Конечно, кажется, вообще говоря, к тому же, наконец, вдобавок, впрочем, казалось бы, вообще, итак, к несчастью, в конечном счете, значит, ведь, однако.
Упражнение №2 (Отрабатывает умение видеть вводные слова в тексте и отличать их от других слов. Основной прием – сопоставление, распределение)
Расставить знаки препинания. Определить, где вводные слова, а где слова, похожие на них, подчеркнув их как члены предложения.
1. К несчастью его никто не остался равнодушным. К несчастью проливные дожди продолжали затапливать поле. 2. Отец верно приедет из командировки завтра. Егор верно решил задачу по химии. 3. Удостоверение действительно еще год. Нам действительно очень нужно найти этот учебник. 4. Все инструкции должно быть находятся внутри конверта. Подробное объяснение должно быть напечатано на отдельном листе. 4. Этим летом возможна засуха. Этим летом возможно будет засуха.
Расставить знаки препинания. Определить, где вводные слова, а где слова, похожие на них.
1. Определенно он опоздает я ведь его хорошо знаю. 2. Итак все мои надежды рушились.3. Я к сожалению должен идти. 4. Но и этот громкий голос пролетел видимо мимо её сознания. 5.Ситуация стала мне понятна. Однако я попрошу вас объяснить ваше поведение. 6. Маяковский однако стремился всегда находиться в «буче жизни». 7. За подобные проступки Антон Сергеевич вообще наказывал строго. 8. Твое доброе отношение к моим детям значит для меня очень многое. 9. На досуге я дал волю своему воображению или лучше сказать соображению. 10. Наконец тропа была найдена и мы бодро пошагали дальше. 11. И откуда скажите на милость вы набрались таких глупостей? 12. В конечном счете можно было и не обращать внимание на такую мелочь. 13. Наверно не знаю но кажется вся эта выходка была преднамеренная а не импровизированная. 14. За уроками ты сидишь мало значит ожидать от тебя отличных результатов не следует. 15. Ты наверное находишься в суровых условиях если верить тому что рассказывал о своей жизни Аркадий ведь ваша буровая находится совсем рядом с его.
|
На втором этапе обязательно повторяем постановку знаков препинания при вводных конструкциях. Особое затруднение вызывают предложения, в которых рядом с вводным словом находятся союзы А, НО, И. Необходимо напомнить правило:
1. Вводное слово отделяется от предшествующего союза запятой, если это вводное слово можно выбросить из предложения или переставить в другое место без нарушения его структуры.
ПРИМЕР: Мы решили продолжать путь без проводника, но, к великой нашей досаде, совсем потеряли дорогу.
ПОЯСНЕНИЕ: Можно выбросить вводную конструкцию из предложения, и оно будет выглядеть следующим образом: Мы решили продолжать путь без проводника, но совсем потеряли дорогу.
2. Вводное слово не отделяется от предшествующего союза запятой, если изъятие вводного слова из предложения или его перестановка
Невозможны.
ПРИМЕР: Он вернется сегодня, а может быть, завтра.
3. Не отделяются запятой вводные слова от союзов, употребленных в абсолютном начале предложения.
ПРИМЕР: И действительно, все у него получалось удивительно вовремя и складно.
Упражнение №3 (отрабатывает умение расставлять знаки препинания при вводных словах)
Расставить знаки препинания.
|
1. Напуганный двумя дурными по его мнению предзнаменованиями Вандага заявил что идти дальше без сомнения означало бы подвергаться явной опасности.
2. Матвей Лозинский разумеется не знал еще к своему несчастью местных обычаев.
3. Плясали кажется лишь по сознанию что сегодня праздник следовательно надо веселиться.
4. Про вас я не слыхал к несчастью ничего но многое от вас конечно я узнаю.
5. Этот по словам Аркадия Павловича государственный человек был роста небольшого.
6. Танки прорывались на окраины и каждый раз по расчетам немецких штабов Ленинград должен был пасть.
7. По моему мнению это не очень хорошая мысль прыгать вниз без страховки.
8. Короче говоря ему не понравилась наша компания и он ушел громко хлопнув входной дверью.
9. К счастью Печорин был погружен в задумчивость и кажется вовсе не торопился в дорогу.
Упражнение №4 (отрабатывает умение расставлять знаки препинания при вводных словах, сочетающихся с союзами А, НО, И)
Записать предложения, расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
1. Врач уже закончил прием но конечно тяжелого больного посмотрит.
2. Мы во-первых должны создать презентацию к нашей работе а во-вторых представить её на конкурсе.
3. Автобус приедет на остановку часов в пять а может быть и раньше.
4. После дождей горный поток обрушился на село но к счастью людей успели эвакуировать.
5. Они не испытывали друг к другу симпатии а напротив с трудом скрывали неприязненное отношение.
6. И действительно мы подошли к пристани ровно через час.
Последним этапом мы отрабатываем задания, аналогичные тем, которые повстречаются ребятам на экзамене.
Упражнение №5 (задания, аналогичные ОГЭ)