1. Выборы и избирательное право
2. Избирательное право
3. Избирательная система РБ
Выборы –неотъемлемая характеристика демократии. Это дорогостоящая процедура.
Функции выборов:
1. Путем выборов граждане реализуют свои политические права
2. Формируются органы власти
3. Осуществляется преемственность власти
4. Выдвижение лучших представителей из народа
5. Происходит легитимность власти
6. Выборы – это форма контроля над властью
7. Осуществляется мирная конкуренция интересов
Выборы – набор правил и процедур, в соответствии с которыми люди выдвигают своих представителей для выполнения каких-либо общественных функций, для выполнения органихаций или государством.
В каждой стране существует законодательство, где прописаны правила и процедуры, по которым проходят выборы. Предполагается, что в выборах должны участвовать все граждане. Ранее существовали избирательные цензы. Это установленное законом обязательные требования, которым должны отвечать граждане для получение права на участие в выборах. (возрастной ценз, половой ценз, имущественный ценз, социальный ценз, ценз гражданства).
Принцип избирательного права:
1. Всеобщность выборов – все граждане, достигшие определенного возраста, имеют право участвовать в выборах.
2. Принцип свободных выборов: граждане сами решают, участвовать ли в выборах, за кого голосовать.
3. Равенство выборов: избиратель имеет равное количество голосов и каждый депутат представляет одинаковое число избирателей
4. Тайные выборы
Избирательное право – активное право гражданина избирать, пассивное право гражданина быть избранным.
Осуществление избирательного права – прямые выборы (граждане участвуют лично и избирают представителя), косвенные выборы (граждане участвуют в выборах через выборщиков).
|
Голосование: бумажное, электронное.
Типы голосования: альтернативный, кумулятивный, лимитированный.
Альтернативный тип голосования – избиратель имеет 1 голос («за» и «против»).
Кумулятивный тип голосования - избиратель имеет больше голосов, чем количество зарегистрированных кандидатов, и может отдать голоса одному кандидату или распределить между разными. Используется на местных выборах.
Лимитированный тип голосования – у избирателя меньше голосов, чем количество зарегистрированных пользователей.
Процедура выдвижения кандидатов:
1. Сбор подписей
2. Выдвижение политическими партиями
3. Праймериз (первичные выборы)
4. Внесение избирательного налога
Избирательная система – совокупность установленных законом правил и процедур, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.
1. Мажоритарная (большинство)
1.1. Абсолютного большинства (≥50%) – Франция
1.2. Относительного большинства (большее количество голосов, чем у соперников). Проводится в 1 тур – США, Великобритания (двухпартийная система в государстве). Плюсы: учитывается мнение большинства избирателей определенного круга/страны, стабильное правительство.
Минусы: много туров – затраты, много неучтенных голосов (≈49%), нет адекватного соотношения между поддержкой, которую получает пария в стране, и количеством депутатов от этой партии в парламенте.
Голосование за конкретную личность. От округа 1 человек.
|
2. Пропорциональная
Чем больше партия получает голосов, тем больше мест в парламенте. (соревнование между политическими партиями – страны ЕС) партия составляет список кандидатов. Чем больше голосов, тем больше людей из списка попадут в парламент. Закрытые списки – избиратель не в праве что-либо менять в списке (Израиль, Греция, Португалия). Открытые списки - избиратель может поменять местами представителей партии в списке (Бельгия, Италия). Полужесткие списки (Нидерланды) – избиратель может менять кандидатов местами, кроме стоящего на первом месте.
Избирательная квота – это минимум голосов, необходимых для избрания одного депутата. Все голоса делятся на избирательную квоту. Это количество мест, которое партия получает в парламенте.
Учитывается избирательный порог – определенный процент голосов избирателей, который должна получить партия, чтобы быть представленной в парламенте. Плюсы: демократичность, учет политических симпатий населения, стимулирует многопартийность. Минусы: сложный подсчет голосов, избиратель голосует за партию, а не за личность. Личные качества лидера уходят на второй план, если в парламент проходит более 10 политических партий, это затрудняет работу парламента, формирование правительства (Италия).
3. Смешанная система предполагает то, что выборы проводятся по мажоритарной и пропорциональной системе одновременно. (Германия) 2 бюллетеня у избирателя, 2 голоса. Количество депутатских мест получают крупные политические партии.
Согласно Конституции каждый гражданин может избирать и быть избранным (ст. 38).
|
Ограничения: если меньше 18 лет, не гражданин РБ, находятся в следственном изоляторе, в тюрьме, арестован.
Мажоритарная система абсолютна и относительна большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства избирается президент и депутаты парламента местных советов.
В РБ для выдвижения на пост Президента – сбор подписей (100 тыс.):
· Выдвижение политическими партиями (от 1 округа – 1 кандидат)
· Выдвижение трудовыми коллективами (300 человек)
· Сбор подписей (1000 – депутаты парламента, палата представителей, 150 – область, 75 – район/город, 20 – поселок)
В местные советы депутатов могут выбираться граждане России.
В РБ используются прямые выборы. Совет республики – косвенные. Активное избирательное право – с 18 лет. Пассивное избирательное право – 21 год (Палата представителей), 18 лет (местные советы), 35 лет (президент).
Отсутствую ограничительные цензы, кроме возрастного и гражданства. Альтернативный тип голосования – 1 голос. Обеспечиваются все принципы избирательного права. Выборы свободные, тайные. Для проведения выборов создается избирательная комиссия. Центральная избирательная комиссия – постоянная. Могут создаваться областные, городские, районные, окруженные, участковые, комиссии к выборам.
В РБ для обеспечения равенства всем кандидатам - равные условия и равные возможности. Средства на проведение предвыборной кампании также равны. Государственные СМИ должны бесплатно обнародовать информацию о кандидатах. На участках допускается присутствие наблюдателей. Используютс бумажные бюллетени. Кандидаты в предвыборной кампании освобождаются от профессиональной деятельности, должны быть связны с округами.
Проводятся референдумы по важным общественным политическим проблемам на центральном и местном уровне. Граждане РБ могут инициировать проведение референдума (450 000 подписей, не менее 30 тысяч от каждого региона).
Референдумы могут проводиться по инициативе Президента и палаты парламента. Решения референдума могут быть изменены только следующим референдумом, если иное не определено референдумом. В РБ было 3 референдума.
Политическая культура.
1. Сущность понятия.
2. Типы политической культуры.
Введено понятие в 19 веке Геддером. Американские ученые Г. Алмонд и С. Верба. Попытались выяснить элементы политической культуры.
Алмонд: 2 уровня политической системы – институционный и ориентационный (особые формы отношений, ориентаций людей к разнообразным политическим институтам).
В ориентационном уровне 3 составляющие:
1. Ориентация населения – познавательна организация (наши знания).
2. Эмоциональная ориентация (наши чувства к тем, кто представляет власть, к политическим институтам).
3. Оценочные ориентации (наши оценки, суждения).
В совокупности эти ориентации характеризуют политическую культуру.
Модель политического поведения.
Политическая культура –это совокупность политических знаний, убеждений и принципов, проявление в способах и результатах политической деятельности.
Что влияет на формирование политической культуры личности:
1. Сама политическая система общества
2. Государство
3. Религия
4. Внешняя политика государства
5. Революции и потрясения в обществе
6. СМИ
7. Наличие свободного рынка, свободной экономики
8. Географический фактор (территория страны, особенности климата, ландшафта).
Субъект политической культуры – индивид, народ, партия, класс.
Объект политической культуры – политическая система и ее отдельные элементы.
Политическая культура складывается из индивидуальных политических культур.
В обществе могут присутствовать политические субкультуры – совокупность политических ориентаций, которые отличатся от доминирующей в обществе политической культуры (например региональная субкультура, этнолингвистическая субкультура, социально-экономическая субкультура, религиозная субкультура, возрастная субкультура, половая субкультура и др.).
Политическая культура может оказывать трехстороннее воздействие на политические процессы:
1. Политическая культура воспроизводит традиционную для данного общества установки и ориентиры
2. Политическая культура способна порождать новые, непривычные для общества формы политической жизни.
3. Политическая культура способна комбинировать элементы прежнего и нового политического устройства.
Типы политических культур.
1. Типология Г. Алмонда и С. Вербы:
1.1. Патриархальная политическая культура – характерна для общества, где еще не сформировалась политическая система.
1.2. Подданническая политическая культура, или культура подчинения – характерна сильная ориентация на государство и политическую систему, но существует низкий уровень политической активности, участия населения в политике.
1.3. Активистская политическая культура – характерно активное политическое включение человека в политическую деятельность, стремление оказать влияние.
Смешанные типы политической культуры:
А) патриархально – подданническая
Б) подданническая- активистская (19- нач. 20 века)
В) патриархально-активистская
1.4. Культура гражданственности -является продуктом длительного формирования либерально –демократических ценностей в государстве, характерен баланс между индивидом и государством, между активностью и пассивностью индивида (США, Великобритания).
2. Типология Баталова (советский ученый):
2.1. Рыночная политическая культура: политика – сфера конкретного свободного обмена деятельностью; в центре – индивид; свободное активное участие человека в политике; политическая система саморегулируется.
3. 3.1 западная политическая культура:
· Восходит корнями к древней Греции и Древнему Риму
· Ценностное отношение к труду
· Присутствие состязательности, стремление к прогрессу, плюрализм мнений.
· Регулятор жизни – закон
· Политика рассматривается как сфера достижения
3.2 восточная политическая культура:
· восходит к общинному азиатскому обществу (арабско-мусульманская культура)
· общество господствует над человеком
· отсутствует традиция частной собственности
· важная роль религии
· власть – удел избранных, имеют высокий статус
· важнейший регулятор жизни – традиции и обычаи
Белорусская политическая культура:
1. синтез восточной и западной политической культуры
2. персональное восприятие власти
3. преклонение перед властью и государством
4. низкий уровень гражданской самоорганизации
5. неприятие людьми контроля над властью
6. низкий авторитет законности и права
7. общество апеллирует к общим и интересам
8. инфантильность и чрезмерная доверчивость нашего населения
9. слабость партий, организаций
10. раскол общества на 2 лагеря: сторонники старых советских традиций и сторонники новых демократических преобразований.