Анализ системы управления организацией




 

2.1. Стратегическое и текущее планирование в организации

Одной из самых основных и важных функций управления является функция планирования, которая предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и как достичь их. Известный американский специалист в области планирования Р. Акоф назвал его проектированием будущего и желаемых путей его достижения, одним из самых сложных видов умственной деятельности, доступных человеку. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата.

▪ Стратегическое планирование.

Планирование деятельности ЗАО «Кондитерпром» осуществляется путем составления бизнес-плана. Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности предприятия и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. В них формулируются основные задачи на установленный период. ЗАО «Кондитерпром» выбрало для дальнейшего развития стратегию роста, предприятие расширит ассортимент и улучшит качество продукции и расширит сегмент на уже существующих рынках Бурятии и регионов, повысит производительности труда, эффективности производства. Осуществление данной стратегии начнется с перевооружения основного оборудования предприятия.

Миссия ЗАО «Кондитерпром»заключается в создании объективных условий для роста уровня среднедушевого потребления отечественных кондитерских изделий высокого качества и широкого ассортимента населением Республики Бурятия и прилегающих к ней регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, развитие экспорта, повышения занятости населения.

Цель ЗАО «Кондитерпром»: техническое перевооружение оставшейся части производства, а также объектов производственной инфраструктуры, действующей кондитерской фабрики «Кондитерпром» - единственного в Республике Бурятия специализированного предприятия по выпуску кондитерских изделий широкого ассортимента на базе использования современной техники. Численность занятых возрастет на 26 человек, что крайне важно для условий республики, имеющей избыточные трудовые ресурсы - вторых членов семей, занятых в основном кондитерском производстве.

После модернизации предприятие преследует цель:

1. Увеличить долю рынка в Республике Бурятия и других регионах.

2. Увеличить производительность производства фабрики до 14958, 65 тыс. тонн готовой продукции в год, в современной упаковке и по доступным ценам

3. Увеличить выпуск шоколадной продукции. Увеличить ассортимент выпускаемой шоколадной продукции.

4. Повысить качество конфет.

5. Обеспечить местное население свежепроизведенным шоколадным товаром

6. На потребительском рынке Республики Бурятия, а также за пределами Республики Бурятия занять нишу постоянства.

7.Увеличить ассортимент и повысить производительность имеющейся линии BL-275.

8. Установить и запустить линию «Mazzeti Renato»

9. Обеспечить выполнение плана дохода на 2008 год в 16 893 570 руб.

.

Финансирование технического перевооружения намечается за счет собственных средств предприятия (оплата строительно-монтажных работ), инвестиционных кредитов (оплата оборудования, оплата авансового платежа, таможенного сбора, таможенных пошлин и НДС, а также оборотных средств).

Для комплексного технического перевооружения кондитерской фабрики "Кондитерпром" необходима закупка импортного технологического оборудования на сумму 1934 тыс. евро

С реализацией данной стратегии связано достижение ряда целей и решение важных задач экономического, технологического и социального характера.

Во-первых, внедряемая современная техническая и технологическая основа кондитерского производства гарантирует равномерное распределение компонентов и достижение требуемого соотношения между ними и микродобавками в каждом единичном изделии, что позволит обеспечить развитие в Республике Бурятия производства высококачественной кондитерской продукции. В результате будет выпускаться продукция, сопоставимая по своим характеристикам с лучшими отечественными и зарубежными аналогами. Это, в свою очередь, окажет положительное влияние на экономику кондитерского производства: затраты на единицу продукции снизятся до уровня передовых российских предприятий.

Во-вторых, не менее чем в 1,5 раза возрастет степень удовлетворения потребительского спроса на изделия высокого качества и широкого ассортимента в современной упаковке и по доступной цене в зоне, включающей в себя кроме Республики Бурятия Читинскую и Иркутскую области, Приморский край и Республику Саха-Якутия. Это позволит реально улучшить их снабжение отечественной кондитерской продукцией с использованием натурального местного плодово-ягодного и орехового сырья.

В-третьих, будут созданы объективные предпосылки для вытеснения импортной продукции с регионального продовольственного рынка Восточной Сибири и Дальнего Востока.

В-четвертых, за счет увеличения объемов производства возрастет экспорт кондитерских изделий в Монголию, где они традиционно пользуются повышенным спросом.

В-пятых, будет создано 26 дополнительных рабочих мест, что позволит более полно обеспечить занятость местного населения, и на этой основе улучшить социальный климат в обществе и повысить платежеспособный спрос населения.

В-шестых, повысятся доходы сельских жителей за счет закупки у них сырья для производства кондитерских изделий (ягод, орехов и т.п.), уникального по своим питательным качествам и содержащимся микроэлементам.

Все вышеперечисленное позволит заложить основы высокой эффективности технического перевооружения кондитерских цехов производства ЗАО "Кондитерпром»

Сектор активности, к которому относится проект - пищевая промышленность, кондитерское производство.

Характер предполагаемого проекта в рамках общей стратегии роста - внедрение современного, экологически безопасного и экономически эффективного комплектного оборудования по производству вафель в ассортименте и шоколадной продукции на базе закупаемого оборудования.

По предлагаемому проекту имеются договоры и контракты на поставку оборудования, большинства видов основного сырья, включая плодовое, и сбыт готовой продукции на территории Российской Федерации и Монголии.

Обеспечение экологической безопасности — положительное заключение Государственного комитета Республики Бурятия по экологии и природопользованию на материалы по техническому перевооружению ЗАО "Кондитерпром".

Ресурсы, которые имеются для обеспечения проекта, - свободные трудовые ресурсы; производственные и складские помещения в удовлетворительном состоянии, в том числе после демонтажа физически устаревшего оборудования, инженерные коммуникации; инструменты, производственные и вспомогательные средства, энергия, вода; транспортные средства; собственная торговая сеть; связь.

Основные поставщики сырьевых ресурсов: ООО «Торговый дом «Солнечные продукты» г. Новосибирск, ООО «Мелькорм» г. Кемерово, ООО «Тримэкс», г.Москва; Павловский сахарный завод; Белореченская птицефабрика; ООО «Корпорация русский кондитер»; ООО «Янта-Т» г. Иркутск и т.д.

Описание товара. Удельный вес новых видов кондитерских изделий в общем объеме производства составит 25%.На сегодняшний день специалистами ЗАО «Кондитерпром» разработаны новые виды продукции, которые нигде не производятся, внедрение этих разработок в жизнь, позволит предложить на рынок уникальные высокотехнологичные товары.

Кондитерская фабрика "Кондитерпром" имеетдлительный опыт работы на рынке кондитерских изделий не только в самой Республике Бурятия, но и в обширном регионе, объединяющим Иркутскую и Читинскую области, Якутию, Приморский край, Еврейскую автономную область и Монголию. ЗАО "Кондитерпром" было создано на базе кондитерской фабрики "Амта". Готовая продукция фабрики изготавливается преимущественно из натуральных, экологически чистых продуктов, с тщательным контролем за соблюдение стандартов и рецептур, что обеспечило ее высокое качество и соответственно спрос среди населения.

Однако современное техническое состояние предприятия не совсем позволяет, не только совершенствовать технологию производства, но и не дает возможности предприятию использовать имеющиеся производственные мощности - износ основного технологического оборудования составляет 75 процентов. Объективно это оправдано длительностью его эксплуатации (с 1971 года). Вместе с тем здания и сооружения фабрики, в соответствии с имеющимся актом обследования производственных зданий предприятия, находятся в удовлетворительном состоянии и пригодны для размещения в них кондитерского технологического оборудования нового поколения.

До 1997 года износ основного оборудования составлял 96% в 1997 году провели техническое переоснащение, добавили оборудование марки «Золотая Нива». С этого момента увеличился ассортимент конфет и возможность менять форму конфет, но мощность оставалась неизменной – 200 кг\час. Износ оборудования составил 90%.

В 2005 году проведено еще одно техническое переоснащение запущена линия по производству карамельной продукции BL-275. Износ сократился до 75%.

В 2008 году планируется полное перевооружения цеха шоколадной продукции. Будет закуплена итальянская линия «Мazzeti Renato», производительностью 500-960 кг\час с широкими технологическими возможностями и выпуском конфет отличного качества. Данная линия включает в себя оборудование для приготовления начинок, шоколадной глазури и упаковочные автоматы.

Приобретение данного оборудования позволит значительно расширить ассортимент продукции и улучшит ее качество, износ оборудования сократится до 61%.

ЗАО "Кондитерпром" имеет широкую фирменную торговую сеть.

Заключенные фабрикойдолговременные договоры на поставку кондитерских изделий с торговыми предприятиями г. Улан-Удэ, Министерством социальной защиты населения и труда Республики Бурятия, муниципальным предприятием "Школьное питание" г. Улан-Удэ, и многочисленными торговыми организациями Читинской области, Иркутской области, Якутии, Хабаровского края, Монголии свидетельствуюто высоком и стабильном спросе на продукцию ЗАО "Кондитерпром".

Республика Бурятия располагает свободными трудовыми ресурсами вторых членов семьи. Если учесть, что в кондитерском производстве традиционно заняты преимущественно женщины,трудоустройство 26 человек окажет самое благоприятное воздействие на социальный климат в регионе.

Таким образом, ЗАО «Кондитерпром» располагает всеми необходимыми условиями для успеха инвестиционного проекта технического перевооружения:

- наличие специализированных производственных площадей, развитой производственной инфраструктуры, местных сырьевых ресурсов плодового и орехового сырья;

- ожидаемый высокий потребительский спрос на намечаемую к реализации продукцию, в том числе на экспорт;

- освоенные рынки сбыта готовой продукции и наличие собственной товаропроводящей цепи;

- наличие необходимых для реализации проекта реальных поставщиков оборудования, сырья и материалов;

- использование закупаемого современного комплектного оборудования нового поколения;

- высокое качество выпускаемой продукции при относительно низкой себестоимости, что создает резерв для обеспечения ее конкурентоспособности;

- экологическая и техническая безопасность, как продукции, так и ее производства, соответствие продукции международным стандартам качества.

Составление плана деятельности предприятия ЗАО «Кондитерпром» начинается с подготовки проекта отдельных его частей. Разработкой каждой части занимаются разные отделы, которые в совокупности составляют рабочую группу, руководит проектом помощник генерального директора по экономическим вопросам.

1. Маркетинговый план (входить на насыщенный рынок с сильной конкуренцией можно лишь в случае готовности предприятия выступить с, безусловно, конкурентоспособной продукцией, в противном случае потери неизбежны), описываются конкретные виды продукции или услуг, которые появятся в результате осуществления данной стратегии. выясняем, кто будет покупать товар, в какие сроки и какова текущая и перспективная емкость рынка, приводятся данные об основных конкурентах по данному виду товара, их характеристика (в т.ч. цены и ценовая политика), доля в рыночном предложении,

-способы реализации товара,

-ценовая политика по данным видам продукции,

-рекламные мероприятия (и затраты на нее),

-возможный рост продаж (в натуральных единицах по видам продукции).

Составляется план на основе маркетингового исследования. Разрабатывается главным экономистом, совместно с отделом продаж.

2. План производства.

Производство товаров, хотя и является основой деятельности предприятия, тем не менее, само по себе полностью проблемы эффективности не решает, поскольку сбыт, продажа продукции являются решающим (после производства) звеном деятельности. Вот почему отдается предпочтение ориентации предприятия не на производство, а на маркетинг. В плане предлагается место для расположения оборудования с учетом внутрифабричных транспортных потоков (схема), описывается предлагаемое оборудование, его характеристики (производительность, габариты, удобство в использовании и т.п.). Обязательно обоснование выбора конкретного вида оборудования. Стоимость приобретения (с указанием конкретного поставщика), расходы на доставку и монтаж, определяются затраты рабочего времени на производство продукции, длительность производственного цикла, определяются возможности наиболее полного использования оборудования, сменность работы, периодичность остановок для ремонтов, затраты на обслуживание, оценивается безопасность персонала и окружающей среды при использовании данного оборудования (освещенность, загазованность, шум, вибрация, запыленность, температура).

В разработке принимают участие также главный технолог, главный инженер, главный бухгалтер.

3. Организационный план.

Совершенствование организации производства и труда, сокращение затрат являются основными источниками экономического роста. Определяется обоснованное количество и наименование профессий персонала, занятого в планируемом проекте, предлагаются формы оплаты труда и обосновываются затраты на оплату труда, рассчитываются энергетические затраты (э/энергия, т/энергия, вода и т.п.), определяются затраты на сырье и вспомогательные материалы (включая этикет) при производстве планируемой продукции. Составляется начальником отдела продаж, ей помогают начальники цехов.

4. Финансовый план

Позволяет сделать обоснованные выводы о сроках окупаемости данного проекта, оценить финансовые выгоды и потери предприятия. Составляется главным бухгалтером.

5.Заключение по проекту

Представляет собой рекомендации о принятии данного проекта или его отклонении. Заключение формулируется всеми членами рабочей группы.

Все исполнители в свои разделы включают оценку коммерческих рисков, связанных с качеством товаров и реализацией их на рынке, перевозкой грузов (транспортный риск), платежеспособностью покупателя, колебаниями валютного курса (валютные риски), непредвиденными обстоятельствами (стихийные бедствия и т.п.) и другие. Каждый из возможных рисков анализируется с целью определения мер по их предотвращению. Неудовлетворительное исполнение обязанностей – следствие субьективных причин – не является коммерческим риском.

Планирование ведется на основе анализа работы за прошедший период с учетом изменений в планируемом периоде. За основу берется факт.

Каждая часть общего плана предприятия оказывается при этом непосредственно связанной и обусловленной другими его частями. Таким образом, достигается сбалансированность плана деятельности предприятия. Создается динамическая система взаимосвязи производственных, технических, экономических, организационно-административных и социальных мероприятий, направленных на достижение конечной цели. Определяются источники и размеры финансирования, а также предельно допустимые затраты по каждому мероприятию, этапам и видам работ.
В плане обязательно указываются точная характеристика и масштабы конечных результатов работы предприятия в целом по датам, а также результаты работы цехов и других подразделений по каждому мероприятию в отдельности.

 

▪ Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений.

Основным звеном текущего плана производства является календарные планы (с разбивкой по месяцам), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных стратегическим планами. Календарные планы производства составляются на основе наличия заказов, обеспеченности их материальными ресурсами: степени загрузки производственных мощностей, их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматривается расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение рабочей силы, затраты на улучшение бытовых условий. На ЗАО «Кондитерпром» существуют такие виды текущих планов как: планы продаж по регионам (районам, городу) помесячно, планы затрат по цехам и отделам, комплексные планы, маркетинговые планы и др.

▪ Оперативно-календарное планирование является развернутым продолжением текущего планирования производства. Оно включает: детализацию текущего плана и доведение его заданий до каждого цеха, отдела; организацию доставки на рабочие места сырья, вспомогательных материалов, вывоз готовой продукции, организацию контроля качества; обеспечение сплошного контроля за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе. Составляются недельные и внутрисменные задания выпуска продукции.

Реализация планов осуществляется через системы бюджетов или финансовых планов. При его составлении, прежде всего, учитывается показатели, разработанные в стратегических или оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между стратегическим, текущим и другими видами планирования. Основу бюджета составляет прогноз продаж и исчисление издержек производства.

Для осуществления успешной хозяйственной деятельности предприятие на текущий год и конкретный плановый период самостоятельно формирует для себя нормативную базу по запасам и оборотным средствам путем нормирования. Руководство предприятия само устанавливает экономически обоснованные нормы запасов по всей специфицированной номенклатуре материальных ресурсов, применяемой на предприятии, и оборотным средствам, вложенным в эти запасы. Выбрав допустимую степень риска, устанавливает для предприятия приемлемый уровень надежности обеспечения запасами и оборотными средствами и значения самих норм.

Для принятия решений об уровне запасов сырья и материалов необходимо точно знать, когда, сколько и какие товары должны быть заказаны. По мере истощения отдел снабжения заказывает новые партии сырья.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: