоставлена государственным предприятиям, организациям, учреждениям в бессрочное пользование или аренду. Документом, удостоверяющим право собственности или пользования на земли, является свидетельство или государственный акт на право бессрочного пользования и договор аренды.

Земли промышленности подразделяются на обрабатывающую и добывающую, правовой режим которых различен.

Целевое назначение земель обрабатывающей промышленности служить проектным базисом для размещения производственных и административных зданий и сооружений, объектов культурно-бытового назначения. Основное целевое назначение добывающей промышленности – обеспечить добычу полезных ископаемых и служить пространственным базисом для размещения производства. В первом случае земля выступает, как предмет труда, во втором – как средство труда.

Объектами права на землю промышленности являются земельные участки, предоставляемые промышленным предприятиям для организации производства.

Субъектами права на землю являются государственные, кооперативные, частные предприятия, а в добывающей промышленности также отдельные граждане.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: