Привлечение к ответственности за совершение налоговых правонарушений.




Налогоплательщик, обладая имуществом на праве собственности или другом вещном праве, всегда стремится защитить свой частный имущественный интерес от налоговых изъятий. Естественное желание налогоплательщика уменьшить размер налоговых платежей затрагивает имущественный интерес другой стороны налоговых правоотношений – государства. В такой ситуации государство, защищая публичные интересы в налоговых отношениях, вынуждено выработать специальный механизм взаимодействия с каждым конкретным налогоплательщиком, который, в конечном счете, обеспечил бы надлежащее поведение каждого лица по исполнению им налоговой обязанности.

Очевидно, что для охраны своих имущественных интересов в налоговой сфере государство должно, во-первых, создать специальный государственный орган или органы и наделить их соответствующими властными полномочиями; во-вторых, разработать эффективную систему привлечения лиц к ответственности, которая бы опиралась на законодательные акты.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений установлены разделом 6 Налогового кодекса Российской Федерации. Ответственность за совершение налоговых правонарушений наступает в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности предусмотрена гл. 22 Уголовного кодекса РФ (введен в действие с 01.01.97 г. Федеральным законом от 13.06.96 г. № 64-ФЗ).

Статья 107 Налогового кодекса РФ содержит перечень лиц, подлежащих ответственности за совершение налоговых правонарушений. В ней говорится: "Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 Налогового кодекса. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста".

• При привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения важно определить меру вины совершившего его, так как это влияет на степень ответственности. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало, либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Так же существует вариант, что обязанности по исчислению и удержанию налога у налогоплательщика возложена на определенного человека, который называется налоговым агентом.

Налоговые агенты обязаны:

• правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

• в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

• вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

• представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом для уплаты налога налогоплательщиком, Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов влечет применение к последнему ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ, в которой сказано: "Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению". В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогового агента на счетах в банках. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогового агента или отсутствии информации о счетах налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогового агента.[1,89]

Статья 108 Налогового кодекса РФ определяет общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, а именно:

• никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ;

• никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;

• предусмотренная Налоговым кодексом РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

• привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации;

• привлечений налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени;

• лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Рассмотрим более подробно, какая ответственность предусмотрена законодательством при совершение налоговых правонарушений.

Статьей 116 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения - влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей. Нарушение налогоплательщиком установленного вышеназванной статьей срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней - влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей.

За уклонение от постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени, но не менее 20 000 руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 3 месяцев - влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

Нарушение налогоплательщиком установленного Налоговым кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке - влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.[1,179]

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета - влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации - влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня. [1,179]

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода - влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, - влекут взыскание штрафа в размере 15 000 рублей. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000руб.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.[1,180]

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) - влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, - влекут взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога. Деяния, перечисленные выше и совершенные умышленно, - влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога. Это положение регламентируется статьей 122 НК РФ.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, - влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 Налогового кодекса, - влечет взыскание штрафа в размере 5 000руб. Те же деяния, совершенные физическим лицом, - влекут взыскание штрафа в размере 500 руб.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса, - влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, - - влекут взыскание штрафа в размере 5 000 руб.

Рассмотрев предусмотренные наказания, следует и обратить внимание на такие обстоятельства, которые исключают привлечение лица к ответственности, либо смягчают условия.

Перечень таких обстоятельств перечислен в статье 109 НК РФ.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) совершения деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков давностей привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Срок давности установленный налоговым законодательствам – 3 года.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

• совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

• совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

• выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов). При наличии перечисленных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Вышеперечисленные обстоятельства полностью исключают вину налогоплательщика. Далее рассмотрим обстоятельства, которые могут повлиять на решения суда, в сторону смягчения, либо отягощения наказания. Регламентирует статья 122 НК РФ.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

• совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

• совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

• иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, к которому применена налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении этой санкции.

В настоящее время самыми распространенными налоговыми правонарушениями можно назвать, во-первых:

- Непредставление налоговой декларации - одно из наиболее распространенных налоговых правонарушений, которые совершают малые предприниматели. Особенно этим грешат те, кто в последний налоговый период не вел предпринимательскую деятельность и, соответственно, не имел дохода.

- Так же очень «популярные» виды нарушений – занижение выручки, завышение себестоимости продукции, отнесение на себестоимость затрат капитального характера, незаконное использование налоговых льгот, путем оформления фиктивных документов и другие.

Таким образом, несмотря на совершенствование налоговой системы, путем внесения поправок и изменений в налоговое законодательство, существует еще множество пробелов и лазеек для недобросовестных налогоплательщиков.

Каждый человек получающий доход стремиться его увеличить, и один из способов обогащения, надо сказать очень эффективный, так как суммы недопаступившие в бюджет достигают миллионов, это неуплата налогов. Поэтому сложно предположить на какие еще выдумки горазды налогоплательщика, ради получения максимального дохода, вследствие чего доходы бюджета сокращаются.

 

Заключение

Налоги – одна из древнейших экономических и правовых категорий, определяющая взаимоотношения государства и налогоплательщика. Они представляют собой динамичную систему, развивающуюся во взаимодействии с экономическими и политическими процессами.

Налоговая система вторична по отношению к экономической деятельности общества. Это обстоятельство неизбежно ведет к возникновению пробелов в налоговом законодательстве, вследствие чего возникают зоны свободные от налогообложения, являющиеся питательной средой для всевозможных нарушений налогового законодательства. Одновременно с развитием налогового законодательства меняется система принуждения к выполнению налоговых обязанностей и ответственности за налоговые правонарушения. [3,89]

Налогообложение прошло длительное развитие на пути превращения в систему, включающую налоговое право, определенный набор налогов и налоговых органов, осуществление от лица государства принуждение. Налоговая система обслуживала все государства и существовала при всех общественных формациях. Однако лишь с оформлением товарных и рыночных отношений налоговая система и налоги получили мощный дополнительный импульс развития. Налоги имеют сложную иерархию и классификацию. Они классифицируются по нескольким направлениям: тип, каналы поступления, виды плательщиков, налоговая база, принципы установления, периодичность и т.д.

Особое место в налоговой системе занимают: учет, контроль, определение величины налога, способа и аппарата взимания его через принуждение и пресечение нарушений налогового законодательства. Элементы принуждения, используемые государством и составляющие часть налоговой системы, также прошли исторический путь развития от жестоких мер уголовного принуждения к более либеральным мерам административного воздействия, от карательных мер к мерам восстановительным.

Вступивший в силу с 1 января 1999 года Налоговый кодекс РФ определил новый вид правонарушений – налоговое правонарушение (ст. 106 НК РФ) и новый вид юридической ответственности – налоговую ответственность.

Основанием для привлечения лица к налоговой ответственности является наличие в совершенном лицом деянии всех признаков состава налогового правонарушения, предусмотренного НК РФ. Отсутствие одного из элементов обусловливает отсутствие состава правонарушения, а, следовательно, и основания для налоговой ответственности.

Привлечение лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений связано с необходимостью установления обстоятельств, смягчающих или отягчающих их ответственность.

Указанные обстоятельства устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения (п.4 ст.112 НК РФ).

Конкретной мерой ответственности за совершенное налоговое правонарушение является налоговая санкция (ст.114 НК РФ). Налоговый кодекс предусматривает налоговые санкции только в виде денежных взысканий (штрафов).

Анализ представленной информации свидетельствует о том, что резко вырастает важность и значение контрольной работы налоговых органов, и потому к ней должны предъявляться особые требования. Здесь главное - сформировать у налогоплательщиков понимание неотвратимости выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся к уплате налогов. Поэтому основной задачей остается эффективный выбор объектов налогового аудита и повышение качества проводимых документальных проверок, просветительская работа по повышению налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков. [8,35]

К сожалению, многие формы налоговых злоупотреблений не могут быть устранены только этими методами. Поэтому перед налоговыми органами стоит задача не просто выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и пытаться идти на шаг вперед посредством совершенствования нормативно - правовой базы, оперативного перекрытия возможных каналов возникновения налоговых нарушений. Следует предусмотреть установление жесткого повседневного контроля за соблюдением налогового законодательства, заблаговременное пресечение "теневых" экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от уплаты налогов. Данная работа может вестись по следующим основным направлениям:

- изменение организационной структуры налоговой администрации (создание региональных налоговых инспекций, а также федерального налогового округа, в котором должны регистрироваться крупнейшие предприятия, ведущие хозяйственную деятельность);

- ускоренное развитие информационных технологий в налоговой системе, одним из направлений которого является образование центров обработки данных, в которых создается единый информационный массив данных на основе слияния потоков информации о хозяйственной деятельности налогоплательщика, поступающей не только от него самого, но и из других источников (государственных и негосударственных структур), что позволит производить полный и всесторонний анализ информации о налогоплательщике, обеспечить соблюдение налогового законодательства всеми категориями налогоплательщиков;

- реализация мер по борьбе с неучтенным наличным оборотом денежных средств в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в теневой сектор через торговлю и оказание услуг за наличный расчет и т.п.

Важным вопросом обеспечения эффективной деятельности предприятия является создание системы налоговой безопасности. Налоговая безопасность является комплексным направлением деятельности предприятия и имеет экономические, организационные, правовые аспекты. Налоговая безопасность предполагает изучение влияния рисков налогового характера на хозяйственную и финансовую деятельность налогоплательщиков.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ от 18.12.ю2006 № 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006), (ред. от 01.12.2007)

2. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 341.07.1998 № 148-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 17.05.2007); (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 04.12.2007, с изм. от 06.12.07) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008)

3. Конституция РФ от 12.12.1993 (с учётом Федеральных конституционных законов от 21.07.2007 №5-ФКЗ)

4. Закон РФ от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (в ред. Законов РФ от 27.07.2006 № 137–ФЗ, с изм.)

5. Тедеев А.А. Налоги и налогообложение. Учебник для ВУЗов. – М.: «Приор - издат», 2004 – 496 с. (стр. 99 – 132)

6. Горгинев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987

7. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г №129-ФЗ в ред. Федерального закона от 23.07.1998 №123-ФЗ;

8. Кустова М.В., О.А. Ногина, Н.А. Шевелева Налоговое право России: Общая часть. – М.: Юристь.2001

9. Организация и методы налоговых проверок: Учеб. Пособие/Под ред.д-ра экон.наук, проф.А.Н.Романова. – М.: Вузовский учебник,2004

10. Дадашев А.З., Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации – М.: Книжный мир,2002

11. Налоговое право России: учебник для ВУЗов / отв. Ред. Ю. А. Крохина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2007

12. Налоговые проверки: учебное практическое пособие/ Л.В. Спирина, В.А. Тимошенко – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2006

13. www.nalog.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: