ПРОЕКТ
РЕКОМЕНДАЦИИ
VII Северной межрегиональной конференции
по актуальным вопросам социальной защиты работников Крайнего Севера
и приравненных к ним местностей
октября 2021 года г. Архангельск
Участники VII Северной межрегиональной конференции по актуальным вопросам социальной защиты работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее – Конференция), представляя стороны социального партнерства на федеральном, территориальном и отраслевом уровнях органы исполнительной и законодательной ветвей власти, научные и общественные организации, провели экспертное обсуждение вопросов, связанных с привлечением и закреплением трудоспособного населения в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. По итогам состоявшегося обсуждения, участники Конференции считают необходимым отметить следующее:
- социально-экономическое развитие районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и Дальнего Востока имеет для экономики страны важное стратегическое значение и неразрывно связано с решением вопроса привлечения и закрепления трудоспособного населения в вышеуказанных регионах;
- действующая в настоящее время система государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и на Дальнем Востоке, не в полной мере обеспечивает уровень возмещения физических, моральных и материальных затрат, связанных с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях, на что указывает миграционная убыль населения в большинстве вышеуказанных регионов. Качество и уровень жизни населения большей части северной и дальневосточной территорий отстает от средних показателей по Российской Федерации;
- основными мотивационными моментами, влияющими на привлечение и закрепление трудовых ресурсов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности на сегодняшний день являются: повышенный размер оплаты труда; условия обязательного социального страхования; развитая социальная инфраструктура и доступность социальных услуг; предоставление и безусловное выполнение дополнительных государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих или отработавших свой трудовой стаж в районах, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям;
- вопросы привлечения и закрепления профессиональных кадров в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не могут быть решены исключительно силами субъектов Российской Федерации и поэтому требуют особого внимания и оперативных решений от законодательной и исполнительной власти на всех уровнях;
- для ускоренного развития северных территорий создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики; приняты Указы Президента РФ: от 5 марта 2020 г. №164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» и от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»; распоряжение Правительства РФ от 15.04.2021 г. №996-р «Об утверждении единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»; разработан и реализуется ряд федеральных программ, направленных на повышение качества и доступности социальной инфраструктуры в Дальневосточном федеральном округе. Все это вкупе является хорошими предпосылками для комплексного решения задач по привлечению и закреплению трудовых ресурсов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и на Дальнем Востоке.
- обсуждение и поиск конкретных механизмов и подходов к достижению целей, указанных в вышеуказанных стратегических документах государственной политики и имеющих отношение к социальной сфере, должны проходить с привлечением экспертного сообщества и сторон социального партнерства на всех уровнях взаимодействия.
Исходя из вышеизложенного, участники Конференции РЕКОМЕНДУЮТ:
Правительству Российской Федерации:
- обеспечить необходимые ассигнования, в том числе за счет федеральных субвенций и субсидий на финансирование работников бюджетной сферы с учетом действующей нормативной и правовой базы, регулирующей вопросы оплаты труда, включая заключенные соглашения в трудовой сфере;
- обеспечить возможность участия сторон социального партнерства в работе по реализации мероприятий, имеющих отношение к социальной сфере и включенных в Единый план мероприятий по реализации Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года;
- в целях реализации мер, направленных на выполнение основных задач, указанных в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года разработать дополнительные программы и мероприятия, связанные с:
а) в сфере социального развития Арктической зоны
- государственной поддержкой действующих организаций, осуществляющих деятельность в области оздоровления населения, спорта, физической культуры, внутреннего туризма;
- государственной поддержкой действующих организаций в области культуры;
б) в сфере экономического развития Арктической зоны
- выработкой единого подхода по решению вопроса компенсаций субъектам предпринимательской деятельности издержек, связанных с низкой конкурентоспособностью в силу необходимости предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
- проработать возможность распространения государственных программ, направленных на привлечение и закрепления трудовых ресурсов в Дальневосточном федеральном округе и Арктической зоне Российской Федерации на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, не входящие в состав вышеуказанных макрорегионов;
- разработать отдельные программы, направленные на реабилитацию работников и членов их семей, перенесших коронавирусную инфекцию COVID-19 и проживающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и на Дальнем Востоке;
- разработать отдельные программы или предусмотреть в имеющихся программах социально-экономического развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях отдельные разделы, связанные с государственной поддержкой молодежи и направленные на привлечение и закрепление молодых специалистов;
- при реализации механизма «регуляторной гильотины» обратить внимание на необходимость обязательного предварительного общественного обсуждения с участием сторон социального партнерства норм, имеющих отношение к социальной и трудовым сферам, в целях недопущения рисков снижения достигнутого объема гарантий и компенсаций лицам, осуществляющих свою трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и на Дальнем Востоке.
Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
- принимать активное участие в разработке и реализации мероприятий, включенных в Единый план мероприятий по реализации Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года;
- активизировать консультации со сторонами социального партнерства и заинтересованными органами исполнительной власти Российской Федерации в части решения вопросов:
- возможности применения к жителям Крайнего Севера/ приравненных к ним местностей/ Арктической зоны Российской Федерации/ Дальнего Востока норм обязательного социального страхования, предполагающих более ранний выход на пенсию как одного из эффективных инструментов привлечения и закрепления трудовых ресурсов в регионах;
- возможности сохранения районного коэффициента к пенсиям при выезде пенсионеров на постоянное место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
- индексации пенсий работающим пенсионерам;
- определения состава МРОТ как величины, не включающей в себя компенсационные и стимулирующие выплаты.
- продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы в области охраны труда с учетом специфики осуществления трудовой деятельности в условиях воздействия экстремальных природно-климатических факторов в ряде районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
Провести парламентские слушания по вопросам и предложениям настоящих Рекомендаций, в том числе по вопросам законодательного закрепления:
- возможности применения к жителям Крайнего Севера/ приравненных к ним местностей/ Арктической зоны Российской Федерации/ Дальнего Востока норм обязательного социального страхования, предполагающих более ранний выход на пенсию как одного из эффективных инструментов привлечения и закрепления трудовых ресурсов в регионах;
- возможности сохранения районного коэффициента к пенсиям при выезде пенсионеров на постоянное место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
- индексации пенсий работающим пенсионерам;
- определения состава МРОТ как величины, не включающей в себя компенсационные и стимулирующие выплаты.
- нормы о выплате процентной надбавки к заработной плате для молодежи в возрасте до 35 лет в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
Общественной Палате Российской Федерации, Общественным Палатам субъектов Российской Федерации:
- провести слушания по вопросам и предложениям настоящих Рекомендаций.
Органам законодательной и исполнительной власти, сторонами социального партнерства субъектов Российской Федерации:
- осуществлять постоянный мониторинг и контроль за соблюдением трудового законодательства и действующей нормативной и правовой базой, регулирующей вопросы оплаты труда, в том числе с учетом заключенных соглашений;
- провести рассмотрение настоящих Рекомендаций на площадках региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и направить итоговые решения в организационный комитет Конференции;
- разработать и направить в адрес Правительства Российской Федерации, ФНПР свои предложения по внесению изменений или дополнений в действующую нормативную правовую базу;
- развивать межсубъектные форматы взаимодействия на разных уровнях с целью использования конкурентных преимуществ отдельных субъектов Российской Федерации в решении вопросов социально-экономического развития своих регионов.
Федерации Независимых Профсоюзов России:
- от имени участников Конференции направить настоящие Рекомендации в адрес Правительства Российской Федерации, Государственной Думы, Совета Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей;
- инициировать обсуждение итогов Конференции на площадках Общественной палаты Российской Федерации, межфракционной рабочей группы «Солидарность» Государственной Думы, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- осуществлять общую координацию действий, направленных на реализацию настоящих Рекомендаций.