Понятие, сущность и виды налоговых правонарушений.




Контрольная работа

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему:

«Налоговые правонарушения и ответственность за нарушение налогового законодательства»

Выполнила:

студентка 5 курса

факультета Ф и К

специальности Н и Н

4 потока

Дементова А.М.

№ л.д. 08 ффд 12730

Проверила:

Бушинская Т.В.

 

Тула 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

Теоретические основы налоговых правонарушений……………………………….5

1.1. Понятие, сущность и виды налоговых правонарушений……….….…5

1.2. Привлечение к ответственности за совершение налоговых правонарушений…………………………………….………………….12

Заключение…………………………………………………………………………...21

Список литературы…………………………………………………………………..24

 

Введение

Юридическая ответственность за налоговые правонарушения - это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.

Правовая наука и практика традиционно выделяют несколько видов юридической ответственности: гражданскую, дисциплинарную, материальную, административную и уголовную. Гражданско-правовая ответственность характерна для отношений юридически равных сторон. Налоговые отношения имеют государственно-властный характер: сторона, представляющая государство, вправе давать указания, обязательные для другой стороны. Имущественная ответственность при неравенстве субъектов отношений не имеет гражданско-правового характера. Однако государственный орган, причинивший своими незаконными действиями ущерб интересам лица, обязан возместить убытки. В такой ситуации отсутствуют властные отношения, поэтому возмещение убытков регулируется гражданским правом. Меры гражданской ответственности не направлены непосредственно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, но косвенно влияют на законность в сфере налогообложения. За нарушения налогового законодательства в зависимости от вида и тяжести деяния применяются меры административной или уголовной ответственности.

Некоторые авторы выделяют налоговую ответственность как самостоятельный вид ответственности наряду с гражданской, дисциплинарной, материальной, административной и уголовной. Однако для этого нет оснований. О налоговой ответственности можно говорить только как о комплексном институте, объединяющем нормы различных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоотношений.

Взгляд на налоговую ответственность как на самостоятельный вид ответственности является результатом терминологических неточностей, допускаемых законодателем.

Эффективное функционирование налоговой системы требует создания стабильных условий применения налогово-правовой нормы, закрепления единых правил привлечения к ответственности за совершение правонарушений в сфере налогообложения и обеспечения однозначного понимания нормы права, предусматривающей ответственность. При этом важно обеспечить унификацию норм об ответственности, поскольку недопустимо регулирование ответственности за правонарушения, имеющие одинаковую правовую природу и сферу возникновения, в рамках разных актов, имеющих различные не только цели правового регулирования, но и отраслевую принадлежность.

Настоящая работа имеет своей целью определить сущность понятия налогового правонарушения и условия его возникновения, исследовать основные теоретические вопросы относительно порядка реализации мер ответственности, выявить недостатки нормативно-правовой регламентации института налоговых правонарушений и ответственности за их совершение и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Цель работы определяет ее задачи:

Рассмотрение понятия налогового правонарушения, объектов и субъектов налогового правонарушений;

Рассмотрение видов налоговых правонарушений и ответственности за их совершение;

Рассмотрение действующего порядка привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и выявить пути совершенствования привлечения к ответственности.

Безусловно, в основе решения указанных задач должно быть теоретическое осмысление сущности налоговых правонарушений, условий их возникновения, исследование проблем применения ответственности за их совершение на основе анализа действующего законодательства и практики его применения.

 

Теоретические основы налоговых правонарушений

Понятие, сущность и виды налоговых правонарушений.

Процесс становления налоговой системы, в более цивилизованной форме, начался в России в конце XIX столетия, вызванный ростом государственных потребностей, в связи с переходом страны от прежнего натурального хозяйства к денежному хозяйству. В течение 1881-1885 гг. была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба. В новой налоговой системе наибольшее место отводилось акцизам и таможенным пошлинам. Косвенные налоги составляли почти половину всех налоговых поступлений в государственный бюджет. Прямые налоги, основная составляющая всех сумм, поступающих, в настоящее время, в бюджет от сбора налогов, в то время составляли примерно 7% всего бюджета.[10,12]

В России в любое время существовало неприязненное отношение к налогам, в отличие от западноевропейских государств, где плата налогов считается даже предметом гордости налогоплательщиков. В таком государстве человек редко когда скажет: «Я гражданин этой страны», скорее он скажет: «Я налогоплательщик». Подобная высокая налоговая культура обуславливается тем, что в таких государствах институт налогов имеет историю гораздо более продолжительную, нежели в России. Именно вокруг налогов, в странах западной Европы, разгоралась борьба между королём и парламентом. Парламент именно тогда получил законодательную власть, когда получил сначала власть в области финансов, т.е. соглашаться или не соглашаться с королём по вопросам установления и сбора налогов. К тому же, у российского законодателя всегда была склонность к достаточно большим ставкам налогов, что в свою очередь, опять же, не прибавляло популярности налогам. И не всегда налоги использовались (и используются) в качестве источника доходов для бюджета. Например, в период Новой Экономической Политики налоги использовались больше, как орудие борьбы с буржуазией.

Надо сказать, что с октября 1917 г., в связи с отменой права собственности на землю, аннулированием ценных бумаг, национализацией промышленности и запрещением частной собственности были уничтожены почти все возможные объекты налогообложения. Налоговая политика новой власти сводилась только лишь к принудительному сбору с крестьянства, так называемой продразвёрстки, которая не носила даже характер налога. По декрету от 30.10.1918 г. принудительно изымались все излишки сельскохозяйственной продукции сверх необходимого минимума для собственного потребления. Лишь с переходом государства к новой экономической политике, в мае 1921 г., возникла необходимость создания новой налоговой системы. Был введён общегражданский налог, к уплате которого привлекалось всё трудоспособное население, поделённое на разряды. В 1923 г. была проведена реформа налогообложения крестьянства, установлен единый сельскохозяйственный налог, промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, гербовый сбор.

Налоговые отношения развиваются не только в направлении правомерного поведения его участников, но и в сторону нарушения действующего права. Ответственность за нарушения налогообложения установлена уголовным, административным и налоговым законодательством Российской Федерации.

Налоговые правонарушения – любое противоправное виновное наказуемое деяние, совершенное в сфере налогообложения, выражающееся в неисполнение закрепленных налогово-правовыми нормами обязательных предписаний, вне зависимости от того, какой отраслью законодательства установлена конкретная ответственность за совершение такого деликта.[2,250]

Причины возникновения налоговых правонарушений в России, всегда были одни и те же, а если и менялись, то незначительно. Российское налоговое законодательство, слишком объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового характера.

С экономической точки зрения, довольно высокие налоговые ставки и невозможность некоторых налогоплательщиков своевременно и полно платить налоги. На мой взгляд, законодатель, вводя такие высокие ставки, не учитывает сложившуюся в стране экономическую ситуацию, видимо, рассчитывает на предприятия, занимающиеся торгово-закупочной деятельностью и имеющие постоянный и достаточно высокий доход. Да, такие предприятия могут своевременно и полно платить налоги, но ведь есть и другие предприятия, предприятия - производители, зачастую использующие устаревшее оборудование, не имеющие оборотных средств и не могущие реализовать свою продукцию из-за её неконкурентоспособности. Следствием этого становится неплатёжеспособность предприятия и невозможность оплаты им налоговых платежей.

С моральной стороны низкая правовая культура, неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе и, не в последнюю очередь, корысть налогоплательщиков. Низкая правовая культура обусловлена историческим фактором - существование института налогового права, в более цивилизованном виде, насчитывает в России не многим более ста лет. За это время не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговой культуре западноевропейских государств, где история сбора налогов насчитывает много веков. Ведь это на фоне борьбы с единоличной властью монарха на ввод и сбор налогов, в странах западной Европы сформировался институт парламента.[3,54]

Неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе основывается на предыдущих причинах, налогоплательщик не может уважать систему, которая не уважает его, как налогоплательщика, не учитывает его возможность оплаты налогов.

Корысть, умысел при уклонении от уплаты налогов играют не последнюю роль в причинах существования налоговых правонарушений.

Как видно из вышеописанного, на возникновение налоговых правонарушений влияют причины не только субъективного, но и объективного характера, что следует учитывать в сложившейся в стране экономической обстановке.

Состав правонарушения также образуют элементы правонарушения, первичные слагаемые системы состава правонарушения:

* объект правонарушения, т.е. объект правовой охраны, включающий в себя общественные отношения или интересы;

* субъект правонарушения - это дееспособное лицо, совершившее данное правонарушение;

* объективная сторона правонарушения, здесь имеется в виду само противоправное деяние, т.е. способ, место, время и т.д., его отрицательные последствия и причинная связь между деянием и результатом;

* субъективная сторона правонарушения характеризуется элементами цели, мотива, степени вины в форме умысла или небрежности (халатности).

Все четыре элемента состава правонарушения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Объект взаимодействует с объективной стороной состава, определяя элемент ущерба. Объективная сторона, как акт поведения, взаимодействует с субъектом правонарушения, совершающим то или иное деяние, причиняющее вред объекту.[5,212]

Опираясь на элементы состава правонарушения можно разобрать правонарушение на составляющие его элементы и подробно исследовать.

Налоговые правонарушения можно разделить на категории по нескольким основаниям. В зависимости от характера совершённого деяния, правонарушения делят на:

1. Налоговые правонарушения, ответственность за совершения которых установлена Налоговым кодексом Российской Федерации. Они в свою очередь делятся на:

А) общие налоговые правонарушения (налоговые правонарушения налогоплательщиков, налоговых агентов, экспертов, специалистов), данные налоговые правонарушения направлены на нарушение субъектами основных обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством функций. Из таких правонарушений можно выделить:

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

- уклонение от постановки на учет;

- непредставление налоговой декларации;

- неуплата сумм налога;

- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и другие.[2,263]

Б) специальные налоговые правонарушения (налоговые правонарушения банков (кредитных организаций)). Сюда относится особо очерченный законодательством круг нарушений налогового законодательства, совершаемых кредитными организациями. Эти правонарушения направлены против порядка функционирования налоговой системы. Как известно, основной макроэкономической ролью банков в национальном и мировом хозяйстве является выполнение функций финансового посредничества между участниками хозяйственного оборота. Точность и полнота соблюдения банками норм налогового законодательства в ходе осуществления банковской деятельности в части соблюдения порядка открытия счетов, сроков исполнения поручений о перечисление налогов или сборов в бюджет имеет огромное значение для эффективности функционирования налоговой системы страны.

В настоящее время предусмотрено 5 противоправных деяний банков:

- нарушения порядка открытия счета налогоплательщику;

- нарушения срока исполнения поручения о перечисление налога (сбора);

- неисполнения решений налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика;

- неисполнение банком решения о взыскании налога, а так же пени;

- непредставление налоговым органом сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка. [2,265]

2. Административные правонарушения в сфере налогообложения (налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях).

субъектами административной ответственности за совершения нарушений норм законодательства о налогах и сборах, как правило, являются должностные лица (например, руководитель, главный бухгалтер) организаций.

Предусмотрено 8 составов подлежащих наказанию административных правонарушений в сфере налогообложения:

- нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе;

- нарушение срока предоставления сведений об открытии или закрытии счета в банке или иной кредитной организации;

- нарушение сроков предоставления декларации;

- непредставление сведений, необходимых для осуществления контроля;

- нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;

- нарушения сроков исполнения поручения о перечисления налога (сбора);

-неисполнение решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

- неисполнения поручения государственного внебюджетного фонда.

Состав налоговых правонарушений, за которые предусмотрена ответственность НК РФ, продублированы в КоАП РФ с уточнением субъекта ответственности.

3. Уголовные правонарушения (налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена Уголовным кодексом Российской Федерации).

В Российской Федерации уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений была введена в 1992 году, когда действующий тогда Уголовный кодекс был дополнен ст. 162.1 «Уклонение от подачи декларации о доходах» и 162.2 «Сокрытие доходов или иных объектов налогообложения».

В Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 года №63-ФЗ предусмотрены следующие составы налоговых преступлений:

- незаконное получение и разглашение сведений, составляющих налоговую тайну (ст.183 УК РФ);

- уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица (ст.194УК РФ);

- уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст. 198 УК РФ);

- уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199 УК РФ);

- неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ).

Таким образом, уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений является самым тяжелым видом ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах и обладает следующими юридическими особенностями:

- субъектами уголовной ответственности могут являться только физические лица;

- уголовная ответственность осуществляется только в судебном порядке;

- она применятся за наиболее общественно опасное деяние – преступление и предусматривает самые строгие меры государственного принуждения;

- производство по делам о налоговых преступлениях осуществляется следственными подразделениями органов налоговых расследований Российской Федерации. [2,272]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: